Урок изобразительного искусства в 4 классе


Урок изобразительного искусства в 4 классе

Шварева Галина Ивановна, учитель МОУ «Двулученская СОШ»

Тема урока: « Народные художественные промыслы: «Золотая хохлома».

Цели и задачи: продолжить знакомство с народными промыслами России: хохломской росписью; расширить знания об изготовлении хохломской посуды, её росписи; закрепить умение творчески выполнять основные виды хохломского орнамента : травка, ягодки , криуль, кудрина; развивать эстетическое отношение к действительности, творческие способности детей; способствовать развитию коммуникативных навыков и включению каждого ученика в активную деятельность; содействовать воспитанию уважения и интереса к национальным традициям и ценностям культуры русского народа.

Оборудование и материалы:

А). для учителя: репродукции с изображениями произведений хохломской росписи; раздаточный материал с изображением элементов хохломской росписи и орнаментальных композиций; хохломские изделия; гуашь, кисти, лист бумаги, баночка с водой; ноутбук , видеопроектор, презентация и видеозапись «Золотая Хохлома».

Б) для детей: «посуда» для росписи, краски акварельные и гуашь, кисти, простой карандаш, баночка для воды, палитра, тряпочка.

Оформление доски:

Пособия : « Виды хохломской росписи», «Этапы изготовления хохломских изделий».

Ход урока:

1.Организационный момент.

А) Приветствие:

-Добро пожаловать, гости дорогие!

-Веселья вам да радости желаем!

-Давно мы вас ждем-поджидаем, урок без вас не начинаем!

-У нас для каждого из вас найдется и местечко, и словечко!

Б) Знакомство с темой урока, постановка целей и задач.

-Прочтите название темы урока. (презентация)

— Что означает слово «хохлома»? (народный промысел, посуда, название села)

-Сформулируйте основные цели и задачи урока (презентация «закончи фразу»).

2.Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с народными промыслами, познакомимся поближе с одной из красивейших росписей по дереву – хохломской.

Начнем с проверки домашнего задания:

А) стихи о Хохломе: 1. У красы точеной сарафан парчовый

По краям узоров яхонты горят.

Что за чародеи Хохлому одели

В этот несказанный праздничный наряд?

2. Все листочки как листочки.

Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди

Называют Хохломой.

3. Хохлома, хохлома!

Весь народ свела с ума

Яркая, лучистая,

Узоры золотистые.

4.Хохломская роспись- алых ягод россыпь

Отголоски лета в зелени травы.

Рощи, перелески, шёлковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

5.Простые по форме ,а радуют взор.

Богат и наряден чудесный узор.

По золоту фона затейливой змейкой

Орнамент здесь вьется,

Попробуй ,сумей-ка!

А где-то кудрины по черному полю

Мерцают, как звезды, в небесном раздолье.

Ещё характерен для всей Хохломы

Чудесный рисунок волшебной травы.

7.Роспись хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий.

Всех чудес чудесней наша хохлома!

8. Удивляя,

Прорастая,

Как-то празднично жива

Молодая,

Непростая,

Черно-красная трава.

Листья рдеют,

Не редея

От дыхания зимы:

Входим в царство Берендея —

В мир волшебной Хохломы.

6.Жил я жил, забот не зная, да свела меня с ума

Золотая, расписная, огневая Хохлома.

Погляжу из-под ладони: золотые берега,

Входят бронзовые кони на поёмные луга,

Речка сизая дымится, раздаётся небосвод

И на красной колеснице солнце рыжее встает

Подступает к горлу песня, моя сладкая беда,

Я искал её, не зная, что придет она сама,

Словно эта расписная, огневая Хохлома!

Б) частушки

1. Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

2.Золотая Хохлома.

Ей не налюбуешься.

И в Париже, и в Нью-Йорке

Хохлома красуется.

3. Как там делают посуду,

Сколько радости для глаз!

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас.

4.Любовались гости чудом,

Дружно восхищалися –

Хохломскою красотой

Сражённые осталися.

5.Ты играй, моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай.

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй.

ВСЁ!

