Урок географии в 8 классе по теме Природно- хозяйственные зоны России


Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Тема урока: Природно- хозяйственные зоны России

Цели урока: 1. Создать условия для проверки знаний учащихся о природных зонах России, их

закономерном распределении по территории и взаимосвязях компонентов внутри

каждой зоны.

2. Развивать умение характеризовать зональные природные комплексы;

правильную устную речь; защищать творческую работу (проект).

3. Продолжить формирование экологического мышления учащихся и чувство

ответственности за состояние природы своей страны и своей местности.

Дидактические

средства: Карта «Природные зоны России», атласы, тетради, карточки «Описание природных

зон», разноуровневые тестовые задания, рисунки с изображением природных

зон, творческая работа (проект) «Мой любимый уголок природы».

Ход урока:

Организационный момент

Подготовка к основному этапу занятия:

Фронтальный опрос . Продолжите фразу « Я знаю, что……»

Природная зона

Широтная зональность

Тундра

Лесотундра

Тайга

Лесостепь

Степь

Пустыня

Высотная поясность

Определите природную зону по описанию. Задание учащимся: Прочитайте описание , определите о какой природной зоне идет речь, покажите ее на карте, определив географическое положение.

А) « Страна льда и тьмы, лежащая под созвездием Большой и Малой Медведицы. С суровым климатом и красивым северным сиянием».

Б) « Здесь царство холода и снега, бушует пурга, ветер валит с ног не только человека, но и оленя. Снег сыпучий и сухой, сдувается ветром с одного места на другое, образуя застывшие беспорядочные волны. Летом почвы прогреваются на небольшую глубину, но и тогда возможны заморозки и снегопады. Растительность и живой мир скуден по числу видом».

В) «Огромные деревья образовали зеленый шатер, а под ним – густые заросли орешника, черемухи, жимолости. Местами на опушках, покачивает ветвями белоствольная березка, трепещет осина, благоухает липа. Посреди поляны огромный дуб, его ствол так толст, что с трудом его обхватят три человека».

Г) «Зеленое море, раскинулось от западных рубежей нашей страны до побережья Тихого океана. Зеленое золото, состоящее из ели и кедра, сосны, пихты и лиственницы».

Д) « Необозримое пространство, покрытое пестрым ковром цветов, образующих причудливую мозаику. А в начале лета кажется серебристой от цветущего ковыля и волнуется словно море».

III. Обобщение и систематизация знаний

1)Работа в парах по вопросам. Подготовить ответ на вопрос, отвечает один из пары.

а) Почему растительность арктических пустынь не образует сплошного покрова?

б) Почему в арктических пустынях все животные хищники?

в) Почему полярники на дрейфующих станциях строго следят за чистотой снега?

г) Почему в тундре так много болот и озер, хотя осадков выпадает около 300 мм?

д) Почему в тундре карликовые деревья?

е) Почему тундра рай для грибника?

ж) Почему говорят, что тайга бывает темнохвойной и светлохвойной?

з) Почему на Среднесибирском плоскогорье преобладает лиственница?

и) Почему почвы тайги малоплодородны?

к) Почему почвы широколиственных лесов плодороднее, чем почвы тайги?

л) Почему смешанные и широколиственные леса Дальнего Востока, богаче видами, чем на Восточно-

Европейской равнине?

м) Почему в степи не растут деревья?

н) Почему почвы степей плодородны?

о) почему южнее зоны степей образуются пустыни?

п) Почему у верблюжьей колючки корневая система до 16 метров?

2) Выполнение тестовых заданий. Вопросы первого блока ( см приложение1-3)

3) Лирическая пауза. Какая природная зона описана в стихах?

Внутри хором твоих приветных Закованный в лед океан

Весь пол из камней самоцветных ! В полыньях, разводьях туман

Там груды всякого добра. Сверкают громады торосов

Медведи, соболи, куницы Эй, смотри, капитан!

Лежат у ног твоих взамен ковра. Ведь раздавят корабль

И бегут по тревоги матросы.

И только замолкли,- вдали голубой

И только замолкли, — вдали голубой Нога твоя скользит по россыпи иголок

Столбом уж кружился песок золотой Или шуршит травой, стряхнувши капли рос.

Звонков раздавались нестройные звуки, И сумрачный навес широколапых елок

Пестрели коврами покрытые вьюки, Сплелся с листвой ольхи и молодых берез.

И шел, колтыхаясь, как в море челнок

Верблюд за верблюдом, вздымая песок.

Ветер шаловливый, играется в траве!

Ты земное чудо в утренней росе!

Воздух опьяняет ароматом трав.

Бабочка порхает, свой цветок избрав.

Легкие, как вата, за собой маня ,

Все плывут куда – то стайкой облака.

Берега синеют у твоих морей

Пряди лишь седеют редких ковылей.

Здесь тучи смиренно идут подо мной

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады,

Над ним утесов нагие громады,

Там ниже мох тощий, кустарник сухой.

А там уже рощи – зеленые сени.

Где птицы щебечут, где скачут олени.

А там уж и люди гнездятся в горах,

И ползают овцы по злачным стремнинам

И пастырь нисходит к веселым долинам.

4) Беседа с учащимися по вопросам

а) Коренные жители тундры всегда вели кочевой образ жизни, чтоб сохранить природу. Как это понимать?

