урок географии в 6 классе_6314


Первый урок по теме «Реки»

Цель и задачи:

сформировать представления о реке и её частях, речной системе;

научить устанавливать причинно-следственные связи между направлением течения реки и характером рельефа;

развивать умение определять географическое положение объекта (на примере реки);

показывать реку на географической карте;

заложить основы знаний о питании реки и её режиме;

Ведущие понятия: река, речная долина, русло, пойма, терраса, исток, устье, речная система, водораздел, режим реки, питание реки, половодье, паводок, межень, горная река, равнинная река, порог, водопад.

Оборудование: учебник географии 6 класс авторы: Т.П. Герасимова, Н.П.Неклюкова. карта полушарий, физическая карта России, атлас, картины.

Географическая номенклатура:

реки: Ангара, Терек, Обь, Волга, Лена, Енисей, Амазонка, Нил;

водопады: Анхель, Ниагарский.

Ход урока

Урок начинается с обсуждения различий между морем и рекой, опираясь на личные впечатления учащихся, их знания из курса «Природоведения», книг и т.д. (СЛАЙД 1)

Презентация.

Учитель: (СЛАЙД 2)

О, Волга!.. колыбель моя,

Любил ли кто тебя, как я?

(Некрасов Н.А.)

Нева всю ночь рвалася к морю:

И спорить стало ей невмочь:

:Но силой ветра от залива

Перегражденная Нева

Обратно шла, гневна, бурлива,

И затопляла острова.

(Пушкин А.С.)

— На сегодняшнем уроке мы изучим тему «Реки»(записали число и тему в тетрадь). Из каких частей она состоит, о речной системе, чем реки будут отличаться от других водных объектов.

— В отличие от морей и океанов, Река — естественный водный поток, текущий в выработанном им углублении.(записали в тетрадь определение) В этом определении отмечены самые важные признаки реки. Это естественный, а не созданный руками человека(канал, водохранилище), текущий в заданном природой направлении, которое резко не меняется.

В мире бесчисленное количество рек, которые отличаются друг от друга расположением, течением, красотой.

Работа с картой.

Учитель: давайте откроем физическую карту мира и вместе посмотрим и найдём крупные реки. Скажите, каким цветом выделены реки на картах?

(СЛАЙД 3)

Учитель: Мы с вами нашли и узнали характеристики очень многих рек. Давайте остановимся чуть подробнее на нашей с вами Родине-России.

(СЛАЙД 4 5) Наша страна тоже богата водными ресурсами.

Работа с картой.

(СЛАЙД 6)

Давайте вместе с вами нанесём крупнейшие реки на контурную карту.

Учитель: А теперь мы переходим к изучению строение реки (СЛАЙД 7)

Вы узнали, что у разных рек разные истоки и они отличаются друг от друга. (СЛАЙД 7)

Работа с картой. Отработка навыка показа реки на карте(от истока к устью)

И навыка определения берегов.

Учитель: теперь перейдём к нашему учебнику стр 88. Какой ещё характеристикой обладает река? О чём я не сказала? Найдите и запишите определение.

Дети самостоятельно находят определения: водораздел и бассейн реки, речная система. Пытаются объяснить самостоятельно, учитель помогает.

Работа с картой.

Учитель: найдите на физической карте мира крупнейшие речные бассейны и отметьте их на контурной карте.

Последний этап урока описание географического положения реки Нил по плану на с.94 учебника.

Второй урок по теме «Реки»

Учитель: мы продолжаем изучение темы «Реки». Сегодня поговорим о скорости течения, питания и режима рек.

Скорость течения различна в пределах даже одной реки. Самая большая скорость на некоторой глубине, там, где вода не встречает сопротивления воздуха. В тоже время у берегов и придонных толщах воды скорость меньше.

Скорость реки зависит(записываем в тетрадь): от рельефа, поверхности по которой она течёт.(СЛАЙД 9). Различия записываем в тетрадь. Рассказ о порогах и водопадах(СЛАЙД10)

Работа с картой. Учащиеся на карте находят примеры равнинные и горные реки, высокие и знаменитые водопады.

Учитель: Всем рекам необходимо получать питание, так же, как и всем живым организмам для поддержания жизни. Питание рек зависит в первую очередь от их географического положения. (СЛАЙД 11)

Учитель даёт характеристику видов питания, знакомит с режимами рек.

Дополнительно рассказ о значении рек, записать в тетрадь (СЛАЙД 12-13)

Подведение итогов.

Учитель: Ну а теперь, я хочу посмотреть, как вы усвоили эту тему. (СЛАЙД 14-21).

Заключение.

Учитель: Молодцы! Я хочу пожелать, чтобы знания, приобретённые на этих уроках, вам пригодились в жизни. Вы сможете их применить во время путешествий, походов. Но ещё я хочу пожелать, чтобы вы помнили о том, что реки — наше богатство, которое мы должны беречь и преумножать.






See also:
Яндекс.Метрика