Урок географии в 7 классе


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 76

Выборгского района Санкт-Петербурга

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА

Куратова Ирина Владимировна

Урок в 7 классе по теме «Изменение природы Северной Америки под влиянием деятельности человека. Особо охраняемые природные территории материка».

Цели: 1. Образовательная: выявить виды деятельности человека, которые повлияли на изменение природы Северной Америки; познакомить учащихся с особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) материка.

2. Развивающая: продолжить формировать у учащихся умений:

применять уже имеющиеся знания;

работать с дополнительными источниками географической информации;

работать с картографическим материалом.

3. Воспитательная: продолжить формировать у учащихся:

мировоззренческое отношение к миру посредством обсуждения вопросов, связанных с влиянием человека на природу и организацией природоохранной деятельности на материке;;

развитие познавательной самостоятельности и активности учащихся;

интерес к географии;

доброжелательное отношение учащихся друг к другу.

Тип урока: комбинированный (письменные задания по повторению темы «ПЗ Северной Америки», фронтальная беседа, выступления учащихся, просмотр видеофильма).

Оборудование:

Настенная физическая карта Северной Америки, карта «ПЗ Северной Америки».

Телевизор и видеомагнитофон.

Видеокассета «Национальные парки мира. Южная и Северная Америка» — фрагмент о национальном парке Большой Каньон.

Карта в атласе «Комплексная карта Северной Америки».

Доска.

План урока:

1. Организационный момент – 0,5 мин.

2. Повторение темы прошлого урока «ПЗ Северной Америки»

в форме фронтального опроса и письменного задания —6 мин.

3. Слово учителя (сообщение темы, целей и задач урока,

актуализация знаний учащихся в форме фронтальной беседы) — 7 мин.

4. Выступления учащихся о национальных парках материка —10 мин.

5. Просмотр фрагмента видеофильма о национальном парке

Северной Америки «Большой Каньон» —10 мин.

6. Закрепление — 3 мин.

7. Итоги урока. Выставление оценок — 1,5 мин.

8. Домашнее задание — 2 мин.

Организационный момент – приветствие учащихся, проверка наличия тетрадей, дневников, учебников, атласов, пишущих принадлежностей. – 1 мин.

Повторение темы «ПЗ Северной Америки» — 6 мин.

Фронтальный опрос:

Назовите главный географический закон, согласно которому происходит распределение ПЗ на поверхности Земли? ( закон широтной зональности).

Почему в центральной и восточной части материка происходит нарушение этого закона и распределение ПЗ идет уже не с севера на юг, а с запада на восток? (на это влияют многие факторы, например, Кордильеры не позволяют влажным воздушным массам с западными ветрами проникнуть на восток материка)

Перечислите ПЗ Северной Америки (арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, полупустыни и пустыни).

Письменное задание.

Соотнесите ПЗ с ее характеристикой.

1. Произрастают каштан, сахарный клен, ясень. 1. Арктические пустыни.

2. Основная растительность – черная полынь и лебеда. 2. Тундра.

3. Растительность развивается на подзолистых почвах. 3. Тайга.

4. Обитают олени карибу. 4. Смешанные леса.

5. Обитают лоси, волки, бобры. 5. Широколиственные леса

6. Обитает крупное животное – овцебык. 6. Степи.

7. Растительность развивается на черноземах. 7. Пустыни и полупустыни

8. Растут ели, бальзамическая пихта.

9. Растут карликовая береза и ива.

10.Самая измененная человеком ПЗ.

Правильные ответы.1 — 56 – 1

2 – 77 – 6

3 – 38 – 3

4 – 29 – 2

5 – 410 – 6

3. Слово учителя — 8 мин.

1. Сообщение темы урока «Изменение природы Северной Америки под влиянием деятельности человека».

2. Сообщение целей и задач урока – выявить виды деятельности человека, которые повлияли на изменение природы материка: познакомиться с системой ООПТ Северной Америки.

3. Актуализация знаний учащихся в форме фронтальной беседы.

Учитель. Многие тысячелетия живет на Земле человек, и все это время он пользуется благами природы. Если в начале своего существования человек только приспосабливался к окружающим условиям, то в последствии он уже начал вести активную преобразовательную деятельность.