В) Сообщения учащихся об истории возникновения промысла.

-Как пришла на волжскую землю «хохлома» и где она взяла свои огненные краски? Послушаем рассказы наших ребят о том, как же оно начиналось — это удивительное хохломское искусство?

1). Говорят, будто давным — давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок- умелец. Избу поставил, дом да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам не забывал насыпать.

Прилетела к его порогу как-то Жар -птиц,. Он и её угостил. И вдруг Жар-птица прикоснулась золотым крылом к чашке — и чашка стала золотой.

Это, конечно, легенда, сказка. Но сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам — урок. Не оттуда ли, не из сказки появилась эта удивительная, сказочная, рукотворная красота?

2). А вот ещё легенда. Говорят, в давние времена в Москве жил талантливый мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но ещё больше любил он свободу. И однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих лесах. Избу поставил и занялся своим прежним ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало всем родным, как простая русская песня, и чтобы в нём отразилась красота родной природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие веточки.

Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать и любоваться этой красотой. Избы рубили и селились рядом. Слава о мастере дошла и до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких ног. Узнал о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл секреты своего мастерства.

А утром, когда царские посланники вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-художника. А самого художника как ни искали, нигде не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя и жар пламени, и чернь пепелища.

Исчез мастер, но осталось его удивительное мастерство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты. Знать, кисть у художника была волшебной, необычной – из солнечных лучей.

Это, конечно, легенды, сказки. А как же было на самом деле?

презентация

3) Этот художественный промысел возник в 17 веке в

Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома.

Деревянная посуда была распространена на Руси с

давних времен: деревянную ложку или миску можно

было увидеть на столе у боярыни и в избе у

крестьянина. Нарядную посуду окрашивали в яркие,

сочные цвета и расписывали разными красками, порой

золотом или серебром. Но даже самую простую посуду

нельзя было использовать неокрашенной: от горячей

пищи древесина расслаблялась, в ней образовывались

трещины. Поэтому неокрашенную посуду покрывали

олифой – вареным льняным маслом, прогревали в печи, и масляная плёнка превращалась в золотистый лак.

В настоящее время хохломской промысел сосредоточен в двух художественных центрах. Старейший из них – фабрика художественных изделий в селе Сёмине Нижегородской области; второй – в городе Семёнове.

Возвращаясь к истории развития хохломской росписи можно сказать, что словом Хохлома называлось большое торговое село, куда привозились для продажи изделия из окрестных сел и деревень: Сёмино, Новопокровское, Кулигино. Здесь привлекательный товар приобретали купцы, а затем сбывали на ярмарках не только по всей России, но и за ее пределами. И в сознании покупателей красочная посуда стала ассоциироваться с именем торгового села.

Г) Инсценировка

Вот какой диалог можно было услышать на ярмарке.

— Кому посуда для кашки-окрошки?

— Чудо-блюдо да чашки-ложки!

— Откуда посуда?

— К вам приехала сама золотая Хохлома!

3.Изучение нового материала (просмотр презентации).

А) Этапы изготовления изделий:

1) Заготовка изделия.

2) Грунтовка полуфабриката.

3) Роспись.

4) Покрытие лаком.

5) Закалка в печи.

Технология промысла.

