Урок изобразительного искусства


Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия

Урок изобразительного искусства

во 2 классе

«Красавица- матрешка»

Провела учитель начальных классов: Антонова Е.Е.,

Узловая — 2011

Урок изобразительного искусства во 2 классе

по теме «Красавица матрешка»

Цели урока:

Образовательная – углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова, Полховского Майдана; научить расписывать матрешку по образцам изделий разных областей России.

Воспитательная – воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям; воспитывать эстетический и художественный вкус.

Развивающая – развитие общего кругозора, памяти, речи, мышления; развивать познавательный интерес к истории и культуре России, активизировать творческие способности и фантазию, наблюдательность; развивать графические умения, связанные с приемами декоративной трактовки цветочного мотива.

Оборудование:

для учителя – матрёшки, презентация «Красавица матрёшка», фонограммы песен «Коробейники», «Во поле береза стояла», «Матрешка», «Частушки», таблицы «Виды матрешек».

для учащихся – альбом для рисования, шаблоны матрешек, кисть, гуашь, акварельные краски, кисточки. 

Ход урока:

 Слайд 1

Организационный момент

Учитель:

Проверь, дружок,Готов ли ты начать урок?Всё ль на месте, всё ль в порядке:Карандаш, альбом и краски.Проверили? Садитесь. И с усердием трудитесь!

Слайд 2

 Под песню «Коробейники» входят в класс мальчик и девочка в народных костюмах.

 Девочка.

Мы на ярмарке бывалиИ подарки выбирали.Принесли вам сундучок –Позолоченный бочок.

Мальчик.Сундучок тот не простой,И товар в нем расписной.Вынимаем напоказИ ведем про них рассказ…

 

Учитель: Как вы думаете, почему наш урок начался с этих строк старинной русской песни (обращаю внимание на шкатулку).

Чем же может быть наполнен этот сундучок? (Конечно, старинными русскими вещами). Открою вам тайну… Сундучок наполнен игрушками. Конечно, в нем нам не придется искать заграничных кукол Винкс или роботов. Но игрушки, что здесь лежат, очень знаменитые в мире и денег стоят немалых. А особенность их в том, что, как и сам сундучок, они созданы руками народных русских мастеров.

Итак, откроем наш сундучок? Я вижу замечательную игрушку. Угадайте какую?

 Слайд 2

— О ком так говорят?

В этой молодице

Прячутся сестрицы .

Каждая сестрица-

Для меньшей темница. (Матрешки)

Слайд 3

Девочка

Ну-ка, хлопайте в ладошки,

В гости к нам идут матрешки!

Мальчик

Эй, матрешки-хохотушки,

Запевайте-ка, частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

Матрешки поют частушки.

Все: Мы матрешки, мы подружки

Утром рано мы встаем

Вшестером поем частушки

И танцуем вшестером.

2.Никогда мы не скучаем,

Шесть у нас платочков есть.

И гостей мы приглашаем

Вместе с нами песни петь.

3. Ой, спасибо тебе, мастер, Руки золотые! Получились мы на славу Яркие такие!

4. На щеках заря играет, А в руках петух кричит. И кому глазок мигает, Уж никто не различит!

5. Деревянные сестрички, От большой до невелички,- Изнутри мы все пусты, Кроме младшенькой сестры.

6. Мы матрешки, мы сестрички, Мы толстушки-невелички. Как пойдем плясать да петь, Вам за нами не успеть!

7. Наши ручки – крендельки, Щечки – будто яблоки. С нами издавна знаком Весь народ на ярмарке!

8. Мы веселые матрешки. На ногах у нас сапожки. В сарафанах наших пестрых Мы похожи словно сестры.

Все: Мы матрешки, все мы крошки, Нам похлопайте в ладошки, Чтобы лучше нам плясалось, Чтобы скуки не осталось!

Учитель: Спасибо, матрешечки, присаживайтесь на стульчики, будете нам помогать вести урок.

Матрешки: С большим удовольствием!

2.Сообщение темы урока.

Слайд 5

Учитель:

Тема нашего сегодняшнего урока «Красавица матрёшка».

1) Ребята, а как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Делать эскизы будущих работ)

2) Скажите, а что вы хотите узнать на сегодняшнем уроке? (Как появилась на Руси матрешка?)

3. Изучение нового материала:

Учитель: 

— Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка?

