Урок Как помириться после ссоры


План — конспект урока по теме:

«Как помириться после ссоры»

4 класс

Цель: установление признаков конфликтной ситуации, обучение совместному разрешению конфликта.

Задачи урока:

Показать, что такое конфликт между людьми

Сформировать умение определять признаки конфликтной ситуации

Выработать навыки разрешения конфликта путем совместного принятия решения

Оборудование:

Плакат с кроссвордом;

Бумажные сердечки: грустное, серьезное, веселое;

Лист ватмана

Миниатюрные фигурки человечков, деревьев, камней, домиков, цветов и т.д.;

Магнитофон, аудиокассета с записью сказки;

Маркер синий

Ящик с песком 1м x 1м.

Используемые формы работы:

кроссворд

беседа

групповая творческая работа

сюжетно-ролевая игра

разминка

Ход урока.

Организационный момент.

Раз, два, три – слушай и смотри.

Три, два, раз – начинаем мы сейчас.

Разминка:

Учитель: «Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем-всем, каждому из вас. Доброе утро, ребята! И давайте поиграем с вами в игру «Доброе утро». /Если уроки проходят во 2 смену, то игра «Добрый день»/

Игра «Доброе утро»

Я скажу слова: «Доброе утро…» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали и отвечаете на приветствие. Попробуем? Доброе утро всем девочкам!… Доброе утро всем мальчикам!… Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы!… Доброе утро всем, кто любит конфеты!… Доброе утро всем, кто хочет знать во что мы будем играть сегодня… Молодцы!»

Повторение

1.Учитель.

— Ребята, сегодняшний урок мы начнем с определения настроения. Сегодня я предлагаю вам выбрать понравившееся сердечко.

/На доске три сердца: первое – грустное, второе – серьезное, третье – веселое./

— На прошлом уроке мы с вами говорили о дружбе, строили мирный дом, создавали правила жизни в этом доме. Сегодня, прежде чем мы перейдем к новой теме, давайте вспомним какие отношения можно назвать дружескими.

Нам предстоит с вами разгадать кроссворд «Дружба».

Кроссворд » Дружба

7

2

3

8

4

5

6

Вопросы:

1.      Делай людям…и оно вернется сторицей.

2.      Он всегда поможет в трудную минуту, значит это настоящий…

3.      Нежные чувства людей друг к другу.

4.      Ее протягивают друг к другу.

5.      Вера в надежность друга (чувство).

6.      Объявить за хорошую учебу, труд…

7.      Отношения между двумя или несколькими людьми.

8.      Человек, который не предаст никогда, всегда поддержит,

будет на твоей стороне. Это качество человека.

(Ответы: 1. Добро; 2. Друг; 3. Любовь; 4. Рука; 5. Доверие 6. Благодарность; 7. Дружба. 8. Верность.)

2. Учитель:

— Дома вы парами готовили небольшую игру «Настоящая дружба». Один из вас в этом диалоге верит в дружбу, а другой – нет. Ваша цель: прийти к общему мнению.

/показ детьми сценок/

— Молодцы! Хорошо справились с заданием.

— Давайте определим какие способы примирения были найдены? (Ответы детей).

II. Новая тема.

1. Определение темы урока.

Учитель:

-Послушайте стихотворение, которое написал ученик 5 класса Роман Сеф, и назовите тему сегодняшнего урока.

Поссорились

Чашка и блюдце.

Сейчас они

Разобьются.

Скоро

В кухне, на полке

Будут лежать

Осколки.

И ты

Не ссорься напрасно—

Это

Очень

Опасно.

/Дети делают вывод, что разговор пойдет о ссорах/

Учитель:

— Молодцы!

— А что же такое ссора?

(Ответы детей).

— Давайте прочитаем определение, которое дает В. И. Даль.

«Ссора – несогласие, раздор, размолвка, вражда, разлад, неприязнь».

(Определение записано на доске).

2. Беседа:

— Легко ли вам просить прощение?

— Вспомните, какой-либо случай из своей жизни, когда умение прощать помогло вам сохранить дружбу.

— А теперь послушайте сказку. Слушайте внимательно. После прочтения, я вам буду задавать вопросы. Сказка называется «Тысячецвет», а написала ее А. Неёлова.

/Магнитофонная запись сказки/

На берегу весело журчащего ручейка рос хорошенький цветок тысячецвет.

Однажды ручеек, играя, брызнул на него несколько капелек. Рассердился тысячецвет и закричал: «Гадкий ручьишка, как ты смеешь брызгаться! Все платьице мне замочил! Убирайся, не хочу больше с тобой играть.

— Не сердись, это я нечаянно сделал, — извинялся ручеек. – Потерпи немного, солнышко живо тебя обсушит.