Оказывается, прежде чем стать золотой, «хохлома» бывает и серебряной и глиняной. Обо всех этих превращениях мы сейчас и поговорим. Посмотрите на первую из кружек. Это — «бельё». Сначала её сушат, а затем шлифуют — убирают все мелкие шероховатости специальной шкуркой или на станке, а затем уже она попадает к красильщику. Высушенное и отшлифованное изделие надо подготовить под роспись. Вначале его обмазывают льняным маслом, а затем особым составом — вапой или грунтом. Вапа красновато — коричневого цвета, потому что в её состав входит глина. Обмазанная вапой кружка похожа на глиняную — под плотным слоем грунта совсем не видно дерева. Грунтованное изделие высушили в печи, затем отшлифовали, и поверхность его стала гладкой и глянцевой. После этого кружку несколько раз обмазали олифой — так, чтобы пропитался грунт, и на поверхности его появилась липкая лаковая пленка. К этой пленке легко пристает полуда — измельченный в порошок металл. В старину полудой служило олово, а сейчас — алюминий, серебристый, легкий и дешевый материал. Втирание полуды называется лужением. Луженая кружка похожа на серебряную: полуда ровным слоем закрыла дерево, и, кажется, что кружка отлита из металла — она сияет матовым серебристым блеском. И только сейчас к ней может прикоснуться кисть мастера — красильщика. Художники работают ловко и старательно. Обычные их инструменты — тонкие кисточки, которые они часто делают сами из беличьих хвостов, «ляпушки» (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки, или гриб — дождевик) и небольшие баночки с красками. Итак, серебристая луженая кружка расписана. Художник — красильщик закончил свою работу и уже положил последний мазок краски. Ну а как же золото? Когда мерцающее холодным металлическим блеском изделие заиграет радостным золотым цветом? Этим последним таинством ведают лачила и печник. Раньше расписанное изделие покрывали несколькими слоями лака — олифы, а потом закаливали в печи при довольно высокой температуре. И сейчас лакированные вручную предметы закаливают в электропечи при температуре 160 — 180 градусов. Современные лачилы покрывают изделие синтетическим желтым лаком из пульверизаторов — пистолетов. Под пленкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становится золотым.

Б) Виды хохломской росписи.

Хохломская роспись бывает двух видов: верховое письмо и фоновое. Верховое письмо — это травная роспись, роспись «под листок». Фоновое письмо — это кудрина, роспись «под фон». (Показ примеров письма).

1. Верховое письмо

Верховое письмо выполняется по серебристому фону. «Травкой» в росписи называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками. Главные элементы «травинки» имеют свои названия: «завитки», «травинки», «осочки», «капельки», «усики», «кустики».

Самые маленькие и тонкие травинки называют – «осочки» «Травинки» рисуем сверху вниз без нажима. Нажим только в середине. Примкните кисть к бумаге, чтобы оставить след, это «капельки». «Завитки» — это то же, что и «усики» только уже с нажимом на кисть.

Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.

Травный орнамент. Все элементы орнамента располагаются на основном завитке (стебле, веточке). В орнаменте ритмично чередуются «травинки», «осочки», «усики», «листочки», «ягодки».

Роспись под листок. Разновидностью «травного» письма является роспись «под листок». Здесь уже вводится зеленый и желтый цвета, при рисовании листочков и красный традиционный при рисовании ягод (малины, рябины и т.д.)

2. Роспись «под фон»

Более трудоемкая. Начинают с прописки контурного рисунка, затем каким-нибудь цветом (красным, черным) покрывают фон вокруг рисунка. Большие листья могут остаться нераскрашенными, тогда они получатся золотыми. Далее выполняют радужку-прорисовку жилок на листках, тычинок. И последний этап, как в верховой росписи, — приписка. Ее делают по уже высохшему фону. Используют всю цветовую палитру хохломы.

3. Кудрина.

Рисунок «кудрина» является разновидностью росписи «под фон». Для него также характерны золотые силуэты, окруженные цветным фоном в основном красным или черным. Этот орнамент отличается своеобразным узором, в котором рисунок листьев, цветов, плодов отличается и составлен из округлых кудреватых завитков.

Пожалуй, самая трудная по технике выполнения роспись. Её начинают так же, как и роспись «под фон», с нанесения контура рисунка и записывания фона. Весь рисунок создаётся за счет золотых цветов, листьев, а фон, как правило, окрашен в красный или черный цвет. Далее выполняют радужку, но она менее богата, чем в росписи «под фон». Роспись кудрина напоминает ковер.

В) Демонстрация изделий.

Хохломскую посуду сравнивают с золотой, так и говорят «золотая хохлома». И действительно, хохломская роспись радует яркими красками и сиянием золота. Своей красотой хохломские изделия могут поспорить даже с дорогой посудой из золота и серебра, хотя сделаны они из очень доступного материала-дерева.