Слайд 6

Ученик читает стихотворение И. Кадухиной «Русская матрешка». Под негромкое исполнение песни «Во поле береза стояла»

Кто матрёшку сделал, я не знаю.

Но известно мне, что сотни лет

Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуёмной страсти,

Истинную русскую красу.

 

На щеках навёл зари румянец,

Неба синь всплеснул в её глаза

И, пустив в неповторимый танец,

Он, должно быть, весело сказал:

 

«Ну и ой, гуляй себе по свету,

Весели себя, честной народ»,

И матрёшка через всю планету

До сих пор уверенно идёт.

(Ответы и предположения детей)

Учитель: А на самом деле все было так…

Кликнуть 2 раз

Если вы считаете “русскую матрешку” исконно русской игрушкой, то вы ошибаетесь.

Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии.

Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума — лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.

Слайд 7

Первая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.

Ее создателями были токарь В.П.Звездочкин, который выточил первых деревянных кукол и художник С.В.Малютин.

Показать на картинке

Изначальные сюжеты русских матрешек были исключительно женскими: румяных и полных деревянных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками, цветами, хлебом-солью и т.п. Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских”.

— Интересно и то, что после появления первой матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им кукла Матрена! И все они делали это по-разному.

Слайд 8 Матрёшки из Сергиева Посада (Загорска)

Девочка читает стихотворение и показывает картинку с изображением этих матрешек

Я из Сергиева Посада . Встрече с вами очень рада.Мне художниками дан яркий русский сарафан.Я имею с давних пор на переднике узор.Знаменит платочек мой разноцветною каймой.

Мальчик рассказывает о матрешке

  Эта матрёшка пришла к нам из Загорска. Сейчас этот город называется Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы.

  Загорские матрёшки отличаются от похожих игрушек из города Семёнова прежде всего нарядом. На голове у них разноцветные платки в цветочек или горошек. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу. Матрёшка как бы идёт по цветущему лугу.

Слайд 9 Матрёшки из Полховского Майдана

Девочка читает стихи и картинку с изображением этих матрешек

А я, подружки, из Майдана.Могу я стать звездой экрана.Украшен мой наряд цветамиС сияющими лепесткамиИ ягодами разными,Спелыми и красными.

Мальчик рассказывает о матрешке

Есть такое село в Нижегородской области Полхов Майдан. Село большое и чуть ли не в каждом доме точат и красят «тарарушки» — так называют мастера свои поделки — матрёшки.

  Голова у матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. Ещё обратите внимание на роспись. Платок на ней яркий и юбка тоже. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пятно — это фартук. Расцвёл на нём чудо-букет. Узоры имеют названия: «большая роза», «розан», «колокольчик», «яблочко», «виноград» и другие.

Слайд 10 Матрёшка семёновская

Девочка читает стихи и картинку с изображением этих матрешек

Я из тихого зеленого городка Семёнова.Я в гости к вам пришла.Букет цветов садовых розовых, бардовых

В подарок принесла.

Мальчик рассказывает о матрешке

Семёновскую матрёшку отличает от загорской большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая почти весь фартук. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов. В   манере росписи цветов угадывается влияние традиционной росписи золотой Хохломы, центр хохломской росписи и фабрика игрушки находятся в одном городе — Семёнове Нижегородской области.

Знаменитая семёновская матрёшка отличается от матрёшек других центров своей многоместностью; в неё вкладывают до 15-18 разноцветных кукол. Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр.

Слайд 11 Вятская матрешка

Девочка читает стихи и картинку с изображением этих матрешек

Наши губки бантиком,Да щечки будто яблоки,С нами издавна знакомВесь народ на ярмарке.Мы матрешки вятскиеВсех на свете краше.Расписные, яркиеСарафаны наши.

Мальчик рассказывает о матрешке

Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. Особое своеобразие вятской расписной деревянная куклы в том, что матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать соломкой. Расписанную анилиновыми красителями и инкрустированную соломкой матрёшку покрывают масляным лаком. Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько они мило и приветливо.

Слайд 12. Авторская матрешка

В настоящее время русская матрёшка переживает своеобразное возрождение. Наибольший интерес стала представлять матрёшка, изготовленная не в том или ином традиционном стиле, а авторская матрёшка, выполненная художником-индивидуалом, профессионалом или любителем по собственному замыслу.