б) как вы понимаете слова нашего земляка писателя Аксакова « Мы богаты лесом, но богатство вводит нас в мотовство, а с ним недалеко и до бедности».

в) Каков современный ландшафт степей, и какие проблемы с этим связаны?

г) Из –за каких факторов происходит разрастание пустынных территорий?

5) Выполнение тестовых заданий. Задания второго блока ( см приложение 1-3)

IV. Контроль и самопроверка

Выполните проверку тестовых заданий с помощью ключа ( см ключ на доске)

V. Защита проекта « Мой любимый уголок природы» Природно хозяйственные зоны тест

VI. Подведение итогов занятия. Выставление оценок.

VI. Рефлексия.

Приложение 1

Тестовые задания 1 вариант Блок 1

Зона арктических пустынь располагается:

а) на островах СЛО б) на материке сплошной полосой

2. С чем связано избыточное увлажнение зоны тундры:

а) с большим количеством осадков б)с низкой испаряемостью в) с многолетней мерзлотой

3. В зоне тайги почвы:

а) тундрово- глеевые б) подзолистые в) серые лесные

4. Главной причиной безлесья степей является:

а) недостаточное увлажнение б) малое количество осадков в)теплое, продолжительное лето

5. большое разнообразие грызунов в степи объясняется:

а) разнообразием растительной пищи б) отсутствием хищников

6. Найди лишнее. Растительность тундры:

а) морошка б) черника в) полынь г) дуб д) лишайник е) ель

7. Выбери признаки зоны тайги:

а) увлажнение избыточное б) главная ценность –плодородные почвы в) преобладают хвойные деревья

Г) преобладают подзолистые почвы д) самая большая по площади зона России

Блок 2

8. Основное занятие жителей тундры

а) оленеводство б) земледелие и охота в) оленеводство и охота

9. Основные районы заготовки древесины сосредоточены:

а) в тайге б) в смешанных лесах в) в широколиственных лесах

10. Каков современный ландшафт степей:

а) чередование полей и лесов б) 80% полей, занятых с/х культурами в) множество болот и озер

Приложение 2

Тестовые задания 2 вариант Блок 1

Главной причиной малого количества тепла, получаемого территорией арктических пустынь, является:

а) малый угол падения лучей б) малая продолжительность освещения

2. Причинами безлесья тундры являются:

а) холод б) холод и многолетняя мерзлота в) холод, многолетняя мерзлота и сильные ветры

3. Установите соответствие:

Леса Древесные породы

Тайга а) береза, ель, дуб, сосна

Смешанные леса б) ель, сосна, пихта

Широколиственные леса Дальнего Востока в) амурский бархат, пробковый дуб, женьшень

Малое количество гумуса в почвах тайги объясняется

а) малым количеством растительной массы б) сильным промывом почвы

5. Для зоны степей характерно увлажнение:

а) избыточное б) недостаточное в) скудное

6. Выбери признаки зоны степей:

а) зона расположена на юге Русской равнины и Западной Сибири б) увлажнение избыточное

в) значительная часть зоны распахана г) почвы подзолистые д) растительность – травы: ковыль, типчак

7. Найди лишнее. Животные тайги:

а) бурый медведь б) соболь в) уссурийский тигр г) рысь

Блок 2

8. Земли тундр используются главным образом

а) под пашню б) под пастбища в) под сенокосы

9. Дополни. Основными направлениями в хозяйственной деятельности человека в зоне арктических пустынь, являются……..

10. Установи соответствие:

Традиционные занятия людей Природная зона

Оленеводство а) степи

Земледелие б) тайга

Заготовка древесины в) тундра

Приложение 3

Тестовые задания 3 вариант Блок 1

1.В зоне арктических пустынь нет сплошного растительного покрова потому что:

а) большие площади заняты льдами б)большие площади заняты каменистыми россыпями

2. Выбери признаки зоны тундры:

а) природа зоны легко ранима б)почвы с глеевым горизонтом в) сильные ветры

г) значительные площади покрыты ледниками д) промысел морского зверя

3. Установите соответствие

Район России: Древесные породы:

Восточно –Европейская равнина а) лиственница

Западно – Сибирская равнина б) ель, пихта, сосна

Среднесибирское плоскогорье в) сосна, кедр

4.Своеобразие лесов Дальнего Востока обусловлено:

а) низкими зимними температурами б) муссонным климатом и южным положением

в) близостью океана

5. Найди лишнее. Растительность степей:

а) типчак б) береза в) клевер г) полынь д) кострец

6. Главной причиной малого количества осадков в пустыне является:

а) внутриконтинентальное положение б) господство в течении года пониженного давления

7. Пустыня отличается от других зон:

а)изобилием тепла и влаги б) изобилием тепла и недостатком влаги в) изобилием влаги и недостатком тепла

Блок 2

8. Дополни. Негативными явлениями, связанными с хозяйственной деятельностью человека в зоне тайги являются……………

9. Главное значение зоны степей:

а) пастбище для оленей б) главные пахотные земли в) основные районы лесозаготовок

10.Опасные явления характерные для зоны степей

а) засуха и пыльные бури б) засухи и наводнения в) наводнения и ураганы






See also:
Яндекс.Метрика