Урок ИЗО на нетбуках Определяющая роль природных условий в характере традиционной культ


Урок подготовила: Соловьева Ирина Ивановна, учитель начальных классов.

Тема: «Определяющая роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Вологодское кружево»

Цель: Формирование творческого потенциала личности, приобщение детей к народному искусству и традициям.

Задачи:

Образовательные:

формировать знания детей по истории кружевоплетения;

формировать навыки исследовательской работы;

формировать навыки работы на компьютере;

Развивающие:

развивать художественный вкус;

развивать образное мышление и наблюдательность;

развивать чувство причастности в деле сохранения культурного наследия в области искусства кружевоплетения на коклюшках;

развивать стремления к самообразованию;

развивать поэтическое восприятие окружающей природы через творчество

Воспитательные:

воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность;

прививать любовь к родной культуре;

формировать патриотическую позицию учеников.

Формирование УУД:

Личностные действия: формирование желания участвовать в творческом, созидательном процессе,  способность осознавать себя как представителя определённого народа, определённой культуры, развитие интереса и уважения к другим народам; стремление к красоте.

Регулятивные действия: способность определять и формулировать цель деятельности с помощью руководителя, работать по предложенному руководителем плану, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные действия: умение слушать, извлекая нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, нетбуки (по количеству детей в классе), костюмы матрешек, различные кружевные изделия для украшения класса.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

-Ребята, уважаемые гости, с удовольствием приветствую всех на уроке изобразительного искусства. Искренне надеюсь, что урок для вас будет познавательным и интересным. (слайд №1)

Эмоциональный настрой к познавательной деятельности.

Планирование учебного сотрудничества.

Включение в деятельность

Что я вижу! Что за диво!

Сколько кружева вокруг!

Правда, дети, здесь красиво?

Аж захватывает дух!

Посмотрите! Эти вещи

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней русской красоты. (слайд №2)

Аудирование

Умение слушать, извлекая нужную информацию

Постановка задачи и определение темы урока

-Ребята, посмотрите на эти изделия, кто догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

— Мы познакомимся с традиционным народным искусством кружевоплетением. Для этого отправимся в старинный русский город Вологда, где этот вид искусства стал национальным.

Итак, в добрый путь! (слайд №3)

Беседа. Подготовка к работе.

— О кружевах.

Способность определять и формулировать цель деятельности с помощью руководителя, прогнозировать тему урока.

Работа по теме урока.

(Рассказ учителя, просмотр мультимедийной презентации)

-Расположен город Вологда среди лесов, богатыми грибами, ягодами, птицей и зверем. В зимнюю пору все вокруг покрыто пушистым снегом. Мороз сковывал реки льдом, украшая тонким белым узором окна домов. Местные жители в это время брались за всякие работы, дававшие дополнительный заработок: вырезали из дерева, плели из бересты, ткали холст, а потом стали плести кружево. (слайд №4)Так возникло кружевоплетение.

-Как вы думаете, откуда возникло название «кружева»? Кто может предположить?

— Русское название этого изделия родственно слову «кружить». Может быть, имелось в виду «кружение» повторяющегося узора. А может быть, сыграла свою роль связь с представлением о снежном «кружеве» метели, столь хорошо знакомом русскому человеку. Некоторые предполагают, что понятие «кружева» связано с понятием «окружать», т.е. окружать себя, свою одежду белоснежными узорами. (слайд №5) (окно)

Аудирование. Просмотр мультимедийной презентации.

Предположения детей.

Умение слушать, извлекая нужную информацию. Способность осознавать себя как представителя определённого народа, определённой культуры, развитие интереса и уважения к другим народам; стремление к красоте.

Мотивация к деятельности

-Давайте тихонечко «заглянем» в окно одного из домов Вологды и узнаем, кто, как и при помощи каких приспособлений создавал кружева в старые времена. (enter) (окно открылось) лирическая мелодия

Вологодская избушка,В небе ясная луна,Одинокая старушкаЗасиделась у окна.Труд у бабки ПелагеиС молодых годов в чести.Принялась за рукоделье – Стала кружево плести.Время за полночь, не спитсяБеспокойной мастерице.Застучали друг о дружкуДеревянные коклюшки.Чтоб узор был ровный, гладкий,У старушки есть булавки:Их в подушечку воткнёт,Белой нитью оплетет,И узорная снежинка,Как нетающая льдинка,Все растет, растет, растет.Так и ночь, глядишь, пройдет.А в морозное оконцеСветит ласковое солнце,Новый день в избу стучится.Ай да бабка – мастерица!Кружевной, изящный, нежный,Весь воздушный, белоснежныйТак смогла сплести узор – Не нарадуется взор!Нитяная паутинкаКак узоры изо льда…Пелагеина снежинкаНе растает никогда.

Аудирование. Просмотр мультимедийной презентации.

Умение слушать, извлекая нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Рефлексия

-Ребята, вы обратили внимание, какие приспособления использовала старушка для плетения кружева?

-Коклюшки, булавки, нить.

Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Продолжение работы по теме урока.

(Рассказ учителя, просмотр мультимедийной презентации)

-Кружево плетут с помощью маленьких деревянных палочек – коклюшек, булавок и специальной подушечки в форме валика. Для того, чтобы кружево имело определенный узор, сначала мастерицы создают рисунок на плотном картоне, который называется сколок. Сравните рисунок – сколок и готовое кружево. (слайд №6)

-Мастерицы  разрабатывали свои замечательные рисунки на основе  наблюдения окружающей родной природы и действительности. (слайд №7)

Поэтому кружевоплетение является подлинно народным, а изделия вологодских кружевниц всегда были предметом всеобщего восхищения.

