урок чтения


Открытый урок по литературному чтению по программе «Школа России»,

2010 год 4 класс

Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Цели:

1. Познакомить детей со сказкой А. С. Пушкина “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”. Обогащать словарный запас учащихся.

Формировать умение прогнозировать текст.

2. Развивать память, речь, внимание, творческие возможности детей.

3. Воспитывать любовь к чтению, к книге.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

— Любим мы читать и слушать Сказки и стихи про дружбу, Ритм ногами отбивать И героев оживлять. Здравствуй, сказка и рассказ, Что готовишь нам сейчас? /хором/

2. Вступительная беседа.

— Почему этими строками начинаем мы наш урок?

— Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с творчеством и стихотворениями какого русского поэта?

— А.Пушкин был не только великим поэтом, но и сказочником. Мы впервые слышим его в самом раннем детстве и, еще не умея читать, повторяем наизусть строки из его произведений. Дальше с его произведениями мы знакомились и в 1 , 2, 3 классе, перейдя в среднее и старшее звено, вы тоже будете читать его произведения.

— Вот и сегодня на уроке мы будет говорить о сказке А.Пушкина «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»

— Вспомните, когда и где родился А. С. Пушкин? /слайд /

— Кто был лучшим другом поэта?

— Где учился А. С. Пушкин?

— С кем из известных писателей дружил А. С. Пушкин?

— Какие стихи Пушкина вы знаете наизусть?

— Кто готов сегодня их прочесть?

3. Проверка домашнего задания. /по 1 ученику/

— Домашнее задание у вас было по выбору, вы выучили то стихотворение, которое вам больше всего понравилось:

Кто учил стихотворение «Няне» встаньте около 1 парты 1 ряда.

Кто учил стихотворение «Туча», те встанут около 1 парты 2 ряда.

А кто учил стихотворение «Осень», те встанут около 1 парты 3 ряда.

— Каждый расскажет стихотворение в своей группе, оцените ответы, а потом выберите лучшего. Он будет отвечать у доски.

— Какое чувство возникает у тебя при чтении стихотворения «Осень»?

— Какую иллюстрацию нарисовал бы ты к стихотворению «Туча»?

— Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал стихотворение «Няне»?

— Молодцы ребята. Вы отлично справились с домашним заданием.

4. Постановка цели урока.

— В своих стихотворениях А.Пушкин воспевает красоту природы, замечает необыкновенные изменения в ней, оживляет природу, будто в сказке. А какие чудеса в сказках?

— Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?

5. Работа над сказкой.

— Сегодня мы начнем читать одну из самых замечательных лиричных, добрых сказок. Возможно, сказка вам уже знакома, может быть вы даже видели мультфильм, на уроках труда мы делали с вами творческую коллективную работу, а сегодня посмотрим на Пушкинский удивительно красивый язык.

— В основе этой сказки – народная сказка, рассказанная няней, Ариной Родионовной. Многие элементы введены поэтом. Пушкин написал сказку в стихах. В няниной сказке у царевны нет жениха, королевича Елисея.

— При чтении сказки вам встретятся незнакомые слова. Давайте разберём значение этих устаревших слов.

Лексическая работа.

Инда очи разболелись – глаза разболелись

Сочельник – вечер накануне Рождества

Перст – палец

Девичник – вечеринка.

Чтение сказки.

— Ребята, вы сейчас прослушайте 1 часть сказки, внимательно слушаете, т.к. нужно будет отвечать на вопросы.

Беседа о прочитанном.

— С какими героями сказки вы познакомились?

— Какое время года описывается в данной части?

— Сколько месяцев ждала царица своего царя?

— Какое чудо произошло накануне Рождества?

— Когда воротился царь-отец?

— Что произошло с царицей?

— Через сколько времени царь женился на другой?

_ Молодцы, вы внимательно слушали, и поэтому правильно отвечали на мои вопросы.

— Чтобы продолжить работу со сказкой давайте отдохнем, представив себя богатырями как в сказке А. Пушкина.

Физкультминутка

Дружно встали – раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из – под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

Прогнозирование содержания сказки.

— Ребята, давайте посмотрим, как дальше будут развиваться события в сказке.

Самостоятельное чтение учащимися. С. 73 74

— Вы сейчас самостоятельно прочитываете 2 часть сказки в парах. 1 вариант читает половину части 2варианту, а потом наоборот 2 вариант читает 2 часть 1 варианту. Читаете внимательно, так как вам предстоит найти ответы на следующие вопросы:

— Найти и прочитать описание царицы.

— Что было дано ей в приданое?

— Какое свойство имело зеркало?

— Молодцы, вы правильно ответили на мои вопросы.

Чтение по цепочке 3 части с. 74 — 76

— А сейчас мы прочитаем 3 часть по цепочке.

— Подумайте, какую иллюстрацию вы нарисуете к прочитанной части.

Беседа о прочитанном.

— Какую иллюстрацию вы нарисовали в своём воображении?

— Какой была молодая царица?

— Как звали её жениха?

— Какое приданое приготовил царь своей дочери?

— Вспомните разговор мачехи с зеркалом. Что ответило ей зеркало?

— Как повела себя царица с зеркалом?

— О каком качестве царицы этот поступок говорит?

— Зависть – это положительное или отрицательное чувство?

— Ребята, как вы думаете, царица, страдающая чёрной завистью, способна на какие поступки?

Итог: — Зависть — это негативная эмоция, которая побуждает человека совершать злонамеренные действия.

Это плохое качество и каждый человек должен искоренять его в своем характере.

— Как вы думаете, царица изменится в следующих частях? На последующих уроках мы и узнаем.

6. Итог урока.

— Что особенно вам понравилось на уроке?- Что нового для себя вы узнали на этом уроке?- Ребята, может быть вы хотите прочитать еще другие произведения А. Пушкина. В школьной библиотеки вы найдите очень много интересных произведений А.Пушкина?

— Оценки, которые вы получили в группах, это оценки за урок. Сегодня вы работали активно. Молодцы.

7.Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение 1-3 части сказки

А вот следующее задание по выбору:

Происценировать сцену с зеркалом.

Составить кроссворд по сказке А. Пушкина.

Урок чтения, говорим о сказках, рассказах

А. С. Пушкин

6 июня 1799 г., в Москве

Арина Родионовна

В Царскосельском лицее

В. А. Жуковским

Туча. Няня. Осень.

О Ц Е Н К И

Возникает чувство грусти, так как приближается зима.

Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о царе Салтане…”.

Царь, царица, дочь

Зима

9 месяцев

Родилась у царя дочь

Рано утром

Умерла

Через год

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

Царицу с зеркалом.

Белолица, черноброва

Елисей

Семь торговых городов, да 140 теремов

Но царевна всех милее, всех румяней и белее.

Злость, зависть

Злые, низкие, мстительные






See also:
Яндекс.Метрика