Урок географии 6 класс Озёра


Урок ____

Тема: Озера.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование представления об озерах, их происхождении и значении.

Задачи:

Образовательные задачи:

сформировать у учащихся понятия «озеро», «озерная котловина»;

познакомить с происхождением озерных котловин и значением озер.

Развивающие задачи: продолжить развивать умения описывать озера по плану.

Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край и бережное отношение к окружающему миру, показать значение для ленинградцев Ладожского озера в период героической обороны г.Ленинграда.

Ведущие понятия урока: озеро, озерная котловина, тектоническое озеро, запрудное, вулканическое, старица, сточное и бессточное озеро.

Географическая номенклатура: озёра: Байкал, Каспийское, Аральское, Ладожское, Онежское, Виктория, Верхнее, Балхаш, Мёртвое, Эйр.

Оборудование и дидактический материал: Карты «Физическая карта материков и океанов», «Физическая карта России» учебник, компьютер, проектор, экран, презентация, видеофильм, раздаточный материал.

Ход урока

Орг.момент 1 минута

Слайд №1 – Добрый день!

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок!

Проверка домашнего задания Слайд № 2 — река

На прошлом уроке мы проходили тему «Реки». Давайте её вспомним.

Откройте рабочие тетради и повторите материал. 1 минута.

Слайд № 3, 4 Проверка домашнего задания:

Самая длинная река: а-Конго, б- Нил, в-Волга

Этот водопад самый высокий в мире, его высота 1054м.:

а-Анхель, б-Виктория, в-Ниагарский.

Кратковременный подъем уровня воды в реке называется:

а-половодье, б-паводок.

Река Кама имеет питание:

а-подземное, б-дождевое, в-смешанное, г-ледниковое.

На каких реках чаще всего образуются пороги: а-на равнинных, б-на горных?

Низкий уровень воды в реке – это:

а-паводок, б-половодье, в-межень.

Каким притоком Енисея является река Ангара:

а-правым, б-левым?

Изучение нового материала

Мы с вами изучили воды Мирового океана, начали знакомство со второй частью гидросферы с водами суши и уже познакомились с подземными водами и реками.

Слайд №5. На экране слова, найдите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее.

Кама, Енисей, Волга, Хуанхэ, Байкал, Обь, Амазонка.

— Почему? Поясните ответ.

Действительно, Байкал — озеро и речь пойдет сегодня об озерах.

Действительно, это озеро и речь пойдет сегодня об озерах.

Слайд № 6 – Озера

Открываем тетради, записываем число и тему урока.

— Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Познакомиться с понятием озеро, узнать какие бывают озера) Слайд №7

Слайд № 8

— Чем озеро отличается от реки?

Работа в группах

Слайд №9 Озеро отличается от реки тем, что:

Вода в озере не течёт как поток в русле у реки.

Вода в реке пресная, а в озере может быть как пресная, так и солёная.

— Что же такое озеро?

А сейчас давайте откроем учебник на с.95, и найдем научное определение этого понятия (учащиеся его зачитывают) и сравним.

Слайд № 10

Озерозамкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении (учащиеся записывают определение в тетрадь).

А что такое озерная котловина? (углубление, в котором находится озеро)

Слайд № 11

Озерная котловина — углубление, в котором находится озеро.

(учащиеся записывают определение в тетрадь)

— Чтобы образовалось озеро, какие условия необходимы?

Слайд № 12

Условия образования озер:

Атмосферные осадки

Углубление, котловина

Близость подземных вод

— Как вы думаете, одинаковые ли все озера? (нет)

Несмотря на видимую схожесть, озера очень разнообразны.

— А чем они отличаются друг от друга? (размерами, происхождением озерных котловин, по солености). Давайте познакомимся с классификацией озер.

Слайд № 13 – классификация озер

Мы рассмотрим классификацию озер по происхождению озерных котловин, по сточности и солености.

Давайте рассмотрим озера по происхождению, и узнаем способы образования озерных котловин.

Слайд №14

По происхождению озерных котловин озера можно разделить на несколько групп:

Тектонические

Вулканические

Ледниковые – не даю

Старицы – не даю

Запрудные

Карстовые

Изучая происхождение озерных котловин, мы должны заполнить таблицу «Происхождение озерных котловин», записать причины их образования и привести примеры озер.

Таблиц имеются у каждого на парте.

Работа по учебнику с.96, 97.

Капитаны групп вытягивают происхождение котловины, с которой они должны познакомиться, заполнить таблицу и рассказать другим.

Слайд №15

Рассмотрим тектонические озера.

Тектонические озера — озера, образованные в результате тектонических движений земной коры.

Дополнения учителя. При медленном опускании обширных участков земной коры возникла котловина Каспийского моря-озера. Это море имеет около 70 названий. Русские называли его Хвалынским…Это самое большое по площади озеро на Земле.

Тектонического происхождения и котловина самого глубокого озера в мире — озеро Байкал. Давайте посмотрим фильм об озере Байкал.

Просмотр видеофильма об озере Байкал. 2 минуты.

