Урок Кто такие птицы


Урок по окружающему миру

Подготовила: учитель начальных классов Гарифуллина А.М.

Тема: Кто такие птицы?

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения; с местами их обитания.

Задачи: 1.Образовательные: Учить определять принадлежность птиц к своей группе; учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжать обучение практическому исследованию предметов.

2.Развивающие: Создать условия для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы, для развития творческих способностей, воображения; формировать приемы учебной деятельности.

3.Воспитательные: Воспитывать доброту, ответственность, чувство заботы и любви к природе.

Методы и приемы: коммуникативный, деятельностный подход

Используемые технологии: игровые, элементы личностно-ориентированной технологии, информационно — коммуникационные технологии.

Формы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.

Основные понятия, термины: птица, перо, стержень, бородки, перелетные, зимующие птицы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику (раздел «Кто? Что? тема «Кто такие птицы?»), презентация, учебник «Окружающий мир» и рабочая тетрадь к учебнику (автор А.А. Плешаков), карточки с заданием, фонограмма с голосами птиц; у учащихся — разные по размеру, форме и цвету перья птиц, лупа, ножницы, стакан с водой, цветные карандаши.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: учащиеся научатся: узнавать птиц на рисунке; описывать птицу; получат возможность исследовать строение пера птицы; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные: регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные-овладеть логическими действиями сравнения, обобщения по родовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Ход урока:

1 . Организационный момент

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

-Ребята! Мы продолжаем наше путешествие по интереснейшему царству природы, которое называется “Животный мир” и сегодня будем открывать для себя удивительные вещи, пытаться находить ответы на свои вопросы.

2. Актуализация знаний.

-Вспомните, какие группы животных мы уже изучили? (Рыбы, насекомые)

1) Фронтальная работа. Работаем в паре. У вас на партах листочки с заданием (Приложение 1).

Рассмотрите рисунки и закрасьте кружок синим цветом, если это рыба, и зеленым, если это – насекомое.

-Выполнив задание, поднимите руки.

2) Индивидуальная работа на карточках. Игра “Кто в группе лишний» (Приложение 2)

Жук, снегирь, шмель.

Белка, медведь, дятел.

Кузнечик, бабочка, ласточка.

Ворона, ерш, окунь.

Комар, голубь, оса.

Проверка:

1) По какому признаку вы объединили насекомых? (У насекомых 6 ног)

— Назовите признак рыб. (Тело рыб покрыто чешуей)

— Кто у вас остался? (Птичка)

2) Назовите одним словом животных, которых вы подчеркнули (Птицы)

3. Определение темы и задач урока.

-Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?

-Прочитайте, какие учебные задачи мы ставим перед собой? (слайд 2)

-Совершенно верно. Тема урока «Кто такие птицы». А задачи: узнаем, каких животных называют птицами; познакомимся с многообразием птиц; узнаем, из каких частей состоит тело птиц; исследуем перо птиц.

4. Изучение нового материала.

1) Игра «Кто больше?»

-Вспомните, каких птиц вы знаете.

-Молодцы! Сколько птиц назвали!

— А как можно отличить птиц от других животных? (Они умеют летать.)

2) Работа по учебнику.

— Рассмотрите рисунок на стр.36. Какие животные здесь изображены? (Летучая мышь, бабочка, курица, белка-летяга)

— Что общего у всех этих животных? (Они умеют летать)

— Можно ли их отнести к одной группе?(Нет) А какое животное мы отнесем к птицам? (Курицу)

-Но ведь курица летает плохо, а ее ученые-орнитологи(учёные, которые изучают птиц, наблюдают за их жизнью, повадками)относят к группе птиц. Значит, наличие крыльев и умение летать — не самый главный признак птиц? Тогда что? Рассмотрите других птиц на с. 37. Найдите общий признак всех птиц. (Это перья.)

-Давайте посмотрим, какие бывают птицы (Электронное приложение к учебнику, слайд №1)

Обобщение: Так какие животные называются птицами? (Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями).

3) Знакомство со строением птицы.

— Рассмотрите рисунок (стр.36, слайд 3). Какую птицу вы узнали? (Это голубь.)

— Рассмотрите тело птицы. Из каких частей состоит тело голубя? (Учащиеся называют, учитель показывает)

– Что интересного знаете о голубях? (В прошлом, когда не было радио, телефонов, самолётов, голуби-почтальоны доставляли письма. В военные годы они передавали срочные донесения. За эти заслуги голубям даже поставлены памятники во Франции и Англии. Белый голубь считается символом любви, добра, мира.)

Работа в парах.

— Найдите указанные части тела у утки-кряквы (Приложение 3)

-А как человек использует перья? (Для изготовления одежды, подушек, одеял, украшения)

-Знаете ли вы, что много лет назад не было ручек, и люди писали гусиными перьями?

-Сейчас мы с вами познакомимся со строением пера.

5. Практическая работа.

1) На столах у детей лежат перья – разные по размеру, форме, цвету.

— Чем различаются эти перья? (Цветом, формой, размером.)

— Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его.

— А еще у пера есть бородки. Покажите их. Рассмотрите перо под лупой. Обратите внимание, как прикрепляются бородки.

— Что случится, если подует ветерок? (Перья полетят.Они легкие.)

— Разрежьте перо. Что вы видите внутри? (Ничего. Внутри пусто.) Правильно, перо внутри полое, поэтому перья очень легкие.

— Обмакните перо в стакан с водой. Изменилось ли перо, намокло ли? (Нет, вода скатилась капельками.) Поэтому перья защищают птицу от воды и сырости.

