Урок и презентация по курсу ОРКСЭ Что значит быть нравственным Золотое правило нравстве


СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ города МОСКВЫ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 276

Урок ОРКСЭ

учителя начальных классов

Колегаевой Ольги Владимировны.

Тема урока: Что значит быть нравственным? Золотое правило нравственности.

Цели урока: ознакомить с понятием «нравственность», «золотое правило нравственности»; развитие понимания значения нравственности; формирование ответственного поведения в жизни человека и общества; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие культуры речи; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Оборудование урока: учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации и статья в пособии для учащихся; проектор и презентация, выполненная учителем.

Ход урока:

1.Организация деятельности учащихся.

2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Беседа с учащимися по результатам выполнения домашнего задания.

— Как вы поняли, что такое честь и достоинство?

— Приведите примеры.

— А какие примеры чести и достоинства привели ваши родители. Расскажите.

3.Подготовка к восприятию нового понятия (слайд 2).

— Подберите имя существительное, подходящее по смыслу к имени прилагательному золотой.

— Что может быть золотым?

— Каково прямое и переносное значение этого слова?

4.Формулировка темы урока, постановка задач урока.

5.Мотивация учеников на принятие законов нравственности, на поиск нравственных начал в окружающем мире. Рассказ учителя.

— Ответ на вопрос о том, какой принцип должен лежать в основе всех человеческих отношений, возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении всех веков. Примерно две с половиной тысячи лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветленный». Он был царевичем, но оставил свое царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда захотел научить людей быть счастливыми, показать им путь к счастью. Будда считал, что к счастью нужно идти по дороге добрых мыслей, добрых слов и добрых дел. Будда учил: «Не делай другим того, что сам считаешь злом» (слайд 3).

Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (или Учитель Кун). Он тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он говорил, что хочет добиться того, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодежь любила старших». Конфуций говорил: «только добро ведет к счастью» (слайд 4).

В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – первопророк, прародитель людей. Он долго жил и у него были дети, внуки, правнуки. Он был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, правильно, он написал книгу, которую называют «Законы Ману». Смысл законов Ману: «не делай другим того, что причинило бы тебе боль» (слайд 5).

В когда-то существовавшем государстве Иудея, у иудейского народа был вождь – Моисей. Они уважали и чтили его за то, что он освободил их, увел из египетского рабства. Во время пути (при освобождении) иудеи и Моисей испытали много трудностей, но им помогал Бог. Именно в пути на горе Моисей получил от Бога 10 заповедей, по которым должны жить люди (слайд 6).

— Вы услышали четыре истории. Каждый из мудрецов сформулировал правила, по которым нужно жить людям.

— Чему же учат эти правила, что их объединяет?

Ответы учащихся.

— Вот так в разных местах земли разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно – относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Это и есть «золотое правило» нравственности, а следовательно, и этики (слайд 7).

6.Работа учащихся над осознанием «золотого правила» нравственности.

Учащиеся выполняют задание в группах:

— Необходимо придумать примеры того, как действует это правило в жизни. Придумайте, что могло бы вас обидеть и чего бы вы не хотели получить по отношению к себе. Например, я не буду обзываться, потому что мне это бы не понравилось, если бы стали обзывать меня.

Обсуждение результатов работы в группах.

7.Работа с учебными пособиями.

На данном этапе работы проводится комментированное чтение статьи из учебника.

8.Самостоятельная работа учащихся.

Задание: выписать «золотое правило» нравственности в положительной или отрицательной формулировке (в той, которая вам ближе и понятнее).

Обсуждение результатов самостоятельной работы.

— Сопоставьте то, что вы узнали, с теми предположениями относительно «золотого правила» нравственности, которые были у вас.

— В чем вы были близки к формулировке «золотого правила» нравственности?

— Согласны ли вы с ними?

9.Обобщение урока.

10.Домашнее задание.

— Расспросите своих близких о том, какими принципами они руководствуются в жизни. Обсудите с ними, близко ли их жизненное правило «золотому правилу» нравственности.

Мама ________________________________________________________________________

Папа ________________________________________________________________________

Дедушка/бабушка _____________________________________________________________

Брат/сестра __________________________________________________________________






See also:
Яндекс.Метрика