Урок чтения_3480


Реализация проектной деятельности на уроке чтения.

Тема урока: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».

Цели:

1 Создание условий для формирования у учащихся умений и навыков проектирования.

2 Способствовать умению ставить перед собой задачи и искать пути их решения.

3 Развитие индивидуальности и творческой самореализации учащихся.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить со сказкой А.С.Пушкина, с биографией поэта, учить понимать смысл сказки, анализировать поступки героев, учить проводить параллель между сказками Пушкина и русскими народными сказками, поиск доказательств народности сказок А.С.Пушкина.

Развивающие:

Развивать навыки выразительного чтения, формировать умение самостоятельного поиска информации, развивать мышление, умение работать в группах, сотрудничать.

Воспитательные:

Прививать любовь к творчеству А.С.Пушкина ,к чтению, воспитывать терпимость, милосердие, коммуникабельность, отзывчивость.

Ход урока .

1 Оргомент.

-Сегодня у нас с вами необычный урок чтения. У нас в классе присутствует много гостей. Это- учителя, они пришли посмотреть ,как мы с вами работаем на уроке. Прошу всех быть внимательными и активными, мы начинаем урок.

2 Сообщение темы урока.

На протяжении нескольких уроков мы занимались проектом по исследованию произведения А.С.Пушкина

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди». Вы разделились на группы, каждая группа хорошо поработала, собрали много интересного материала, занимались исследованием и поиском доказательств того ,что действительно ли сказки: А.С.Пушкина близки к народным . И сегодня у нас урок- отчёт, мы посмотрим ,что же у нас получилось .

— Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова художницы Татьяны Мавриной (запись на доске)

« Сказки Пушкина…для меня ,как народные. Более русского поэта и не сыскать».

Т.Маврина

— Почему же Т.Маврина так охарактеризовала поэта и его творчество. Ответ на этот вопрос даст наш урок!

— Ребята, как вы думаете ,какое отношение имела художница к А.С.Пушкину?

— Сейчас вы просмотрите презентацию о Татьяной Мавриной, будьте внимательны ,найдите ответ на этот вопрос!

3 Просмотр презентации.(Приложение1 )

Как вы думаете, к какому произведению данные иллюстрации? ( вопрос к последнему слайду).

( Т.Маврина иллюстрировала произведения поэта).

-Обратите внимание, что поэт и художница жили в разное время и никогда не встречались. Сказки А.С.Пушкина вдохновляли многих художников на создание замечательных картин.

-А. С. Пушкин прожил недолгую ,но удивительно яркую жизнь . Он писал коротко и сжато , но каждое его слово полно смысла и поэтичности.

— Сегодня ребята приготовили небольшое сообщение о жизни поэта ,давайте их послушаем.

4 Сообщение о биографии поэта.

Трудно найти в нашей стране человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Ещё при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в семье отставного военного. Он рос упрямым, неповоротливым и не похожим на других ребёнком. В семье воспитанием мальчика занимались две женщины: его бабушка — Мария Александровна Ганнибал и няня — отпущенная на волю крестьянка Арина Радионовна.

Это они спешили утешить и приласкать мальчика, они рассказывали ему сказки, познакомили с Кащеем и добрыми волшебниками и злыми колдунами. Пушкин любил слушать песенки, стишки русского народа, истории о своих предках. Обучением мальчика занимались французские гувернанты. они обучали танцам, французскому, арифметике, истории и другим наукам, но главным источником знаний была книга. Он часто забирался в кабинет отца и читал. Первые слова комедии он написал в восемь лет, в девять лет — басни, пьесы и даже сказочную поэму.

Когда Александру исполнилось 12 лет, родители определили сына в Царскосельский лицей. Там он проучился 6 лет.

Это был порывистый, необузданный, вспыльчивый, дерзкий, бешено веселый и угловатый, застенчевый и насмешливый, угловатый и изящный, откровенный и замкнутый подросток с толстыми губами.

В 1814 году, когда Пушкину было 15 лет, было опубликовано первое стихотворение «К другу стихотворцу». А уже восемнадцати летний поэт пишет много политических и вольнолюбивых стихов.

По окончании Лицея, Пушкин приезжает в Питербург, куда был определен на службу. Молодой поэт радостно бросается в водоворот шумной столичной жизни. Там он пишет «Руслан и Людмила», а также свободолюбивые, высмеивающие власть стихи. За это его выслали на юг России, позднее будет Одесса, имение Михайловское. Именно в селе Михайловское он вплотную столкнется с жизнью простого народа. Он часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, записывал меткие слова и выражения, запоминал народные песни. Но и там не покидала его няня, она, как и в детстве, рассказывала поэту сказки. А он их записывал, запоминал. Александр Сергеевич Пушкин написал 6 сказок. Одна из них, это «Сказка о Медведихе», которая так и не была закончена. А «Сказка о царе Салтане» создана в споре.