— Разглядывая старинные и современные работы, можно увидеть много заимствований из повседневной жизни. (слайд №8)

Сравните Вологодскую природу и пейзажи с узорами кружевных изделий: это и тончайшая паутинка, которая порвется от дуновения ветра(слайд №9),

птицы и их перышки(слайд №10),

русские красавицы(слайд №11),

церквушки(слайд №12)

раскидистые деревья с пышными ветвями(слайд №13),

домашние животные(слайд №14),

узоры инея на стекле(слайд №15),

ажурные снежинки.

Аудирование. Просмотр мультимедийной презентации.

Умение слушать, извлекая нужную информацию, формирование желания участвовать в творческом, созидательном процессе,  способность осознавать себя как представителя определённого народа, определённой культуры.

Мотивация к деятельности (создание атмосферы прошлого).

Определение цели практического задания.

Вологодское кружево настолько было популярным в народе, что про него слагали частушки.

Послушайте частушки о вологодском кружеве, которые споют наши девочки. (слайд №16)

(на время выключить интерактивную доску)

-Молодцы, девочки. Вот так в старые добрые времена распевали частушки русские девушки и занимались рукоделием.

-Хотели бы вы научиться плести кружева?

-Плетение кружева – труд нелегкий, нужно время, чтобы освоить это искусство, но сегодня мы с вами научимся рисовать сколок, по которому мастерица-кружевница смогла бы создать готовое изделие.

Выступление девочек:

1Мастерица – кружевница,

Девочка учёная,

Научи меня плести,

Кружево кручёное!

2У меня на кофте белой

Кружево «снежиночка»

Как по улице пойду –

Мною все любуются.

3Мы с подружкой повстречались

У лесочка на мосту.

Про лесочек, про мосточек

Нынче кружево сплету.

Мы пропели вам частушки

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали!

-Отвечают

Формирование желания участвовать в творческом, созидательном процессе, способность осознавать себя как представителя определённого народа, определённой культуры, развитие интереса и уважения к другим народам; стремление к красоте.

Подготовка к практическому заданию. Динамическая

пауза

— А вы знаете, кто подсказал человеку идею создания кружевных, плетеных салфеток, скатертей, шалей и других подобных изделий? Отгадайте загадку:  

С ветки на ветку,

Зацепив за сук,

Тоненькую сетку

Натянул …

-Чтобы у нас получилось хорошо выполнить задание, давайте представим, что мы паучки. Проведем физкультминутку.

Физкультминутка «Паучки»

Паучок ползет по ветке,

А за ним ползут и детки. (изображаем пальцами, что ползем по руке)

Дождик с неба вдруг полил — (ритмичные хлопки по коленям)

Паучка на землю смыл. (как-будто что-то стряхиваем с груди)

Солнце стало пригревать — («фонарики»)

Паучок ползет опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять по ветке. (изображаем пальцами, что ползем по руке)

Предположения.

-Паук.

Повторяют все действия за учителем.

Умение работать по предложенному учителем плану.

Продолжение работы по теме урока

-Не просто так мы с вами изображали паучков, обратите внимание, что основа любого кружевного рисунка напоминает паутинку, на которую накладываются различные узоры. Чаще это узоры симметричные и повторяющиеся.

Сегодня мы будем рисовать один из элементов узора снежинку, цветок или бабочку (на выбор) (слайд №17)

Но есть 3 условия, которые мы должны обязательно соблюсти:

1 цветовая гамма (слайд №18)

2симметричность рисунка (симметрию рисунка поможет поддержать специальная функция на панели задач по использованию готовых геометрических фигур) (слайд №19)

3 элементы узора не должны выпадать, то есть должны соединяться между собой ниточками-линиями. (слайд №20)

Выбор предложенных элементов кружева для дальнейшей работы. Аудирование. Просмотр мультимедийной презентации.

Умение работать по предложенному руководителем плану.

Практическая работа по теме урока с использованием ИКТ (интерактивной доски и нетбуков)

(включить на интерактивной доске программу «Paint»)

-Приступим к творческой части нашего урока

Откройте программу «Paint»… (На первом этапе работы учитель пошагово рисует определенные элементы кружева на интерактивной доске, затем предоставляет возможность учащимся самостоятельно завершить работу с учетом своего воображения)

Работают с нетбуками. Действуют по инструкции учителя.

Открывают программу.

На первом этапе работы копируют все действия учителя, затем продолжают работать самостоятельно.

Способность работать по предложенному руководителем плану, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления,

развитие творческого мышления.

Подведение итогов занятия. Включение в самоанализ проделанной работы.

-Ребята, посмотрите на свои кружева. Все ли получилось из того что вы планировали нарисовать?

(Вызвать несколько учеников с наиболее удачными работами и продемонстрировать всему классу).

-Обратите внимание, что у всех у вас получились абсолютно разные кружева. У красоты нет стандартов, важно чтобы вещь была сделана с душой, тогда она будет иметь ценность.

Спасибо за урок. Всем доброго дня!

Отвечают.

Выходят учащиеся с нетбуками к доске и демонстрируют свои работы.

Умение давать анализ своих действий, делать выводы о проделанной работе.






See also:
Яндекс.Метрика