Урок кубановедения в 3 классе по теме Промыслы и ремесла Кубани


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 города Краснодара

Урок по теме:

«Промыслы и ремесла на Кубани»

3 класс

Учитель: Авдалова Л.Э.

Цели урока: уточнить знания детей о народных промыслах и ремеслах

Кубани, научить различать понятия «ремесла и промыслы»;

развивать любознательность, расширять кругозор, знания

старины, творчество;

воспитывать чувство гордости и патриотизма за свой край,

уважение к людям различных профессий.

Оборудование: рисунки с изображением народных умельцев,

изделия народных промыслов, цветные карандаши,

мультимедийная презентация.

Ход урока.

Организационный момент.

Знакомство с темой урока.

-Прочитайте тему урока.

-Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить?(о промыслах и ремеслах)

— Какие промыслы и ремесла на Кубани вы знаете?(земледелие, скотоводство, рыболовство, охота, кузнечное дело, лозоплетение, ткачество, вышивка, гончарное, бортничество и др.)

— Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправимся в прошлое и посетим кубанскую станицу.(слайд 1)

— Коренные жители станиц- казаки издревле занимались земледелием и скотоводством. Те, кто знал какое-то мастерство занимались им лишь для своих нужд. Люди устраивали свой быт, изготовляли мебель, посуду, украшали свой дом, свою одежду. Таким образом, развивались промыслы и ремесла.

-Давайте с вами вспомним, что такое ремесло?(профессиональное занятие, профессия)

-А что такое промысел? (добывание чего-нибудь, добыча, охота)

Работа по теме урока.

1. -Давайте с вами заглянем в гончарную мастерскую. (слайд 2)

— В каждой кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда: макитры, махотки, глечики для хранения молочных продуктов, миски, ситечки, кувшины для вина. Свои изделия гончары разводили по селам и станицам и выменивали на пшеницу, и редко на рожь. Гончаров на Кубани называли горшечниками. (слайд 3)

Гончарное ремесло развивалось на Кубани в тех районах, где поблизости залегала хорошая вязкая глина, вблизи рынков сбыта. Глины по берегам рек было очень много. Глиняная посуда сначала лепилась руками, позже появился гончарный круг, приводившийся в движение рукой и ногой. Гончар бросал на середину круга кусок мокрой глины и толкал круг ногами или рукой. (слайды 4-5) Круг вращался, глина под его умелыми пальцами принимала определенную форму

После того как изготовленные изделия подсыхали, их обжигали в специальных печах. Форма сосудов была разнообразной и зависела от назначения данного изделия в быту. (слайд 6)

— Рассмотрите рисунки с изображением изделий гончара и попробуйте определить, какую посуду для чего можно использовать? (слайды 7-11)

2. – А теперь давайте тихонько, чтобы не мешать, заглянем в окошко следующей хаты. Здесь казачки занимаются различным рукоделием.(слайды 12-13)

-Наиболее развитыми видами рукоделия на Кубани были вышивка, кружево, ткачество. Народные мастерицы вышивали рушники, скатерти, салфетки, наволочки, занавески, рубахи, подзоры и др. в вышивке использовали геометрический, растительный и животный орнамент. В кубанской вышивке изображали солнце- как символ тепла и жизни, женскую фигуру или цветущее дерево – это символы плодородия земли, птицы- символы весны, просыпающейся жизни. (слайды 14-16)

— Искусство вышивки всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. Наши предки верили, что вышитые полотенца и скатерти в доме ограждают от всякого зла, а вышивка на одежде хранит того, кто ее носит. Когда казаки уходили на войну, женщины им дарили вышитые своими руками рубашки, полотенца, чтобы вдали от дома те охраняли их.(слайды 17-18)

— Кроме вышивки, на Кубани было распространено ткачество и кружевоплетение. В каждой семье женщины должны были владеть различными видами рукоделия. Неумение ткать и вышивать считалось большим недостатком у женщин. (слайды 19-21)

— Ребята, у вас на партах лежат полоски бумаги. Вам нужно придумать и нарисовать орнамент для рушника.

( учащиеся работают самостоятельно 5-7 мин.)

Физкультминутка.

3. Очень интересный вид народного искусства- плетение из лозы, соломы, листьев початков кукурузы.(слайд 22)Лозоплетение – одно из древнейших промыслов. На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины. Очень многую домашнюю утварь жители кубанских станиц делали из лозы. (слайд 23) Это были всевозможные корзины, верши, коробы. Из листьев кукурузы плели кошельки, из соломы – циновки, коврики, шляпы, игрушки. Из камыша-колыбели, столы, стулья, лукошки. В наши дни мастера продолжают традиции кубанского лозоплетения. (слайд 24-26)

4. Резьба по дереву была распространенным видом народного промысла Кубани. (слайд 27) Часто можно было встретить резьбу на различных предметах быта: деревянные блюда, прялки, ткацкий станок. (слайды 28-30) На Кубани казаки особое значение придавали деревянной отделке дома. Дом украшали не только с целью сделать его красивым, но и с целью защитить от всего недоброго, от злых сил. На крыше устанавливали «небесного охранителя» (петух, конек или голубки). На окнах делали резные обналичники, украшали так же ворота. (слайд 31)

5. Кузнечное дело. (слайд 32)Кованые изделия, выполненные мастерами в прошлом веке, можно еще встретить в некоторых станицах и городах края, а так же в Краснодаре. В основном это ажурные ограды, крылечки домов, оконные и дверные решетки. (слайды 33-34)

Почитание кузнецов с глубокой древности переходило из поколения в поколение: кузнец и коня подкует, и серп с косой сделает, и в строительстве незаменимый помощник.

6. – Ребята, а знаете вы, что такое бортничество? (слайд 35)

А это название промысла сбора меда. Кроме этого на Кубани занимались рыболовством и охотой.

Закрепление изученного материала.

— Распределите слова на две группы: вышивка, вязание, плетение из лозы, изготовление глиняной посуды, изготовление кованых изделий, бортничество, охота, добыча рыбы, сбор лесных ягод и орехов, ткачество.

(учащиеся делят слова на две группы: ремесла и промыслы).

Итог урока.

— С какими видами народных ремесел и промыслов на Кубани вы познакомились? (слайд 36)

— Что больше всего запомнилось, заинтересовало?

— О каких традициях и верованиях кубанского народа вы узнали.

Мастера- умельцы с большой любовью относятся к своему делу, природе, людям, чтят и укрепляют традиции Кубанской земли. И вы должны быть достойными приемниками лучших традиций своего народа. ( слайд 37)

Домашнее задание.

Найти кубанские пословицы о труде, принести образцы изделий различных ремесел Кубани.






See also:
Яндекс.Метрика