урок географии в 7 классе на тему Антарктида — загадочный материк


Разработка урока по географии в 7 классе

учителя МОУ «СОШ №4 г. Ртищево» Филатовой Н.А.

Тема урока «Антарктида — загадочный край».

Технология критического мышления.

Цели:

Образовательные:

Сформировать представления о своеобразии и уникальности природы материка, определить причины природных особенностей Антарктиды. Развивающие:

Способствовать формированию идеи познаваемости мира, развитию умений и навыков учащихся по работе с различными источниками географических знаний (контурными картами, атласами, учебниками, энциклопедическим, справочным материалом, различными видами карт), умениям работать в группах; развивать критическое мышление, коммуникативные умения и речь в логике поставленных вопросов.

Воспитательные:

На примерах героической жизни полярников, способствовать воспитанию чувства гордости и патриотизма, умению достигать поставленные цели и преодолевать любые трудности, а так же прививать бережное участие в сохранении и улучшении окружающей природы.

Инструментарий: Карты: физическая карта мира, презентация, мультимедийный проектор, учебники, атласы, тетради.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Методические рекомендации

1. Организационный момент

И вновь звенит для нас звонок, нам надо с вами начинать урок! (Приветствие учителя)

Проверка готовности к уроку

2.Мотивационно – целевой блок

(стадия вызова)

Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой темы. Мы познакомимся с еще одним материком. А что же это за материк, попытайтесь установить по данному описанию « На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотистыми и зелеными тонами…» Так написал в 1947г английский ученый, исследователь – А.Ричард Бэре о материке, с которым мы познакомимся на уроке. А что же это за материк? Сформулируйте тему урока. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово Антарктида? Что вы знаете об этом материке?

1.Заполнение таблицы (прием «ЗХУ»)

знаю

хочу узнать

Узнал

2. Устная работа с утверждениями (прием «Верные и неверные утверждения) — Антарктида – самый холодный материк — в Антарктиде есть львы и леопарды — Антарктида принадлежит России -Антарктида — единственный материк, который пересекается всеми меридианами Земли — рост птиц в Антарктиде достигает 120 см — в Антарктиде, как и в пустыне, встречаются оазисы, водоёмы с тёплой водой и растительностью вокруг

— в Антарктиде нет постоянного населения

— Большая часть Антарктиды лежит в западном полушарии Земли

— в Антарктиде все берега только северные — Антарктида удалена от всех материков

3.Для заполнения второй колонки таблицы необходимо использовать прием «Инсерт».

Текст для самостоятельной работы:

«Я до сих пор не верю, что мы были на самом краю Земли!

Вокруг жестокое солнце, морозы и страшная пурга.

Я был на обширной равнине, а у меня кружилась голова, шла из носа кровь, как будто я поднялся, высоко в горы.

Вокруг меня был снег, а я был в солнечных очках и загорел, как в тропиках.

Я видел птиц, у которых яйца не в гнездах, а при себе.

Морские животные выходят сухими из воды.

А еще я видел слона, льва и леопарда, живущих в воде».

Работа с текстом позволит уч-ся быстро заполнить таблицу. На основе содержания колонки (хочу узнать) определяются цели урока:

Определить отличительные природные особенности Антарктиды;

Выявить причины, определяющие особенности природы материка; Определить, как климат материка влияет на органический мир Антарктиды

Учащиеся слушают описание материка, зачитываемого учителем

Формулируют тему урока. Тема урока «Антарктида». Записывают тему в тетрадь

Цель использования приема на стадии вызова – это актуализация знаний, определение ключевых понятий, необходимых для усвоения нового материала, расширения и систематизации знаний по изучаемому вопросу

На этапе работы с утверждениями целесообразно применить прием «толстые и тонкие вопросы» (некоторые утверждения объяснить или опровергнуть, приведя этому доказательства)

Данный методический прием позволяет подвести учащихся к формулировке цели урока. Названные цели полно и всесторонне отображают содержание урока.

3.Содержательно – процессуальный блок (стадия осмысления)

1 Этап.

Работа в группах (главными задачами являются:

активное получение новой информации;

осмысление новой информации)

Задание группы 1. 1.Определить главные черты природы материка. («Страна морозов», «Страна пурги», «Страна за облаками», «Страна жестокого солнца»)

2.Привести конкретные примеры и интересные факты, доказывающие природные особенности материка.

Задание группы 2. 1.Объяснить, почему Антарктиду называют «Страной морозов», «Страной пурги», «Страной за облаками», «Страной жестокого солнца»?

2.Разрешить противоречие в понятие «Страна морозов и жестокого солнца»

2 Этап.

Отчет групп о проделанной работе

Работа с атласом и картой, текстом учебника и материалами справочной литературы.

Ребята работают над своими заданиями, формулируют выводы; заполняют таблицу (карточки – задания)

Отчеты групп сопровождается презентацией, которая отражает все отличительные черты природы материка Антарктида.

IV. Стадия рефлексия.

В таблице заполняется третья колонка (узнал).

На доске составляется «Кластер» по теме урока.

Каждая группа составляет «Синквейн»

Данный прием на стадии рефлексии позволяет учащимся систематизировать новые понятия, а учителю корректировать свою деятельность.

5.

Домашнее задание: выучить параграф 57; подготовить презентации и сообщения по теме «Антарктида»






See also:
Яндекс.Метрика