Урок кубановедения по теме Кубанские сказки 3 класс


МАОУ СОШ № 71

УРОК КУБАНОВЕДЕНИЯ

3 КЛАСС

Тема урока: Кубанские сказки.

Подготовила:

учитель начальных классов,

Исмаилова С.Р.

Краснодар, 2013г.

Цели урока:

образовательные: познакомить детей с тематикой кубанских сказок, с особенностями, структурой и содержанием сказки «Золотой колос»;

развивающие: развивать кругозор учащихся, мышление, память, воображение, познавательную активность;

воспитательные: продолжать знакомство учащихся с историей и культурой родного края посредством привития уважения и любви к кубанской земле, труду человека.

Оборудование:

для учителя: мультимедийный проектор, презентация кубанских сказок, сборник «Кубанские народные сказки и легенды», рисунки с изображением сказочных персонажей, одежды казака и крестьянина, колоса, музыкальная запись песни Кубанского казачьего хора, зерна пшеницы, блокноты,

хлебобулочные изделия.

для учащихся: учебники по Кубановедению 3-4 класс (Паскевич Н.Я.).

Ход урока:

ЭТАПЫСОДЕРЖАНИЕПРИМЕЧАНИЕ

IОрганизация Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня на урокеначалаКубановедения вы узнаете много нового и интересного.урока Я надеюсь, что мы получим радость от общения

друг с другом, а может оно будет и сказочным.

А кто из вас любит сказки?(…) Чтобы любить сказки, нужно их понимать. Я помогу вам понять сказку и любить ее.

Сказочный клубок. рисунки всех

Я шла к вам на урок и вспоминала сказки. А названых от волнения все они перепутались. Вот послушайте, что героев на

у меня получилось, и помогите героям найти свои сказки, доске Жили-были дед да баба. И была у них курочка Репка. Пошла однажды Репка погулять. Катилась, катилась по дороге, видит, а на ее пути теремок стоит. Выглядывает из окошка Колобок и Репку в гости зовет, чай пить. Зашла Репка в теремок, а там Емеля на печи живет. Побыла Репка в гостях да домой вернулась. Тут мышка бежала, хвостиком махнула, Репка упала и разбилась. Дед плачет, баба, плачет, а курочка кудахчет: «Не плачь дедка, не плачь бабка, я вам новую Репку снесу, не золотую, а простую «. Сдержала она слово. И жили все дружно и счастливо.

Учитель: Вы узнали героев, назовите их? (…) Сколько в этой Путанице спряталось сказок? Назовите эти сказки.

По каким приметам мы узнаем сказку из всех литературных произведений?(…) Правильно, это и структура, и волшебные герои, и троекратный повтор, и борьба добра со злом и многое другое).

Кто автор сказок, которые мы уже сегодня назвали?(…) Как называются такие сказки?(…) Правильно, сказки еще бывают авторские, а эти герои, действительно, из русских народных сказок.

Кто догадался, какова тема нашего сегодняшнего урока?(…) Россия — великая страна. Наша Кубань лишь небольшая часть этой державы. Поэтому мы будем изучать не русские народные сказки, а лишь некоторые кубанские народные сказки. Кубань богата своими сказками.

IIИзучение Введение в тему по сборнику «Кубанские народные сказки

нового и легенды».рассказ

материала Учитель: Обратите внимание на экран. Все сказки и легенды учителяиз этого сборника были собраны в фольклорно-этнографической сопровожэкспедиции.дается

1. Это сказка «Ивашка», ее записали в станице Геймановской. слайд-шоу Сказка повествует о находчивости и смекалке кубанского

мальчика. 2. В станице Ленинградской, которая славится своими плодородными садами, была записана сказка «Золотой и огненный дождь». В ней воспевается трудолюбие и усердие кубанской девушки. 3. Легенда «Николай Угодник и Касьян» тоже о трудолюбии и взаимовыручке. 4. Сказ из станицы Геймановской «Альяна» помогает нам поверить в то, что добро всегда побеждает зло. 5. Сказка «Коза-дереза» учит нас ценить то, что мы уже имеем, показывает, как важно говорить правду. 6. Станица Ирклиевская, богатая природным газом, подарила нам сказки «Казак» и «Фимка». Они учат нас верить в свои силы. А иллюстрации к сказкам сделали ребята из Краснодарской художественной школы № 3. Они ваши сверстники им по 9-10 лет.

Работа по учебнику.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам отправиться в мир кубанской сказки. Откройте учебник на странице 31. Перед вами сказка «Заветный колос».

Прием антиципации.

Учитель: Посмотрите на иллюстрацию к сказке. Давайте предположим, о чем будет идти речь в этой сказке?(…)

Словарная работа.

Учитель: Обратите внимание на экран. Здесь написаны слова,слова появ

характерные для кубанского быта и говора. Может быть некото- ляются

рые из них вам знакомы. Но, чтобы было легче понимать текст, на экране мы вместе определим значение этих слов(хутор, курень, чернозем, атаман, пан, казак, батрак, терн, Запорожская Сечь).

Чтение первой части текста учителем.

Учитель: Читать сказку начну я, а вы внимательно следите за моей интонацией, особенно, с которой я буду читать зачин.

Беседа.

