Урок информатики 4 класс Деление и обобщение понятий


Тема: Деление и обобщение понятий

Цели и педагогические задачи урока:

познакомить учащихся с действиями деления и обобщения, которые можно совершать с понятиями;

Развивать мышление, речь, умение обобщать;

Воспитывать умение работать в малых группах.

Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:

знать, что обозначает действия деления и обобщения;

уметь выделять видовые понятия, входящие в родовые понятия;

уметь объединять несколько видовых понятий в одном родовом.

Ключевые понятия: деление понятий, обобщение понятий.

Вспомогательные понятия: видовое понятие, родовое понятие.

Характеристика урока:

форма организации: эвристическая беседа с опорой на знания и опыт учащихся, фронтальная работа;

тип урока: комбинированный (формирование новых знаний на основе актуализации имеющегося житейского опыта и знаний);

стратегия: анализ имеющихся знаний с выходом на новый уровень осмысления совершения разных действий с понятиями.

Материальное обеспечение урока: учебник, Р/Т № 1, демонстрационный ПК.

Примерный план урока:

1. Организационный момент (1-2 мин).

2. Проверка домашнего задания (5-7 мин).

Изучение новой темы (9-12мин).

Физкультминутка (2 мин).

Первичное закрепление (7 мин.)

Компьютерный практикум (10 мин).

Обобщение и подведение итогов (3 мин).

Комментарий учителя к домашнему заданию (2-3 мин).

Ход урока

I. Организация учащихся на работу.

Я рада видеть каждого из вас. И пусть прохлада в окна дышит, Нам будет здесь уютно, ведь наш классДруг друга любит, чувствует и слышит.

Целью нашего с вами сегодня урока сформировать представление о возможности, структуре и правилах осуществления действий с понятиями: деления и обобщения. Но прежде для обобщения имеющихся у вас знаний по материалу предыдущего урока проведем следующую игру.

Я раздам некоторым из вас изображения предметов. Не показывая их другим, вы перечисляете его свойства, но, не называете его. Остальные отгадывают и формулируют определение понятия. (Например: перечисление свойств — «большой», «быстро летает», «сделан из металла», «имеет накрыше две вращающиеся лопасти», «предназначен для перевозки по воздуху и людей, и грузов». Ответ – вертолет. Определение понятия: Вертолет это транспортное средство для передвижения по воздуху).

Молодцы, хорошо поработали.

А вот мы с вами в нашей игре использовали слово понятие. А что это такое понятие? (Ответ: Понятие – это перечень существенных свойств, функций и элементов, который позволяет безошибочно выделить объект их ряда других, ему подобных). Молодцы! Ну что ж перейдем к изучению нового материала.

С поняиями можно совершать два действия это деление и обобщение понятий.

Деление понятий.

— Рассмотрите предметные картинки. (рис. 1)

— Перечислите предметы.

Родовое и видовое понятие собака Обобщение понятия собака Обобщение понятия собака

Информатика 4 кл обобщение понятий ответы Дорожный знак родовое понятие Дорожный знак родовое понятие

Что бы вы добавили к ним? (Лапоть, кроссовок, туфля, галоша)

— Вы перечислили понятия, а в какое обобщающее понятие они входят? (обувь)

Вывод: «Обувь» — это обобщающее, родовое понятие, то есть оно включает в себя другие понятия: «сандалия», «сапог», «тапочек» и т.д. – это видовые понятия. Поэтому и говорят, что сандалии, сапоги, ботинки, туфли – это виды обуви.

— Перед вами ещё одно понятие «собака».

— Как вы думаете это видовое или обобщающее, родовое понятие?

— Назовите известные вам породы собак. (рис. 2)

«СОБАКА»

Тама по информатике видовое понятие Собака видовое понятие Родовое понятие собака

«пудель» «овчарка» «такса»

Рис. 2

Вывод: «Собака» — родовое понятие, а название пород – это видовое понятие.

Деление понятия – это мысленное действие: перечисление видовых понятий, которые входят в родовое понятие.

На доске вывешивается табличка «РОД – ВИД»

Запомни! Слово, обозначающее понятие, пишется в кавычках в единственном числе в именительном падеже: «знак», «собака», «обувь»; либо без кавычек, в единственном числе в родительном падеже вместе со словом «понятие»: понятие знака, понятие собаки, понятие обуви.

Исключение составляют такие слова, которые в русском языке не имеют единственного числа, например «счеты», «ножницы», «щипцы» (рис. 3)

Родовое понятие собака Родовое и видовое понятие собака Обобщение понятия собака

Рис. 3

Закрепление (аналогичная работа) (рис. 4-5)

«МЕБЕЛЬ»

Обобщение понятия собака Информатика 4 кл обобщение понятий ответыДорожный знак родовое понятиеДорожный знак родовое понятие

Рис.4

«ЗНАК»

Б( ) 2 +

!Тама по информатике видовое понятие

Рис. 5

Физкультминутка

Обобщение понятий.

— Мы познакомились с делением понятий, а существует обратное действие – это обобщение понятий. А поможет нам в этом учебник.

Работа по учебнику.

Чтение учебника стр. 57-59 (чтение по «цепочке»)

Обобщение понятий – это мысленное действие, смысл которого в объединении нескольких видовых понятий в одном родовом понятии.

На доске вывешивается табличка «ВИД – РОД»

«помощник человека при счёте»

«камешек» «арифмометр»

«абак» «счёты»

«палец» «калькулятор» «компьютер»

— Операцию обобщения понятий можно изобразить и схемой с горизонтальными стрелками: (рис. 6)

«помощник

человека

при счёте»

«помощник

человека

при счёте»

Собака видовое понятие

Родовое понятие собака

Родовое понятие собака

Родовое и видовое понятие собака

Обобщение понятия собака

Обобщение понятия собака

Рис. 6

Здесь родовое понятие – «помощник человека при счете», а видовые: «камешек», «абак», «палец», «компьютер», «калькулятор», «счеты», «арифмометр»

III. Первичное закрепление.

Главное, что мы должны понять и знать.

Чтение учебника на стр.59-60.

Работа в тетрадях.

№ 4, 8 — Вставь пропущенное слово.

Деление понятия – это мысленное действие, когда перечисляют видовые понятия, которые входят в родовое.

Обобщение понятия – это мысленное объединение нескольких видовых понятий в одном родовом

№ 6 — Найди и исправь допущенные ошибки.

Слово, обозначающее понятие, всегда пишется в кавычках и используется в единственном числе: «знаки», «собаки», «компьютеры», «щипцы», «ножницы.

IV. Подведение итогов. Оценивание.

— С чем мы сегодня познакомились?

— Что научились делать?

— Что особенно понравилось на уроке?

— У кого возникли затруднения?

V. Д/З

1. § 7 пересказ;

2. Прочитать текст «Это интересно»;

3. Рабочая тетрадь №9, 11.






See also:
Яндекс.Метрика