Урок географии в 6 классе Вода на Земле Круговорот воды в природе Мировой океан и его ч


Тема: Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Мировой океан и его части.

Цель: сформировать понятие «гидросфера», её основные части.

обобщить знания учащихся о значении воды в природе и жизни человека; природных явлениях, происходящих в гидросфере (мировом круговороте воды)

развивать умения логически мыслить, анализировать схемы

закрепить умение учащихся работать с картой, показывая географические объекты

Формировать мировоззрение о необходимости экономного отношения к воде

Оборудование: карта океанов, глобус, мультимедийный компьютер

Тип урока -Урок изучения нового материала.

Форма урока – путешествие.

Ход урока

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация знаний

Тема урока кроется в отгадке на такую вот загадку.

Я и тучка, и туман, я – река и океан.

Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)

Раскручивая глобус. Какого цвета Земля?

Тема нашего занятия «Вода на Земле. Круговорот воды в природе».

Водную оболочку Земли – называют ГИДРОСФЕРОЙ

ІІІ. Изучение нового материала

Первый в мире космонавт Ю. Гагарин увидел нашу планету из космоса голубой. Объясните. почему Земля голубая?

2/3 занимает вода /Воды мирового океана, это совокупность всех океанов, он един, нигде не прерывается./

А где ещё находится вода в природе? /подсказка слайды рек, озёр, ледников, подземных вод/ Самый маленький объем воды содержится на поверхности суши. Вода в атмосфере.

Вода есть и на других планетах Солнечной системы, но её там мало. Предполагают, что вода появилась одновременно с атмосферой, когда при извержениях вулканов из магмы выделялся водяной пар.

Где вода там и жизнь география?

Пришла телефонограмма. Затонул корабль с ценным грузом, просят нас о помощи, обещают вознаграждение. А отыскать его смогут только ребята любознательные и отважные. Координат нет . Я предлагаю отправиться на корабле по океанам и морям. Капитаном корабля буду я, а вы – юнги.

Путь будет нелёгок, но в опасных странствиях дороже золота ценятся знания, умения и дружба.

Что с собой необходимо взять?/ Компас, карту, пресную воду./

Почему воду?

Доля пресной воды составляет всего 3%, из которых 2/3 приходится на ледники! Пресной воды очень мало.

Поэтому необходимо бережно и рационально её использовать.

Вопрос к учащимся: Как вы понимаете бережно использовать воду?

Предполагаемые ответы: бережно значит экономно. Закрывать кран водопровода. Не засорять реки, берега, так как весь мусор всё равно попадает в реку. Очищать воду, прежде чем спускать в реки. Строить очистные сооружения. Нельзя мыть машины на берегу водоёмов.

Такого количества хватило бы человечеству на несколько лет. Но реки и озёра не пересыхают. Почему вода не исчезает? Благодаря Солнцу происходит круговорот воды в природе.

2. Работа по рисунку. Круговорот воды в природе. Мы отчаливаем от острова Школьного.

Вся вода находится в непрерывном движении.

Какие же силы приводят в движение огромные водные массы? Рассмотрим. /Это солнечное тепло и сила тяжести./

По рисунку дети объясняют круговорот воды в природе.

Вывод: Океаны, вода в которых солёная, благодаря Солнцу являются главными поставщиками пресной воды на сушу. Мировой круговорот связывает между собой гидросферу, литосферу, атмосферу и биосферу. Вода легко переходит из одного состояния в другое и непрерывно перемещается.

3. Работа по картинкам Значение гидросферы в жизни Земли. Остров Эрудитов.

Вода – самый удивительный минерал на земле. Есть много пословиц о воде, например, восточные гласят: « где вода, там и жизнь», « земля умирает, если ушла вода».

Задание: Как вы думаете, почему люди ещё в древности придавали столь большое значение воде? Приведите примеры о роли и значении воды в природе и жизни человека.

На партах картинки – помощницы.

Примерные ответы учащихся.

Без воды не могут жить ни звери, ни птицы, ни человек, они умрут от жажды.

Некоторые живые организмы, например медузы, состоят из воды на 99%, а человек состоит из воды на 2/3. Человек умрёт, если потеряет 12% влаги своего организма.

С давних времён вода служила для защиты от врагов. Люди нередко селились не на суше, а на воде: вбивали сваи в дно реки, озера. Такой дом был надёжно защищён от зверей и врагов.

Вода разрушает горные породы, влияет на климат.