Труд и талант народных мастеров превращают обычные чаши, бочонки, солонки и многое другое в «золото» .Хохломская роспись выполняется масляными красками.

Дерево удобный и доступный материал для создания предметов быта.

Сколько разнообразных предметов создают хохломские мастера: плошки и ложки, вазы, бокалы, тарелки, панно, но ещё и целые наборы посуды для кваса, компота и т.д., а также предметы мебели.

Вопросы к классу. Ребята, посмотрите внимательно на эти изделия и скажите, какой орнамент здесь изображен? Но прежде давайте вспомним, что же означает слово орнамент?

Орнамент — это украшение, узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов.

-А теперь подумайте, какие виды орнамента встречаются в хохломской росписи?

В хохломской росписи встречается растительный и орнитоморфный орнаменты.

Теперь давайте посмотрим, какие цвета используют художники в хохломской росписи.

В хохломской росписи основные цвета красный и черный и совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки-приписок.

Прежде чем приступить к выполнению практической части урока хочу обратить ваше внимание еще раз на приемы работы кистью по овладению письма данной росписи. Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.

Г) Показ приемов работы кистью при написании элементов росписи.

ВИДЕОЗАПИСЬ

Раздается раздаточный материал (приложения 1-8) в зависимости от подготовленности учащихся. Одни учащиеся выполняют элементы травного орнамента, более подготовленные учащиеся выполняют роспись «под листок», самые одаренные учащиеся выполняют композицию пряник или кудрину по желанию.

Физкультминутка

Танцевальные движения под музыку.

4. Самостоятельная работа в группах – роспись «посуды».

При необходимости можете наметить изображение сначала карандашом.

Во время выполнения практической работы провожу индивидуальную работу. На часто повторяющиеся ошибки обращаю внимание всего класса.

5. Итог урока.

А) Выставка и анализ выполненных работ:

композиционное размещение ;

правильность выполнения;

умение согласовывать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль:

аккуратность выполнения;

выбор наиболее удачно выполненных работ;

анализ ошибок.

Б) турнир знатоков хохломской росписи «Кроссворд» ( работа в группах)

1. Из какого материала изготовляют хохломскую посуду? (дерево)

2. «Травка», «под листок» — это роспись какая? (верховая)

3.Самый простой и часто встречающийся элемент хохломской росписи. (травка)

4. «Кудрина», «под фон» — это роспись какая? (фоновая)

5.Ведущий стебель в хохломской росписи, вокруг которого изображаются листики и ягодки называется… (криуль)

ДЕКОР-совокупность украшающих сооружение или предмет орнаментальных изобразительных элементов.

ОРНАМЕНТ-узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

В) Чтение литературного отрывка

Как я люблю хохломское искусство!Ложки и те у меня хохломскиеК ним у меня постоянное чувство,С детства они мне родные, родные.Я разложу их, и гости довольныИ никаких замечаний и жалоб.Слышно одно в разговоре застольном:Щец бы горячих, борща б не мешало.Кисть хохломская! – Большое спасибо!Сказывай сказку для радости жизни.Ты, как душа у народа красива,Ты, как и люди, служишь Отчизне! Виктор Набоков

6. Задание на дом.

Принести рисунки изделий хохломской росписи, рисунки и изделия учащихся ДХШ, книги о народных промыслах.

7.Рефлексия ( презентация «Закончи фразу»)

.

Как я люблю хохломское искусство!Ложки и те у меня хохломскиеК ним у меня постоянное чувство,С детства они мне родные, родные.Я разложу их, и гости довольныИ никаких замечаний и жалоб.Слышно одно в разговоре застольном:Щец бы горячих, борща б не мешало.Кисть хохломская! – Большое спасибо!Сказывай сказку для радости жизни.Ты, как душа у народа красива,Ты, как и люди, служишь Отчизне! Виктор Набоков

Небольшой опрос на определение видов хохломского орнамента.

6. Задание на дом.

Принести рисунки изделий хохломской росписи, рисунки и изделия учащихся ДХШ, рисунки учителей. Книги по народным промыслам.






See also:
Яндекс.Метрика