Восемнадцатого февраля 1831 года Пушкин обвенчался Натальей Николаевной Гончаровой, Это была юная, необыкновенной красоты девушка.

Двадцать седьмого января 1837 года Пушкин, защищая свою честь и честь своей жены, был смертельно ранен на дуэле. 29 января 1837 года Пушкина не стало.

Вся жизнь великого поэта прошла в творчестве и ссылках.

По словам Твардовского Пушкин — это часть культуры нашей страны и его творчество будет жить.

(4 учащихся делают заранее подготовленное сообщение).

-Молодцы, ребята, очень интересное сообщение подготовили.( учитель оценивает учащихся)

— Как вы , думаете, откуда у поэта такая любовь русским народным сказкам? ( её привила няня Арина Родионовна и бабушка М.А.Ганнибал )

5 Словарная работа.

Пушкин первый из поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно ,звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью, русского языка и не переставал изучать его всю жизнь.

— А мы тоже с вами занимались изучением, но уже «пушкинского языка» в сказке о царе Салтане. Автор использует много слов, понятных народу того времени . Сейчас мы называем их устаревшими.

-А как эти слова называются в русском языке ? (архаизмы, учитель прикрепляет к доске карточку с названием)

— Ребята из следующей группы подготовили словарь устаревших слов.(дети показывают картинки архаизмов и объясняют их значение) Приложение 2

-« Сказка скоро сказывается ,да не скоро дело делается!»

-Что это за выражение? (присказка)

-У Пушкина тоже были свои присказки. Воспользуемся одной из них для минутного отдыха.

6.Физминутка.

-«Ветер весело шумит (махи руками над головой вправо-влево)

Судно весело бежит (руки вытянуты вперёд лодочкой, слегка покачиваясь)

Мимо острова Буяна (показывают рукой вправо)

В царство славного Салтана (разводят руки перед грудью, кланяясь)

И желанная страна (разводят руки над головой в разные стороны)

Вот уж издали видна (руки сложены в «подзорную трубу»).

7 Чтение отрывков из произведения.

-Мы читали сказку А.С.Пушкина «О царе Салтане…» и занимались её иллюстрированием. Какие красочные и яркие рисунки вы сделали для нашей выставки! (учитель показывает указкой на стенд с рисунками).

-Давайте их оживим!

-Для этого ,вспомним как надо читать стихи!

на доске появляются слова:

-интонация

-дикция

-логическое ударение

Учитель показывает на один из рисунков <Рисунок1>

-Чей это рисунок ?( и так 5 рисунков)

5 учащихся читают отрывки из сказки к своим рисункам.

-Удалось ли ребятам « оживить свои рисунки»?

8 Инсценировка.

-«Сказка лож, да в ней намёк — добрым молодцам урок.»

-Такие строчки встречаются практически в каждой сказке. О каком намёке идёт речь? Что обязательно есть в любой сказке? (мысль)

-Что обязательно происходит в каждой сказке? ( добро побеждает зло)

— Чему учит нас сказка Пушкина? ( сострадать ближнему, быть милосердным, терпимым)

-В сказке о царе Салтане добро побеждает зло, там много добрых чудес.

— «Белка там живёт ручная,

Да, затейница, какая!

Белка песенки поёт,

Да орешки всё грызёт,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра чистый изумруд;

Слуги белку стерегут…»

-«Всё в том острове богаты,

Изоб нет, везде палаты;

А сидит в нём царь Гвидон…»

— А что происходило далее, нам покажут ребята из группы инсценировки.

Ученики демонстрируют подготовленный отрывок из сказки .

-Спасибо, ребята, молодцы, вы от лично справились со своим заданием. Все аплодируют.

9 Подведение итогов проекта.

Давайте ещё раз возвратимся к эпиграфу нашего урока.

— Чем сказка А.С.Пушкина роднится с народной?

-Где черпал сюжеты для своих сказок поэт?

— Кто привил Пушкину любовь к народным сказкам?

-Согласны ли вы с высказываниями Т.Мавриной?

10 Рефлексия.

-Каждый урок – это открытие. Мне хотелось бы узнать :что нового вы открыли для себя на этом уроке.

— Перед вами листы бумаги, продолжите фразу: «на уроке чтения я …» ,напишите, что вам запомнилось, что понравилось? Какое настроение было у вас?

-Наш урок подходит к концу. Нам хотелось бы сделать всем нашим гостям сюрприз. Мы были вдохновлены сказкой А.С.Пушкина ,и наше вдохновление передаём вам!

Дети дарят сюрпризы, сделанные своими руками(коробочка в виде лебедя).

Урок окончен, всем спасибо.






See also:
Яндекс.Метрика