Урок географииФГОС по теме Население


Тема: «Население мира. Численность и воспроизводство населения».

Цель: Способствовать усвоению знаний о численности и воспроизводстве населения мира.

Задачи:

1. Организовать деятельность учащихся по изучению численности населения мира, процессов воспроизводства через отработку навыков работы с разными источниками географической информации. Способствовать формированию умения вести наблюдения за процессами в жизни и объяснять их.

2. Содействовать формированию деятельностных, коммуникативных навыков.

3. Создать условия по формированию навыка самооценки на основе критерия успешной деятельности.

Оборудование: политическая карта мира, географические атласы, контурные карты, статистические материалы.

Этапы

урока

Содержание урока

Примечание

1 этап

Мотивация учебной деятельности.

— Напомните мне, пожалуйста, как называется курс географии в 10 классе? (Экономическая и социальная география мира.)

— Что означает слово «социальная»? (Изучает население.)

— Разместите в правильной последовательности следующие понятия: «природа», «хозяйство», «население». («природа», «население», «хозяйство»)

-Объясните предложенную последовательность.

— Из сказанного можно сделать вывод, что знакомство с населением на уроках экономической географии необходимо.

— Тема урока: Население.

— Подобную тему мы уже изучали, или она совсем новая для нас?

— Какие понятия мы будем использовать, изучая эту тему? ( Численность населения, естественный прирост, миграции и т.д.)

2 этап

Актуализация.

Демонстрируются половозрастные пирамиды развивающейся страны (Индия) и развитой страны (Германия).

— Как вы думаете, какая из пирамид отображает структуру населения Индии, а какая Германии?

3 этап

Выявление места и причины затруднения.

-Что мы должны знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Численность возрастных групп в сравнении, процессы рождаемости и смертности.)

-Давайте уточним, какие вопросы мы должны рассмотреть на уроке, чтобы решить проблему? (Численность населения мира, темпы рождаемости, смертности, воспроизводства населения.)

4 этап

Построение проекта выхода из затруднения.

— Начинаем с численности населения.

— Какие источники информации помогут нам в работе? ( Статистические материалы, атласы и т.д.)

— С помощью, каких приемов можно обрабатывать информацию? ( Строить графики, диаграммы, сравнивать результаты и т.д.)

5 этап

Реализация

построенного проекта.

Работа в группах.

I группа:

— Составьте диаграмму регионов – лидеров по численности населения по данным в учебнике.

— Укажите место России в этом списке.

II группа:

— Постройте график динамики численности населения земного шара с начала нашей эры и объясните высказывание. « Зловещий смысл таит в себе стремящаяся к вертикали кривая численности населения земного шара».

годы

0

400

800

1200

1600

2000

Численность населения (в млн. чел.)

230

230

230

305

440

6000

Стр.62, табл.2.

Стр.62, рис.10.

6 этап

Первичное закрепление.

— Рассчитайте, сколько лет понадобилось для увеличения численности населения на каждый миллиард (начиная с 1830 года).

-О чем говорят эти цифры? Запишите ответ в тетради. (3-4 предложения).

Выступление уч-ся:

Вопрос о том, сколько населения живет в мире кому – то может показаться праздным. Стоит ли удивляться тому, что первые попытки ответить на него относятся к 18 веку и принадлежат английскому экономисту Уильяму Пети. Он предположил, что на Земле проживает 320 млн. человек. Как считают современные ученые, он допустил большую ошибку, т. к. в то время численность населения была в 2 раза больше. И не мудрено, ведь его предположение было основано на догадках. Что сейчас делается для того, чтобы уточнить численность населения?

(Перепись населения).

— Мы разобрали вопрос о численности населения мира. Оцените индивидуальную работу в группах.

— Как вы думаете, почему в 20 веке произошел такой скачок в росте численности населения? ( Улучшение качества жизни).

— Какие государства по уровню развития должны давать основной прирост населения? (Развитые).

— Давайте посмотрим на диаграмму.

— Мы правы?

— Как вы думаете, что нужно знать, чтобы объяснить выявленное противоречие? (Процессы воспроизводства населения).

— Вспомните формулу воспроизводства населения.

Р – С = ЕП

7 этап

Самостоятель-ная

работа с проверкой по эталону.

Работа в тетрадях ( в парах).

— Рассчитайте воспроизводство населения в разных регионах мира, используя таблицу

Регион

Рождаемость

Смертность

Северная Америка

13

8

Латинская Америка

21

6

Зарубежная Европа

9

11

СНГ

13

13,5

Зарубежная Азия

21

8

Африка

37

14

Австралия и Океания

17

8

— Распределите регионы в представленной таблице.

Естественная убыль или естественный прирост до 12 человек на 1000 жителей.

Естественный прирост выше 12 человек на 1000 жителей.

— Сравните показатели рождаемости, смертности, ЕП.

Естественная убыль или естественный прирост до 12 человек на 1000 жителей.

Естественный прирост выше 12 человек на 1000 жителей.

Сев. Америка (13-8=5)

СНГ (13-13,5=-0,5)

Австралия и Океания

(17-8=9)

Зарубежная. Европа (9-11=-2)

Латинская. Америка (21-6=15)

Африка (37-14=23)

Зар. Азия (21-8=13)

— Перед вами 2 разных типа воспроизводства населения (I тип и IIтип)

I тип

II тип

Сев. Америка (13-8=5)

СНГ (13-13,5=-0,5)

Австралия и Океания

(17-8=9)

Зарубежная. Европа (9-11=-2)

Латинская. Америка (21-6=15)

Африка (37-14=23)

Зар. Азия (21-8=13)

-В контурной карте отметьте красным цветом страны, которые относятся к I типу, а желтым ко II типу воспроизводства.

— Для каких стран характерен I тип воспроизводства?, II тип воспроизводства?

— В каких странах доля детского населения больше?

— Пожилого населения?

— Проверьте выполненное задание в контурной карте по эталону, оцените себя.

Стр.63

рис 13

рис14

8 этап

Включение в систему знаний и повторение.

Мы живем в России. Какие демографические процессы характерны для нашей страны? ( Снижение рождаемости, увеличение смертности и т.д.).

— В последнее время в науке и практике все большее значение приобретают показатели, характеризующие не только количество, но и качество населения.

Это сложное понятие, включающее экономические, социальные , культурные, экологические и др. условия жизни людей.

Цифры, характеризующие Россию не утешительны:

1 место по числу абортов,

2 место по числу разводов

2место по количеству убийств (на 1000 чел)

2 место по количеству заключенных (на1000 чел)

100 место по продолжительности жизни.

— Есть ли у России будущее?

— Конечно!!!!!!!!!!!!!!

— Вы, наше будущее. Вы будущие родители!

— Сколько детей вы бы хотели иметь в ваших семьях? Напишите на карточках. Мы их поместим на доску. «Будущее 10 класса».

— Давайте посчитаем. Когда в будущем вы будете принимать во взрослой жизни такое решение, надеюсь, вспомните наш урок и сделаете правильный выбор.

9 этап

Рефлексия

учебной

деятельности

Какие задачи ставили на урок?

— Смогли решить?

— Молодцы!

— Оцените свою деятельность на уроке.

Домашнее задание:

Миниисследование:

Составить столбчатую диаграмму, показывающую количество детей в семье вашей прабабушки, в семье бабушки, в вашей семье.

-Демографы, анализируя процессы рождаемости и смертности, заметили существенные изменения за последние 200 лет. Что же произошло? Ответ на этот вопрос дает теория демографического перехода.

Выполнить в тетради.

Стр. 64 – 66

рассказать.






See also:
Яндекс.Метрика