Но тысячецвет слушать ничего не хотел и не простил ручеек. Обиделся ручеек и повернул в другую сторону. На смену весне пришло знойное лето… Тысячецвет изнемогал от жажды; его хорошенькое зелененькое платьице запылилось и покрылось грязными пятнами. В полузавядшем цветке с трудом можно было узнать когда-то красивый тысячецвет. Вспомнил тут цветок о своем старом друге и, вздыхая, сказал:

«Будь со мной теперь ручеек, он напоил и обмыл бы меня, и стал бы я опять таким же хорошеньким, как прежде, цветочком».

Решил тут тысячецвет позвать ручеек и попросить у него прощение, но от слабости не мог громко крикнуть… В ту пору, как нарочно, не было ни дождя, ни росы – цветок наш день ото дня всё больше увядал, и скоро дети нашли его в траве совсем высохшим.

Вопросы и задания к сказке:

Сейчас вы разделитесь на пары. Один человек в паре – цветочек, другой – ручеек. Вы должны придумать небольшие сценки-диалоги, как цветочек и ручеек помирились.

На месте ручейка вы бы простили цветочек? Как вы думаете, изменился бы цветочек, если бы ручеек его простил?

Представьте, что ручеек простил цветочек и напоил его. Перечислите добрые качества, которые появились в цветочке после этого.

Что вы бы посоветовали человеку, который не умеет прощать людей?

3. Разминка.

Упражнение «Сопротивление».

Учащимся нужно встать друг против друга на дистанции вытянутой руки. Поднять руки на уровне груди, прикоснуться друг к другу ладонями. Договориться, кто будет ведущим. Один надавливает, другой сопротивляется, затем наоборот. В задачи входит:

а) оказать сопротивление и ощутить давление напарника, сталкивать нельзя;

б) столкнуть напарника с места, сумев противостоять давлению и при этом устоять на месте.

4. Работа с тетрадью.

Учитель:

— Ну, а сейчас откроем тетради на стр. 24 и прочитаем, какой вариант примирения предложила Аня.

(Чтение авторского текста).

А теперь мы поиграем в игру «Ссоримся и миримся»

Правила игры таковы: выберите себе пару, найдите причину для «ссоры», а потом помиритесь.

(Несколько пар разыгрывают сценки-диалоги.)

Учитель:

-Молодцы! Вернемся к тетрадке и поработаем над заданиями 1 и 2, на стр. 25.

Задание 1.

Как лучше помириться со взрослыми? Выбери вариант ответа и подчеркни.

Задание 2.

Вспомни, почему Бекки Тетчер обиделась на Тома Сойера. Прочитай отрывок и ответь на вопросы.

5. Творческое задании (групповое).

Учитель:

-Вы замечательно справились с заданиями в тетради. Ну, а сейчас вновь игра, но необычная. Вы будете работать группами: 1 ряд — 1 группа, 2 ряд – 2 группа, 3 ряд – 3 группа.

— Представьте, что вы – волшебники. Вы находитесь в стране, в которой ещё никто и никогда не жил. Там вы хотите создать цветущую сказочную страну. Сейчас каждая группа выберет для себя трех героев, которых они хотели бы поселить в новой стране. Ещё возьмите деревья, камни, цветы, дома – все, что будет вам нужно для создания сказочной страны. Я буду вам рассказывать сказку, а вы вовремя прослушивания будете на листе ватмана строить волшебную страну.

(Дети выбирают миниатюрные фигурки человечков и других необходимых предметов.)

Итак, в одной сказочной стране, где были поля и долины, где текли реки, на волшебной поляне сказочного леса жили волшебные жители в трех домиках.

/дети каждой группы прикрепляют свои домики в любом месте листа ватмана, а рядом все остальные предметы, которые они выбрали./ Жили они дружно и весело.

Как-то раз, волшебным жителям наскучило сидеть по своим домикам, и они пошли гулять по волшебному лесу. По дороге все жители перессорились.

Не успели они ещё вернуться домой как, в наказание за ссору, полил сильный дождь. Дождь шёл долго. От этого разлились реки и разделили сказочную поляну на три части бурными реками.

/учитель проводит черным маркером линии, отделяя домики друг от друга/

— Как же могут встретиться и помириться жители сказочной поляны?

/Детям дается 5 минут на обсуждение, затем каждая группа предлагает свое решение. Должны быть использованы:

слова приветствия

слова извинения

мимика, жесты

интонация

Если они не находят решения, или не будет такого варианта, учитель предлагает построить через реки мостики дружбы/

Вот и помирились жители сказочной страны. Они взялись за руки, заплясали и поняли, что вместе они умеют творить чудеса.

Учитель:

— Трудно ли было играть в эту игру?

— Что было труднее делать в ходе игры?

— Чему научила нас эта игра?

III Заключение.

Упражнение «Рука друга».

Учитель:

— В заключение нашего сегодняшнего урока я предлагаю вам погрузить руки в песок и, не вынимая рук из песка, взяться за руки. При этом каждый участник должен сказать вслух хорошие пожелания.

— В начале урока мы выбирали сердечки, которые вам понравились. Сейчас я прошу вас сделать это ещё раз.

IV Домашнее задание.

Тетрадь стр. 26 – 27, задание 3,4.






See also:
Яндекс.Метрика