урок Добро и зло


Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Урок

в курсе «ОРК и СЭ»

модуль «Основы светской этики»

Автор:

учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 4»

Апаликова Наталия

Александровна

Квалификационная категория:

высшая

Педагогический стаж: 22 года

Образование: высшее

ГО Верхняя Пышма, 2012 год

«Урок – 2012»

“Не будь побеждён злом, а побеждай зло добром”.

Священное Писание

Название предмета: «ОРК и СЭ»

Класс: 4 «А»

Тема урока: Добро и зло.

Тип урока: калейдоскоп идей

Цель урока: активизировать имеющийся опыт 4-классников, развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах через понятия добро и зло

Задачи:

в области ценностей: актуализировать понятия: добро и зло; воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, толерантность и уважение к людям;

в области опыта: развивать навык работы с иллюстративным материалом, навык работы в группе;

в области знаний: учить детей отличать добро и зло, сделать свой личный выбор в пользу добра;

в области умений и навыков: развитие навыков сотрудничества со сверстниками – развитие коммуникативных и речевых действий учащихся, развитие коммуникативного потенциала личности учащихся.

Формирование универсальных учебных действий (УУД):

Личностные:

— овладение мотивационной основой учебной деятельности;

— использование адекватной самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

— принятие учебную задачу;

— планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

-, моделирование при решении поставленных задач;

— сравнение и классификация по заданным критериям;

— осуществление анализа слов с выделением существенных признаков;

Коммуникативные:

— построение понятных для партнёра высказываний;

— умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Основные понятия: добро, зло, скромность, доброта, милосердие, честность, дружелюбие, вежливость.

Ресурсы: электронная интерактивная доска, иллюстрации для работы в группах, презентация, отрывок сказки Г.Х.Андерсена «Девочка со спичками», отрывок из рассказа В.А.Сухомлинского «Обыкновенный человек», стихотворение А. Барто «Друг напомнил мне вчера», пословицы, макет сердца, кроссворд, карточки «Заветы добра».

Организация пространства: фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа.

Конструкт урока

Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся чтением стихотворения «Доброе утро»:

Доброе утро!

Доброе утро!Знайте, что вы поступаете мудро, Если, вставая с утра,Всем пожелали добра, Доброе утро, мама и папа,Доброе утро, брат и сестра!Дождь перестанет канючить и капать,Если ему пожелаешь добра!Доброе утро — бабуле и деду, Доброе утро седому соседу!Доброе утро учителю в школе! Доброе утро приятелю Коле!Доброе утро доброму утру!Знайте что поступаете мудро,Если поднявшись с утра, Всем пожелали добра!

А всем ли вы сегодня сказали «доброе утро»? С какой целью? Для чего?

— В жизни есть всегда что-то хорошее — доброе и плохое — злое.

(Звучит фонограмма «Дорогою добра»). — Чему учит нас эта песня?

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Знакомство с ценностью.

А) Мозговой штурм. Продолжите, пожалуйста, предложения:

Добро – это…

Зло – это…

Индивидуальная работа (3-4 уч-ся): составление интеллект – карты, синквейна по данным понятиям.

Б) Сравнение полученных определений с толкованием понятий в словаре В.Даля. На доске появляются определения:

Добро – все положительное, хорошее, полезное.

Зло – нечто дурное, вредное.

В) Объяснение народной мудрости:

«Доброта — язык, на котором немые могут говорить, а глухие слышать».

4. Осознание и проговаривание на своем языке.

Работа в группах. Собери пословицу и объясни ее смысл:

1 гр.

Доброе слово человеку,

а его добрые дела

Не одежда красит человека,

дела славят

Доброго человека

как дождь в засуху

2 гр.

Добра желаешь —

а худо изживай

Добро наживай —

добро и делай

Доброе дело само себя

хвалит

3 гр.

Добро помни —

лучше мягкого пирога

Доброе слово

лучше ста родственников

Добрый друг

а зло забывай

5. Проживание ценностных ситуаций и тренировка в ценностном поведении.

Работа в группах. Дать объяснение.

1гр. Отрывок сказки Г.Х.Андерсена «Девочка со спичками».

— Какие чувства у вас вызывает эта история? Почему?

— Как вы думаете, почему девочка назвала этого человека добрым?

— Почему она отказалась взять монетку?

2гр. Отрывок из рассказа В.А.Сухомлинского «Обыкновенный человек».

— Какие качества характера, по мнению автора, должны быть у обыкновенного человека?

— Как иначе вы бы назвали этого человека? Почему?

3гр. Стихотворение А. Барто «Друг напомнил мне вчера».

— О чем это стихотворение заставило вас задуматься?

— Как вы полагаете, что значит делать добро?

Вывод: всегда будь чуточку добрее, чем это необходимо.

6. Работа в рабочей тетради с использованием интерактивной доски.

7. Осуществление ценностных выборов и поступков в реальном мире.

А) Приведите, пожалуйста, примеры из собственной жизни. Какие из них, на ваш взгляд, были добрыми, а какие – злыми. Почему?

Б) Чтение учащимися стихотворений о доброте.

1)Добрым быть совсем,

Совсем непросто,

Не зависит доброта

От роста,

Не зависит доброта

от цвета.

Доброта – не пряник,

Не конфета.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

2)«Давайте поклоняться доброте…»

Давайте с думой жить о доброте,

Вся в голубой и звёздной красоте

Земля добра. Она нас дарит хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту.

3)Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если когда-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря.

В) Доброе сердце не стареет.

На доске большой макет сердца. Напишите, какое доброе дело вы можете уже сейчас сделать, чтобы сердце наполнилось добротой. Анализ предложенных учащимися вариантов.

Вывод: теперь наше сердце не пустое, в нем много-много добрых поступков, которые мы будем совершать.

Доброе сердце не стареет.

Г) Познакомьтесь с заветами добра. Какие из них, лично вы, принимаете.

Не позволяйте себе плохо обращаться с людьми или с животными.

Научитесь сопереживать другим людям.

Подавайте пример заботливого отношения к другим людям.

Учитесь думать о людях только хорошо.

Ищите множество возможностей оказывать помощь, старайтесь быть отзывчивыми и заботливыми людьми.

Замените эгоистические установки щедростью и заботой в отношении к окружающим.

Старайтесь всей семьей регулярно участвовать в различных акциях помощи окружающим.

Закрепление материала (разгадывание кроссворда).

Кроссворд

Назови отношение между людьми, когда каждый готов помочь друг другу (дружба)

Как станет на душе, когда сделаешь доброе дело? (тепло)

Как называется чувство, когда человек всего себя отдает другому? (любовь)

Близкий вам человек очень болен. Вы не можете ему помочь, но переживаете по этому поводу. Как по-другому вы называете свое переживание? (сострадание)

Если мама делает уборку, вы тоже стали убирать. Что вы оказываете? (помощь)

О чем идет речь, если люди во всем помогают пожилым и больным? (забота)

Чтобы делать добро, в первую очередь, нужно быть… (внимательным)

Что спасёт мир? (доброта)

Д/З.- выбор уч-ся (творческий уровень):

составить и написать памятку «Как стать добрым человеком»;

нарисовать «дерево доброты»;

Рефлексия (заполнение оценочных листов).

Итог урока.

Результаты урока.

Личностные результаты:

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах через понятия добро и зло;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

развитие навыков сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях.

Метапредметные результаты:

овладение способностью принимать и сохранять цели учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;

формирование умений контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;

адекватное использование речевых средств и средств ИКТ для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты:

знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.






See also:
Яндекс.Метрика