Хозяйственная деятельность человека затронула все компоненты природы материка Северная Америка, и поскольку мы знаем, что все компоненты природы взаимосвязаны, то в целом изменяются все природные комплексы материка. Масштабы этих изменений сопоставимы с работой геологических сил – воды, ветра… Причем человек работает быстрее природы. Приведите примеры деятельности человека на природу?

Ученик.

1. Человек строит города.

2. Человек распахивает плодородные земли.

3. Человек осушает болота.

4. Человек строит водохранилища.

5. Человек добывает полезные ископаемые.

6. Человек вырубает леса.

Учитель. И последствия этих действий человека зачастую носят катастрофический характер.

Приведите примеры последствий деятельности человека?

Ученик.

1. Уменьшение мест обитаний животных и растений, а следовательно и исчезновение их многих видов.

2. Загрязнение атмосферы, гидросферы, литосферы.

3. Уменьшение содержания кислорода в атмосфере.

4. Разрушаются природные ландшафты.

Учитель. Например опускание местности под крупными городами и районами Северной Америки в связи с откачиванием воды из артезианских бассейнов или добычей нефти и природного газа, так, скорость опускания в Калифорнии – 30-35 см в год, Мехико опускается быстрее – 40 см в год. Почти полное исчезновение такого дерева как секвойя, которое повсеместно произрастало на материке, а сейчас сохранилось лишь в пределах узкого ареала.

В странах Северной Америки приняты законы об охране и восстановлению природы, восстанавливаются разрушенные комплексы, очищаются загрязненные реки и озера, создается система особо охраняемых природных территорий.

Учитель. Какие особо охраняемые природные территории (ООПТ) вы знаете?

Ученик. Заповедники и национальные парки.

Учитель. Чем отличаются заповедники от национальных парков?

Ученик. Заповедники – это такие ООПТ, в которых запрещена любая деятельность человека, и в которых имеют право находиться только сотрудники заповедника, а в национальные парки допускаются туристы, которые должны соблюдать законы данного парка.

Учитель. В Северной Америке создано много национальных парков, только наиболее крупных по значимости насчитывается более 50. К наиболее известным относятся такие как Йосимитская долина, Йеллоустонский парк, Мамонтова пещера, Большой Каньон. Мы послушаем выступления, которые подготовили учащиеся об этих парках.

4. Выступления учащихся.10 мин.

1 ученик – Йеллоустонский национальный парк – 3 мин.

2 ученик – Йосемитский национальный парк – 2 мин.

3 ученик – Мамонтова пещера.- 2 мин.

4 ученик – Большой Каньон – 2 мин.

5. Просмотр видеофильма о национальном парке Большой Каньон 10 мин.

Обратить внимание на залегание пластов горных пород, на растения, произрастающих в парке и животных, обитающих здесь.

6. Закрепление 3 мин.

1. Какие национальные парки материка вы знаете? (Йеллоустонский, Йесемитский, Мамонтова пещера, Большой Каньон.

2. Чем знаменит Йеллоустонский национальный парк? (горячими источниками – гейзерами).

3. Что вы можете сказать о Йоесемитском нац. парке? (в этом парке схранилось удивительное дерево – секвойя).

4.Перечислите животных, обитающих в национальном парке Большой Каньон ( горные пустынные бараны, рыжие рыси, техасский гремучник, аляпка- «танцующая птичка»)

5.Какие растения произрастают в национальном парке Большой Каньон? (дикие травы, маргаритки, опунции, индейская трава).

7. Итоги урока. 1 мин.

Таким образом мы с вами еще раз убедились о влиянии человека на природу и в большей степени – отрицательном влиянии.

Мы с вами познакомились с некоторыми ООПТ Северной Америки – национальными парками материка, которые ежегодно посещают миллионы туристов. Для того, чтобы сохранить уникальные природные объекты этих и других национальных парков мира в 2002 году ООН объявила об организации на этих территориях экологического туризма, то есть туризма, щадящего по отношению к примечательным, уникальным природным объектам.

8.Домашнее задание.1 мин.

По комплексной карте Северной Америки в атласе выпишите в тетрадь названия национальных парков материка, определите, в каких природных зонах и климатических поясах расположены данные национальные парки. Результаты оформите в виде таблицы.

Национальный парк.