Фантазии современных художников нет границ. Художники изображают матрёшек-девушек, женщин, иногда даже пожилых, с корзинками, полными фруктов, самоварами, различными кувшинами. Предметы, которые матрёшки держат в руках, превращаются в своеобразные натюрморты. Для украшения своих матрешек художники используют не только различные цветочные узоры, но даже сюжеты из народных сказок.

Слайд 13 Особенности изготовления и этапы росписи матрешки.

— Интересно, а как же рождается матрешка?

Делают матрешек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной.

Древесина выдерживается два — три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается.

Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе.

Сначала точит самую маленькую матрешечку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше …

Слайд 14. Этапы росписи матрешки.

Учитель: О том как расписывают матрешку нам расскажет Людмила Викторовна.

Слайд 15

Шлифовка заготовки

Слайд 16

Обводка контура узора

Слайд 17

Прорисовывание основного фона

Слайд 18

Прорисовывание деталей

Слайд 19

Окончательная обводка

Слайд 20

Лакировка

Слайды 21,22, 23, 24, 25, Фотографии авторских работ.

Слайд 26 Видео «Авторские матрешки».

4.Физкультминутка.

Учитель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам отдохнуть и спеть песню , а матрешек мы попросим станцевать .

Ученик

Эй, Матрешки , хватит спать,

Выходите –ка плясать!

Слайд 27.

Матрешки исполняю танец, а все поют песенку «Русские матрешечки».

1.В лавке на прилавке матрёшечки стоят,Удивляет, завлекает затейливый наряд!Сарафаны расписные, щёчки зорькою горят,Матрёшки, как живые, шлют улыбки всем подряд.

Припев:Люба, Надя, Груша, Марина, Вера, Ксюша,Дуняша, Катя, Зина, Наташа, Таня, Нина…Знамениты и пригожи эти крошечки–Русские матрёшечки!

2.Все вокруг довольны, покупкам нет цены,Покупатели, как дети, в матрёшек влюблены!А матрёшки и по кругу, и шеренгами стоят,Похожи друг на друга, будто все они родня.

Припев:Люба,Надя, Груша, Марина, Вера, Ксюша,Дуняша, Катя, Зина, Наташа, Таня, Нина…Впереди стоят большие, сзади крошечки–Русские матрёшечки!

3.Белым пароходом плывёт за океанНаша русская матрёшка– весёлый сарафан.И теперь диктует моду симпатичный сувенир:Матрёшек хороводы покорили целый мир!

Припев:Люба, Надя, Груша, Марина, Вера, Ксюша,Дуняша, Катя, Зина, Наташа, Таня, Нина…Всем напомнят о России эти крошечки–Русские матрёшечки!Всем напомнят о России эти крошечки–Русские матрёшечки!

5. Практическая работа под руководством учителя.

— Сегодня вам, ребята, предстоит выполнить эскиз матрешки. В группах вы создадите свою « Матрешку-вкладку». Ваша матрешка должна быть авторской, но можно придерживаться и какой-либо техники росписи.

(Опираясь на иллюстрации, дети вспоминают особенности хохломской, полховской, загорской, семеновской, техник росписи)

— Карточки с элементами цветоведения помогут вам, ребята, вспомнить, как, опираясь на основные цвета (красный, синий, желтый), получить оранжевый, фиолетовый, зеленый цвета, а, используя белый и черный цвет, холодные и теплые оттенки.

— Итак, переходим к выполнению нашей практической части.

(Дети в группах выполняют работу, делают Матрешку- вкладку, используя иллюстрации, карточки с элементами цветоведения; (во время работы можно включить записи русских народных песен)

Слайды 28, 29, 30.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Итогом работы является выставка рисунков «Матрешек- вкладок». Каждая группа может дать название своей работе и рассказать, элементы каких техник она использовала в своей работе. Что у вас получилось, а что нет? Какие у вас возникали затруднения?

— Итак, ребята, а теперь расскажите, о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрешке? (Ответы детей)

Учитель

…Прекрасный мир вещей

Накоплен был веками.Хранит их каждый дом, а может быть – музей.Умейте рисовать и сотворять рукамиВсе то, что может радовать друзей.Путь творчества людей прекрасно бесконечен,В нем место есть всегда для наших малышей.

А мы желаем вам удач и говорим: “ До встречи, милые друзья!”

Учитель: Молодцы! Вы сегодня великолепно работали. Жду вас на следующем занятии. До свидания!






See also:
Яндекс.Метрика