Учитель: На берегу какой реки, по рассказам дедов, находится особенное место, где появляется старик Урожай с заветным колосом?(…) Как звали казака, о котором идет речь?(…) Какое решение принял казак?(…)

Ну что, ребята, подтверждаются ли наши предположения, которые мы делали до чтения сказки?(…)

Физкультминутка.музыкальная

Учитель: Вот как тяжело придется казаку. Да и нам не мешало бы запись отдохнуть (Под веселую песню Кубанского казачьего хора выполняем движения танца Барыня).

Чтение второй части текста сильным учеником. Учитель: Давайте продолжим чтение. …, пожалуйста.

Беседа. Учитель: Как очищал поле казак?(…)

Сколько раз ему пришлось сделать эту работу?(…) Наверное, должен быть и 3 повтор.

Что можно сказать о характере героя?

А теперь давайте представим себе его внешне. Перед вами

III Итог урока

Типичные образы кубанского казака. Посмотрите на них внимательно и скажите, что общего во внешности этих людей (ясный смелый взгляд, казаки широкоплечие, пышные усы, волевой подбородок и т.д.)

Игра «Одень казака».на доске

Учитель: А теперь давайте поиграем. Вам необходимо из пред- прикрепленыставленной одежды выбрать именно казацкую (у доски работают нарисованныенесколько человек).газыри

Чтение третьей части текста учителем.черкеска

Учитель: Давайте продолжим чтение сказки. Наверное, нас ждет буркачто-то интересное. (По ходу чтения можно обратить внимание на папаха-то, что к казаку обращаются с расположением, доброжелательно кубанка иказаче).другая

Беседа. не казацкая

Учитель: Кто из героев сказки появляется в этой части? (…) одежда

Давайте зачитаем предложения с описанием внешности

Урожая. (Дети зачитывают). Действительно, наша Кубань славится

своими бескрайними плодородными землями и богатым урожаем.

Что подарил Урожай Батогу на счастье?(…)

Почему старец выбрал именно этого казака?(…)

Чтение четвертой части текста учениками по цепочке.

Учитель: Ну вот мы и подошли к финалу сказки. Читать предлагаю

вам по цепочке, каждый по одному предложению. Пожалуйста, ….

начинай.

Беседа.

Учитель: Что увидел казак, когда проснулся?(…) Вот и третий повтор.

Найдите в этой главе слова, которыми описывается колос(…)

Найдите в этой главе слова, которыми описывается поле(…)

Как стал ухаживать за своими посевами Батог?(…)

Я думаю, что вы обратили внимание на то, что даже природа помогала казаку в его нелегком труде?(…) Видите, как важна дружба, взаимная любовь между человеком и землей. Только в этом случае даст она хорошие плоды.

Какая пшеница уродилась у казака за его трудолюбие?(…)

Обобщающая беседа.

Учитель: Итак, вы познакомились, с одной из народных кубанских сказок. Давайте сделаем вывод. Так почему же старик Урожай подарил казаку заветный колос?(…)

Сказка эта прославляет трудолюбие, усердие, любовь к родной земле. Именно такие люди как Батог живут у нас на Кубани: выращивают хлеб, собирают небывалые урожаи. Каждый год в нашем городе проводится торжественный и яркий праздник урожая, на который съезжаются хлеборобы всех уголков Кубани. И каждое хозяйство везет на праздник свой заветный колос. Тяжелый, словно золотой, колос, на 100 зерен.

У меня в руках только крохотная частичка этого урожая, учитель

Я хочу подарить вам на память о нашем уроке эти зернышки.раздает

Посадите их в теплую кубанскую землю, согрейте своими теплы- зернами сердечками, и труд ваш будет вознагражден дружными зеле- пшеницыными всходами. детям

Рефлексия.

Учитель: Сегодня мы тоже хорошо потрудились, узнали много на доскеНового и интересного. Мы учились понимать сказки. Надеюсь, у нарисованнас это получилось. Ребята, я предлагаю вам, тоже собрать урожай, стебельпока еще маленький, но свой, честно заработанный. Мы будем и прикреп

собирать свой колос знаний. Кто чувствовал себя уверенно на уроке, лены нари ему было комфортно, а самое главное, кто считает, что осознал тему сованные урока, тот берет желтое зернышко и соединяет с колоском на доске, желтые и

А те ребята, кто считает, что им еще нужно немного позаниматься зеленые

по данной теме, возьмите зеленые зернышки и прикрепите к стеблю, зерна

(Дети выполняют задание). Колосок получился весь желтенький, наливной, спелый, это значит, что тема урока достаточно усвоена. А чтобы вы в полной мере ощутили богатство земель нашего края, я принесла вам сладкие подарки — вкусную выпечку из кубанской муки.

Оценивание. Подарки.

Учитель: Вы сегодня все очень хорошо работали на уроке.учитель

Молодцы. На память обо мне я хочу подарить вам сказочныевручает

альбомы.детям

Домашнее задание.маленькие

Учитель: В них вы запишите сказку о зернышке, которую сочините альбомы дома. Может быть, главным героем вашей сказки будете вы, а, может, для

вы решите, что это будет казак. Подумайте, я уверена, что у вас все записей получится. Успехов вам.






See also:
Яндекс.Метрика