Урок географии на тему Природно-хозяйственные зоны Безмолвная Арктика


Урок географии в 8 классе на тему

«Природно-хозяйственные зоны. Безмолвная Арктика».

Планируемые результаты:

личностные: воспитание экологической культуры учащихся, формирование бережного отношения к окружающей среде;

предметные: формирование знаний о ПТК, познакомить учащихся с новым терминами темы; формировать знания о природных зонах России; рассмотреть особенности природы и взаимосвязи природных компонентов в природной зоне Арктики;

метапредметные: развивать умения работать с картами.

Оборудование: карты России (физическая, климатическая, почвенная, карта растительности), атласы, картины, таблицы, книги.

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА:

Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый.

Вы начать урок готовы?

Дети: Да!

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

Мотивация учебной деятельности.

(звучит песня «Широка страна моя родная! Много в ней полей, лесов и рек…)

-Ребята, вы узнали из какой песни эти популярные строки?

Действительно, Россия – самая большая по площади страна мира. Могучие реки протекают по её территории. Богатые залежи полезных ископаемых таятся в ее недрах. Огромные пространства занимают массивы лесов. Все, что дает природа, человек использует в своей хозяйственной деятельности. Но есть территории холодные, удаленные, которые не так и богаты лесами, но и они чем-то привлекают человека. Влияние его не так велико, что заставляет задуматься о разумном его использовании, о разумном использовании тех природных богатств, которыми богата наша страна, их сохранении для будущих поколений.

Изучение нового материала.

— И мы с вами сегодня большой экспедицией отправимся в необыкновенное путешествие к ледяной зоне – зоне арктических пустынь. И, как у любой научной экспедиции, у нас ест цель путешествия.

— Попробуйте определить цель нашего путешествия.

(учащиеся сами определяют цель путешествия)

— А теперь посмотрите на слайд. Все цели, которые сейчас вы назвали, я объединила их вот что у нас получилось.

(читают цели путешествия на слайде)

Итак, перед нами стоят такие задачи:

выявить характерные особенности природы.

рассмотреть возможные варианты хозяйственного использования природной зоны.

назвать важнейшие экологические проблемы, связанные с освоением Арктики.

— У вас на столах лежат бланки для наблюдений, которые вы должны заполнить в течение нашей экспедиции.

ГП природной зоны

Климатическая характеристика

Почвы

Растения

Животные

Ср Tян

Ср Tи

Осадки

Кол-во солнечной радиации

ВМ

— Перед отправлением в путешествие нам нужно проложить маршрут экспедиции. Для этого воспользуемся картой и определим, какие территории России занимает зона арктических пустынь.

(учащийся у доски называет географические объекты: Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Новая Земля, Новосибирские острова, о. Врангеля, о. Вайгач, полуостров Таймыр, полуостров Ямал, Чукотка)

— Итак, мы определили интересующий нас объект. Но мы не можем отравиться в путешествие. Как вы думаете почему?

(собрать вещи)

— Верно, а значит, нам нужно для начала изучить климат Арктики.

— Тогда определите по плану климатические особенности Арктики.

План:

В каком климатическом поясе находится?

Суммарная солнечная радиация.

Средняя температура января.

Средняя температура июля.

Годовое количество осадков.

Воздушные массы.

Расположение по отношению к Северному полярному кругу.

— Хорошо, ребята! Молодцы!

— Но недавно было выяснено, что в современную эпоху из-за человеческого вмешательства происходит потепление климата и, соответственно деградация ледников. Запасы льда теряются. Но в настоящее время толщина ледяного щита на Новой Земле составляет 30 метров. Какой вывод можно сделать, исходя из вашей характеристики Арктики?

Вывод: сильные ветры, низкие температуры, очень короткое лето, ледяная поверхность, малый угол падения солнечных лучей.

— А теперь, мы сможем отправиться с вами в путь, чтобы выяснить, как же эти суровые условия влияют на органический мир Арктики. По ходу просмотра ролика, вы должны записать в таблицу представителей флоры и фауны.

(просмотр видеоролика «Животные Арктики»)

Ответы детей: белый медведь, полярная сова, моржи, песец, лемминги, песцы, розовая чайка и др.

Физкультминутка.

Итак, ребята, нам с вами на встречу движется иностранное судно. Нужно предупредить его об опасности при встрече с айсбергами.

(выполняют различные движения руками)

— Итак, теперь мы с вами имеем хорошее представление об Арктике, но ничего не знаем о местном населении, о его занятиях. Как вы думаете, есть ли в этой холодной зоне постоянные жители? (Нет) Почему? (Из-за холодный суровых климатических условий). Верно, серьезные проблемы для человека составляют полярный день и полярная ночь. Они вызывают депрессии у человека, холодные ветра с минусовыми температурами приводят к обморожению. Но это зона постоянно вызывает интерес у людей. Как вы думаете, почему?

Ответы детей:

Богатейшие запасы полезных ископаемых.

Здесь проходит Северный морской путь к морям Тихого океана.

— Посмотрите на слайд, на котором обозначено общее представление Северного пути: это магистраль России в Арктике. Соединяет европейские и дальневосточные порты. Длина этого пути 5600 км. Этот путь обслуживает порты Арктики и крупных рек. Именно через этот путь ввозят топливо, оборудование, продовольствие, вывозят лес. Основные порты: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения.

— А теперь на карте найдите эти основные порты Северного морского пути.

Рыболовство

Промысел.

Испытание ядерного оружия, радиоактивное загрязнение.

— Как вы думаете, какие меры можно предложить по решению экологических проблем Арктики?

Ответы детей:

Прекратить испытания ядерного оружия.

Экономить использование природных ресурсов

Применение новых технологий при транспортировке нефти.

Создание заповедников.

Ограничить промысел морского зверя.

— Посмотрите на карту у вас в атласе «Заповедники и заказники» и назовите эти места охраны животных.

(работают самостоятельно с картой и называют)

— В арктической зоне естественное восстановление нарушенной природы растягивается не на годы, а на многие десятки и даже сотни лет.

5. Закрепление изученного материала.

— Итак, ребята, наше путешествие по Арктике завершилось. Но прежде чем вы сойдете с палубы нашего судна, мы должны пройти таможенный контроль (тест).

6. Рефлексия.

— Итак, ребята, напомните мне, какие цели мы с вами ставили в начале нашего урока? (называют)

— Как вы думаете, достигли ли мы этих целей?

— А теперь отразите ваше отношение к уроку с помощью смайликов.

7. Итоги урока.

8. Домашнее задание.

Параграф учебника, нанести на контурную карту территорию Арктики – цветом, Северный морской путь и крупнейшие порты – пунктиром; заповедники.






See also:
Яндекс.Метрика