— Подумайте, для чего нужны птицам маленькие перышки? (Для тепла.)

— Для чего нужны большие перья? (Чтобы летать.)

2) Теперь рассмотрите окраску перьев (слайд 4). Что можете сказать? (Перья самые разные по цвету. Они украшают птиц.)

— Взгляните на мудрую черепаху (с.36). Как же она украсила себя? (Перьями.)

— Чьи это перья? (Павлина.)

Распустила хвост жар-птица,

Он горит и золотится.

Из заморских к нам долин

Этот хвост принес …павлин. (слайд 5)

– Сейчас Аня расскажет нам о павлине (Индивидуальное творческое задание)

Это – ПАВЛИН, всем известный красавец. Огромный яркий хвост-веер – украшение только самцов. Самки – павлины небольшие, серые, с маленьким хохолком на голове и коротким хвостом. Оказывается, с наступлением осени перья роскошного павлиньего хвоста опадают, словно листья с деревьев. Всю зиму павлин ходит без хвоста, а весной у него вырастает новый.

Далее дети смотрят фотографии птиц с ярким оперением (слайд 6) .

3) Выполнение задания в рабочей тетради (стр.25 №1)

— Зарисуйте перья птиц, которые вы рассмотрели.

Физкультминутка

Давайте мы с вами руками помашем,

И что-нибудь птичье давайте мы скажем…

А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим?

Давайте попробуем! Что мы сидим?!

6. Обобщение, систематизация и применение знаний.

1) Игра «Назови птицу»

-Давайте посмотрим, каких птиц вы сможете узнать по внешнему виду. «Перетащите» название птицы к соответствующей фотографии. (Электронное приложение к учебнику, слайд №3)

— А все ли птицы, представленные на слайде, умеют летать? (Нет, не умеют летать пингвин и страус)

— Эти животные не умеют летать, но они являются птицами. Почему? (Тело этих животных покрыто перьями.)

Умение летать не является признаком птиц. Существуют птицы, которые не умеют летать.

(Показ фотографий и рассказ про птицу -слайд 7,8)

— Это – АФРИКАНСКИЙ СТРАУС, самая большая птица в мире. Ростом страус выше человека, а весит около 90 кг. Хоть страуса и называют птицей, летать он не умеет. Однако бегает он очень быстро: посмотрите, какие у него большие сильные ноги!

Это – ИМПЕРАТОРСКИЙ ПИНГВИН .Он самый крупный из всех пингвинов: рост его около 120 см, а весит он около 40 кг. Пингвины – самые холодостойкие птицы. Они живут в Антарктиде, на Южном полюсе. Хоть полюс и называется Южным, холодно там так же, как и на Северном. Пингвинов называют птицами, однако летать они не умеют. Их крылья больше похожи на ласты, а перья – на чешую. Раз в год пингвины линяют. Ходят они неуклюже, а вот плавают и ныряют изумительно. Под водой пингвин развивает скорость до 40 км/ч. Питаются эти птицы рыбой, рачками и моллюсками. Живут пингвины огромными колониями по нескольку тысяч птиц.

2) Беседа о зимующих и перелетных птицах.

— Назовите птиц на странице 37 учебника. (Сова, утка, ласточка, синица, дятел, воробей)

— На какие две группы мы можем разделить птиц, которые здесь изображены? (Перелетные и зимующие)

Почему их так называют?

Перелетные птицы – зимой летят в теплые страны, у нас им холодно и нечего кушать.

Зимующие – не боятся холода и остаются здесь.

Перелетные – утки, лебеди, журавли, ласточки, грачи, скворцы, кукушки.

Зимующие– воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока.

-Каких птиц вы видели у нас в Сургуте?

-Скоро зима. Не забывайте, что нашим пернатым друзьям в это время приходится особенно тяжело. Чаще всего птица погибает не от холода, а голода. Обязательно сделайте кормушку и не забывайте насыпать птичкам корм. О правилах подкормки прочитаете с родителями в буклете. (Приложение 4)

3) Сравнение птиц.

Отгадайте загадки:

Носит серенький жилет, Черный, проворный,

Но у крыльев – черный цвет. Кричит: «Крак!»,

Видишь, кружат двадцать пар Червякам враг. (Грач.)

И кричат: «Карр! Карр! Карр!» (Ворона.)

На слайдах появляются птицы-ворона, грач, галка (слайд 9)

— Чем похожи эти птицы? (Все птицы имеют черное оперение.)

— А чем птицы отличаются? (У них разный размер.)

— Не у всех птиц оперение окрашено полностью. У серой вороны только голова, передняя часть шеи, крылья и хвост – черные, остальное оперение светло-серое.

У галки только затылок серый, остальное оперение черное.

Грач отличается от своих сородичей следующими признаками: клюв вытянут, хвост сильно закруглен, оперение синевато-черного цвета.

— Раскрасьте птиц на рисунке (Рабочая тетрадь С.25, №2) и послушайте птичье (Приложение 5).

7. Подведение итогов урока и рефлексия.

-Наше путешествие по царству природы завершается.

-Вернемся к учебной задаче урока. Каких животных называют птицами? (Птицы –животные, тело которых покрыто перьями.)

– Что вы для себя открыли нового, интересного сегодня на уроке? (слайд 10).

– О чем вы задумались?

— Как мы находили ответы на свои вопросы? (Слушали учителя, учащихся, отгадывали загадки, сравнивали, исследовали.)

-Оцените свою работу на уроке.

8. Рекомендации для занятий дома.

Нарисовать птичку (Рабочая тетрадь С.26, №3)






See also:
Яндекс.Метрика