На берегу морей, рек человек отдыхает, на воду человек может смотреть бесконечно долго.

На реках строят гидроэлектростанции, вода вырабатывает электрический ток.

По воде ходят суда, вода используется как транспортный путь.

Вода используется в промышленности, сельском хозяйстве.

4. Мировой океан и его части. Остров учёных.

Обращаю внимание на состав гидросферы.

Мировой океан – непрерывная водная оболочка, окружающая материки и острова. Океаны различают по размерам, глубине, температуре и солёности вод, особенностями органического мира.

Найдите по описанию океан и покажите его на карте, пользуясь рис. 118 на стр. 133

Путь открыт. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

Мы оказываемся в Саргассовом море

Во всех океанах есть моря, заливы и проливы.

Достали бортовой журнал!

Найдите в словаре, что называют морем.

Море – часть океана, отличающееся от него свойствами воды, течениями, живущими в нём организмами, отделено от океана полуостровами, островами или подводными поднятиями.

Исключение составляет Саргассово море, расположенное в Атлантическом океане. Оно не имеет берегов, его границами служат течения.

Найдите Чёрное море и море Лаптевых. Чем они отличаются?

В зависимости насколько сильно моря вдаются в сушу, их делят на окраинные и внутренние.

Аравийское море, Красное море.

Наш путь лежит к Бенгальскому заливу

Найдите на карте Бенгальский залив в Индийском океане.

Что называют заливом? Найдите.

Залив – это часть океана (или моря), вдающаяся в сушу.

Заливы могут быть разной формы, размером и глубины.

Найдите Бискайский, Мексиканский, Гвинейский заливы. К каким океанам они относятся?

Берингов пролив

Что называют проливом?

Пролив – это узкое водное пространство, разделяющее участки суши и соединяющее части Мирового океана.

Проливы бывают узкие и широкие, короткие и длинные, мелкие и глубокие. Самый широкий пролив Дрейка (950 км) и самый глубокий – 5249 м.. Один из самых длинных Мозамбикский (1670 км).

Найдите проливы Гибралтарский и Берингов. Какие части они соединяют и какие разделяют?

Пришло сообщение, где указаны координаты крушения корабля? 11° с. ш. 142°′ в. д..

Отметили эту точку на контурной карте. Марианский желоб – самая глубокая впадина в океане, её отметка.11022 м. Осталось достать сокровища.

Но для этого мы должны закрепить знания

ІV. Закрепление

Остановка Успеха. Чтобы правильно сманеврировать, я должна быть уверена в ваших мореходных знаниях и умениях. Предлагаю вам пройти квалификационный тест юного моряка.

Квалификационный тест юного моряка

Фамилия, имя _________________________________________________

Из ниже перечисленных вариантов ответов выбери правильные и обведи их кружком.

1. Входящая в состав гидросферы вода находится в:

А) жидком состоянии;Б) твердом состоянии;В) газообразном состоянии;Г) во всех перечисленных состояниях.

2. Какой процесс НЕ является частью круговорота воды:

А) испарение;Б) выпадение осадков;В) таяние снега и льда;Г) шторм на море.

3.Основной объем воды на Земле заключен:

А) в соленых водах Мирового океана;Б) в ледниках;В) в пресных водах.

4. Непрерывный процесс перемещения воды из Мирового океана на сушу и обратно называется:

А) Мировым океаном;Б) Мировым круговоротом воды;В) водным сообществом.

5.В состав гидросферы НЕ входят:

А) реки и озера;Б) моря и океаны;В) подземные воды и ледники;Г) нет правильного ответа.

– Молодцы! Прошли тест, а теперь поменяйтесь с товарищем по парте, проверьте друг у друга и поставьте оценки. (Ответы на слайде)

Обещано вознаграждение – получите. Какую оценку заработали столько и золота и возьмите.

ІV. Выставление оценок.

V. Рефлексия

Наш урок подошёл к концу. Давайте ответим на вопрос: Что тебе понравилось на уроке?

Предлагаются варианты ответов:

Сегодня я на уроке узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Я научился…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Я знала, все у нас получится,Гидросферу с вами будем знать.Всем ученикам 6 классаВ журнал поставлю «хорошо» и «пять».И в заключении хочу сказать,Что лучше географии предмета не сыскать,Мир географии огромен,Стремитесь вы его познать.

VI. Домашнее задание

§33,34

Написать рассказ «Путешествие капельки по большому круговороту воды».

Тема: Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Мировой океан и его части.






See also:
Яндекс.Метрика