— Как образовалось озеро Байкал? (в тектоническом разломе, в результате опускания участков земной коре.)

Заполнить таблицу.

Слайд №16

Следующая группа рассказывает о происхождении вулканических озер.

Вулканические озера — озера, образованные в кратерах потухших вулканов. Например – Кроноцкое.

Дополнения учителя. Кроноцкое озеро находится на полуострове Камчатка. В него впадает 10 рек и вытекает одна река Кроноцкая. Озеро является самым большим пресноводным озером Камчатки, имеет форму равнобедренного треугольника.

Заполнить таблицу.

Слайд №17

Кроме тектонических и вулканических озер имеются озера ледникового происхождения.

Ледниковые — озера, образованные в результате деятельности ледника. Так например, образовались озера — Ладожское, Онежское.

Сообщение о Ладожском озере нам расскажет Кабирова Румия.

— Почему озеро Ладожское называли «Дорогой жизни»?

Заполнить таблицу.

Слайд №18

Следующий вид озер – это старичные озера или старицы, о происхождении которых расскажет Кынкурогова Мария.

Сообщение об образовании старичных озер.

Заполнить таблицу.

Слайд №19

Реже встречаются запрудные озера. О них нам расскажет следующая группа.

Дополнения учителя. Саре́зское о́зеро расположено на Памире, в Таджикистане на высоте 3 263 м над уровнем моря. Озеро образовалось 6 февраля 1911 года после сильного 7 балльного землетрясения, когда река Мургаб была запружена в результате сильного оползня, образовав при этом естественную плотину высотой 567 м. Наполнившаяся котловина затопила деревню Сарез, в честь которой и назвали озеро.

Запрудные озера – озера, образованные в результате перегораживания речной долины обвалами, оползнями, лавинами. Например — Сарезское озеро.

Заполнить таблицу.

Слайд №20

Об озерах карстового происхождения расскажет следующая группа.

Дополнения учителя. Ильмень — удивительное озеро. Площадь его меняется в зависимости от притока воды. В озеро впадают пять крупных рек — Мста, Шелонь, Полисть, Ловать, Пола, а также много ручьев и речек. Озеро Ильмень проточное. Из него вытекает река Волхов.

Заполнить таблицу.

Учащиеся проверяют таблицу.

— Какие по происхождению бывают озера?

Слайд №21

Заполненная таблица:

Типы озерных котловин

Способы образования

Примеры

Тектонические:

— в разломах земной коры

— в прогибах земной коры

Опускание земной коры по разлому (в трещине).

Медленное опускание обширных участков земной коры.

Байкал, Танганьика

Каспийское, Аральское

Вулканические

В кратерах потухших вулканов.

Кроноцкое, Курильское

Ледниковые

При движении древнего ледника.

Ладожское, Онежское

Старичные (старицы)

Участки прежнего русла реки, изменившей свое направление (образовались в поймах рек).

В поймах рек Оки, Москвы, Волги

Запрудные

Перегораживание русла реки, обвалами, оползнями или лавинами.

Сарезское (Памир)

Карстовые

Вымывание подземными водами легкорастворимых пород с образованием пустот в земной коре.

Ильмень

Физминутка

На земном шаре располагается несколько миллионов озёр. Озера классифицируются еще по сточности.

Слайд № 22

Озера (по сточности):

Сточные озера – озера, из которых вытекают реки. (Байкал)

Бессточные озера – озера, из которых не вытекают реки. (Каспийское)

Только в нашей стране озер три миллиона, более 95% из них – пресные, а остальные соленые.

Слайд №23Озера (по солености):

Пресные озера с соленостью до 1%0, например Онежское.

Солоноватые – озера с соленостью от 1%0 до 35%0

Соленые — озеро с соленостью более 35%0, например оз.Баскунчак, Эльтон.

Мертвое море-озеро расположено на 400 метров ниже уровня Мирового океана. Оно является самым соленым водным ресурсом планеты. Его соленость составляет 270-310%0. Утонуть в таком озере невозможно.

— Какое значение имеют озера?

Слайд №24

Значение озер:

1. Судоходство2. Рыболовство3. Орошение4. Водоснабжение

5. Эстетическое наслаждение

6. Место отдыха

Закрепление.

Практическая работа «Описание озера по плану»

Работа в группах.

План описания озера

1. Название.2. На каком материке находится и в какой части?3. Происхождение котловины.4. Сточное или бессточное. 5. Соленое или пресное.

Описание озера

Название

озера

На каком материке расположено и в какой его части

Происхождение котловины

Сточное или бессточное

Соленое или пресное

Эйр-Норт

Виктория

Австралия, в южной ее части

Африка, в восточной ее части

Тектоническое

Тектоническое

бессточное

сточное

Соленое

Пресное

— Капитаны поднимите руки, чья группа справилась с заданием.

V. Подведение итогов урока

Вот и к концу пришел урокНам подводить пора итог.

— Что нового вы узнали об озерах?

Оцените себя:

! – все понятно



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика