Урок географии в 7 классе по теме Человек на Африканском пространстве


Урок географии в 7 классе.

Учитель: Хлюпина Татьяна Леонидовна,

МОУ «Гимназия» города Кизела.

Тема урока: Человек на африканском пространстве.

Цель урока: создание условий для осознания и осмысления информации о населении Африки средствами технологии группового самостоятельного обучения с использованием информационных технологий и ресурсов УМК «Сферы» издательства «Просвещение», применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала.

Форма урока: урок-экспедиция.

Задачи:

Помочь учащимся в получении знаний об особенностях населения Африки и выявлении закономерностей размещения.

Способствовать дальнейшему освоению методов географического исследования (исторического, картографического, сравнительного) и совершенствованию умений работать с различными источниками информации.

Воспитывать уважительное отношение к историческому и культурному наследию народов мира.

Формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе группового самостоятельного обучения учащихся.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, проблемное изложение.

Формы работы: фронтальная, групповая с элементами исследования, индивидуальная.

Средства обучения:

УМК «Сферы» по географии для 7 класса:

— Учебник «Земля и люди» (Кузнецов А.П. и др.)

— Атлас по географии для 7 класса

— Тетрадь – тренажер

— Электронное приложение к учебнику

Презентация «Население Африки». Презентации для групповой работы «Народы Африки», «Пигмеи», материалы для представления результатов работы групп.

Настенные карты: «Политическая карта Африки», «Физическая карта Африки».

Персональные компьютеры.

Содержательные блоки урока:

Численность населения и причины ее изменения. Демографическая политика.

Размещение и плотность населения. Урбанизация.

Состав населения Африки (расовый, этнический, половой, возрастной, религиозный).

Страны Африки. Динамичность политической карты. Хозяйственная деятельность.

Интеграционное пространство урока (направления междисциплинарных связей)

История

Мировая культура

Прародина человечества

Древние государства

Африканская поэзия

Народная музыка (барабаны)

Жизнь и творения людей

Информатика

Египетские пирамиды

Александрийский маяк

Навыки работы на ПК

Работа с различными источниками информации

Дидактическая структура занятия:

Этап занятия,

время в мин.

Методы и приемы обучения

Средства обучения

Организаци-онный момент

(1 мин.)

1. Добрый день, юные исследователи! Надеюсь, вы готовы к дальнейшему знакомству с Африкой. (Наличие компонентов УМК «Сферы»).

Тема нашего занятия …: «Человек на Африканском пространстве». (По развороту учебника)

a) У. с.74-75

А. с. 48, 51-52

b)ПК, ЭП

Вступительная часть. Актуализация знаний.

(3 мин.)

Учитель: Не ходите, дети, в Африку гулять заклинают родители Танечку и Ванечку в сказке К. И. Чуковского. Но ребята, конечно же, не послушались и убежали в Африку. Ведь этот континент манит жителей северных широт, как никакой другой (Вопрос: чем же так манит этот материк?), — а также, вероятно, потому, что на его необъятных просторах остались места, куда ещё не ступала нога человека. Предполагают даже, что среди болот и лесов бассейна реки Конго до сих пор могут жить… динозавры. А в эпоху, когда люди побывали уже практически везде, так хочется оказаться первопроходцем!

Сегодня мы продолжим путешествие по Африканскому континенту. Цель нашего исследования познакомиться с населением Африки.

Мы узнаем ………(с.74)

Историческая справка: Африка – это колыбель человечества его прародина.

Работать вы будете в группах, а итогом вашего сотрудничества будет рабочий листок, который представит нам начальник экспедиции.

Соблюдайте правила работы за компьютером!

Итак, в путь!

a) Презентация. Слайды 1.

б)Презентация. Слайды 2-7

в) Слайд 8

Изучение нового материала

( 10-12 мин.)

( 12-15 мин.)

Групповая работа.

Учащимся раздаются листы заданий:

— Подбор ресурсов УМК «Сферы», характеризующих население и страны Африки;

— план действий экспедиции.

Уважаемые члены африканской виртуальной экспедиции!

Перед вами стоит сложная, но актуальная задача детального исследования населения Африки. Члены каждой экспедиционной партии будут заниматься определенной проблемой, и решать поставленные задачи. Результат исследования вы должны оформить в виде рабочего листка, который прокомментирует начальник экспедиции.

Залог успешной работы – равноправное сотрудничество в процессе работы!

Название экспедиции

Объект изучения

Демографическая

Население: численность, ЕПН, структура

Этнографическая

Народы Африки

Геополитическая

Политическая карта Африки

2.Представление результатов. (Защита рабочего листка. Уточнение и конкретизация материала учащимися и учителем.)

Учитель: Представление рабочих листков мне хочется начать со слов Аяльнэха Мулату, современного эфиопского поэта:

Не так названье важно для страны

И очертания не так важны,

Как важно то, кто в том краю живет,

Зачем живет и чем живет народ.

Узнать любой страны особый нрав

Мы сможем, лишь людей её узнав.