Климатический пояс

Природная зона

1. Йеллоустонский

2. Йосемитская

3. Мамонтова пещера

4. Большой Каньон

5.

6.

7.

8.

9.

ВЫСТУПЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

Йеллоустонский национальный парк.

Это одно из чудес Америки, расположенное в Кордильерах. Национальный парк основан в 1872 году. Индейцы назвали парк «страной льда, огня, воды, смолы и вертящегося дыма». Это один из немногих районов мира, где на небольшой территории можно наблюдать много проявлений «живой геологии».Посетители парка восторгаются не только дикой природой, сохраненной в парке, но и многочисленными следами активной вулканической деятельности. Здесь расположено

более 1000 горячих источников – гейзеров. Действуют гейзеры со строгой периодичностью – промежуток между извержениями длится от нескольких лет до нескольких минут. Вот названия нескольких гейзеров: «Большой цветочный горшок» — в нем пузырится и кипит фарфоровая глина белой и розовой окраски, причем глины разных оттенков не смешиваются между собой; «Гигант» — через каждые три дня из его бассейна с грохотом вылетает столб воды высотой 90 м.; «Минутный человечек» — ежеминутно выбрасывает сноп голубоватых струй. Чудом национального парка является гейзер «Экселсиор», который образуется в центре озера, поверхность которого постоянно волнуется. Вдруг в центре озера с глухим шумом поднимается струя воды и все озеро как бы подбрасывается вверх в виде громадного столба воды, достигающего 8-10 м в диаметре и 100 м в высоту. Свист, рев и гром наполняет воздух, земля дрожит под ногами, из глубины раздаются страшные взрывы, столбы воды взлетают в переполненную парами атмосферу. Но постепенно столбы воды становятся ниже, и вся масса воды исчезает так же внезапно, как и появилась. Через определенный промежуток времени все повторяется. Воды гейзеров откладывают на поверхности земли окись кремния, которую называют гейзеритом. Свежеотложенный гейзерит белее выпавшего снега.

В парке охраняются медведи, американские олени, лани, антилопы, койоты, бизоны, белые лебеди, пеликаны, дикие утки и др. животные и птицы.

Природа парка настолько интересна, что привлекает ежегодно огромное количество туристов не только со всех концов страны, но и иностранцев.

Йосемитский национальный парк.

В Йосемитском национальном парке на юго-западе США, сохранились небольшие рощи секвойи двух видов – вечнозеленой и гигантской. Высокие стометровые их стволы имеют диаметр 8-10 м., высота отдельных экземпляров секвойи бывает 150-160 м ( для сравнения высота 5-и этажного дома примерно 15 м),а диаметр – 15 м. Такое дерево могут обхватить, взявшись за руки, не менее чес 10 человек. Одно из деревьев спиливали семиметровой пилой в течение 13 дней. Для его перевозки потребовалось 30 железнодорожных платформ. Известен случай, когда на спиле гигантской секвойи помещалась танцевальная площадка вместе с оркестром или, когда в дупле секвойи был оборудован автомобильный гараж. Живут секвойи от2 до 4 тыс. лет. Секвойи можно назвать живыми ископаемыми. Это реликтовое растение. Оно существовало на Земле еще до появления млекопитающих.

Мамонтова пещера.

На юго-востоке Центральных равнин расположен обширный карстовый район и знаменитая Мамонтова пещера. Этот район объявлен национальным парком. Мамонтова пещера была открыта в 1809 году охотником, преследующим медведя. Мамонтова пещера – сложный лабиринт проходов, залов, расположенных в несколько этажей. В нижнем ярусе есть озера и реки. Глубина пещеры достигает 300 метров. Она соединена с другими пещерами и образует единую пещерную систему Флинт-Мамонтова общей длиной 500 км.

Большой Каньон.

Национальный парк расположен на юго-западе США Это глубочайший в мире каньон. На дне каньона в древние кристаллические породы (песчаники, глины, известняки) врезано русло реки Колорадо. Трудно поверить, что вся эта сложная скульптура не искусственное сооружение, а результат разрушительной деятельности сил природы. На стенках каньона можно отчетливо увидеть, что пласты горных пород залегают горизонтально. Они напоминают листы гигантской книги, в которой можно прочесть отдельные страницы истории Земли.






See also:
Яндекс.Метрика