«Чья Африка?»- спросите у меня,

И я отвечу вам: «Она моя,

До смерти, до скончания времен-

Родная мать для всех, кто здесь рожден!»

Итак, что же вы узнали о наших далеких предках. Представьте нам результаты своих исследований. (Время выступления 3 мин.)

a) У. с.74-75

А. с. 48, 51-52

b)ПК, ЭП

в) Листы заданий

г) Рабочие листки

д)Презентация

Обобщение изученного материала. Мотивация на более глубокое изучение темы.

(5мин.)

Учитель: Характеристика народов будет неполной, если мы не поговорим хотя бы чуть-чуть об их культуре.

С чем у вас ассоциируется понятие «Культура народов Африки?» (Африканские чудеса света)

«Вначале создатель сделал барабанщика, охотника и кузнеца …», — гласит народное предание одного западноафриканского племени. Барабанщик является важной персоной на Африканском континенте. Он, как правило, не имеет иных обязанностей в племени, однако если он не справится со своим основным делом, то может лишиться уха. В руках африканцев барабаны научились разговаривать. Барабаны разносили вести по всему континенту. Европейские миссионеры называли общение барабанов «лесным телеграфом». Барабанный бой вовсе не африканская азбука Морзе. Барабан воспроизводит гласные и согласные звуки, ударения и паузы. Это по сути дела музыкальный язык. Обычные фразы превращаются в музыкальные такты. По сравнению с языком барабанов азбука Морзе совсем примитивна.    

Человек любого народа или племени имеет жилище, которое как зеркало отражает природные особенности и его образ жизни. По рисунку и описанию вы должны определить жителю, какой природной зоны оно принадлежит, и какой народ там проживает.

№1. Рис. №1.

Расчетливые строители сконструировали свое жилище из листьев, травы и веток. Такую хижину ставит женщина, и она же считается ее владелицей, а мужчина лишь подбирает длинные ветки. Сначала строительницы чертят палкой круг и вгоняют в землю длинные гибкие ветви. Затем побег сгибают и вгоняют в землю на противоположной стороне. Получившиеся куполообразные или полукруглые крыши густо покрывают травой, листьями банана. Если листья запачкались и начинают привлекать надоедливых насекомых, то их снимают и промывают в реке — таким образом хозяева «стирают» крышу и стены своего жилища. (Влажные экваториальные леса, пигмеи)

№2. Рис №2

«Крыша нашего постоянного дома — небо, наше временное пристанище — фелидж»,— говорят жители. Сборка шатра занимает не более двух часов. Сверху его покрывают верблюжьими, козьими или овечьими шкурами— кошмами, а пол застилают циновками. Днем все стороны фелиджа открыты, ночью шатер не имеет ни окон, ни дверей. (Пустыниерберы)

№3. Рис №3

Приступая к делу, строитель чертит на земле круг по размеру будущей хижины, потом замешивает глину и лепит круглые стены. В день удается сложить слой до 30 см. Когда глина высохнет и затвердеет, приступают к новому слою. Как только стены готовы, отмечают новоселье. Жители утверждают, что живут в соответствии с мудростью своего народа, которая гласит: «Никогда не делай сегодня то, что можно отложить до завтра. Ведь всегда есть какие-то более спешные дела». Впрочем, потом хижину все-таки покрывают высокой крышей из просяной соломы. Через низкий на небольшой высоте от земли вход могут войти, не согнувшись, лишь 8—10-летние дети. Собственно дверью служит плетеная соломенная циновка, стоящая у стены хижины. ( Саванна,…..)

а)Презентация

Слайды 22-24

б) Музыкальная запись «Африканские барабаны»

в)Презентация

Слайд 25

Домашнее задание

( 2 мин)

Обязательное:

У. с.74-75;

Тр. с. 40 №2, с. 42 №4, с.44 №9, с.46 №5-7.

Контурная карта: с.28 №1-5

Для удовольствия:

«Непутевые африканские заметки» (3 дня у …. /народ, племя/) – мини-репортаж (объём – 2-4 страницы) .

Презентация «Народы Африки и их культура».

Сроки выполнения – 2 недели; обязательно указание источников информации.

a) Слайд 26

Заключительная часть

(2 мин)

Ответьте на вопросы:

Достигли ли мы поставленную на урок цель?

Пригодится ли вам в жизни информация, полученная на уроке?

Запишите название АВЭ, члены которой провели наиболее

полное исследование

a) Слайд 27

Источники, используемые при подготовке урока:

География: навигатор: материалы в помощь учителю: 6-9 класс. Под общей редакцией В.П. Дронова. М.: Просвещение, 2008.

География. Земля и люди. Поурочное тематическое планирование. 7класс. Под редакцией В.П. Дронова. М.: Просвещение, 2009.

Крылова О.В. Современный урок географии. М.: Школьная пресса. 2005.

Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. М.: ВАКО, 2005.

Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением./ И.А. Когут, Л.И. Елисеева. М.: Глобус,2008.

Интернет — ресурсы:

— hppt// www.festival 1september.ru

— hppt// www. spheres.ru

— hppt// www. geometodist.ru






See also:
Яндекс.Метрика