Урок чтения в 4 классеППБажовСеребряное копытцеАнализ произведения


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 им. З.Я.Лавровского

Муниципальное образование Ленинградский район

Урок чтения

Тема: П.П.Бажов. Сказ «Серебряное копытце».

Анализ произведения.

Класс: 4

Автор: учитель начальных классов

Анна Викторовна Ковика

2012г

Цели : — развитие умения в глубоком понимании смысла текста,

творческих (драматургических) способностей учащихся;

— формирование умения определять и анализировать

композицию произведения,в подготовке к пересказу, умение видеть

и понимать характеры и поступки героев, особенности их речи;

— воспитывать гуманное бескорыстное отношение к

природе.

Технологии: ТСО (аудиозапись П.И.Чайковский «Времена

года. Декабрь»), выставка книг П.П.Бажова, иллюстрации

к сказу, учебник «Родная речь», элементы костюмов

персонажей сказа к драматизации, тетради учащихся.

План-конспект:

1.Организация начала урока:

— Приветствие :

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться оброе утро!

-Доброе утро!- Солнце и птицы!

-Доброе утро!-улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

2.Выполнение дыхательной гимнастики и упражнений по технике речи:

— Аутотренинг «На зимней поляне».

(Аудиозапись П.И.Чайковский «Времена года. Декабрь.» )

Постановка дыхания. Создание положительного настроя у

учащихся к уроку.

-Упражнение «Вой бури»:

— Покажите, как воет приближающаяся буря. [У-у-у]

Произнесите в движении « тихо-громко».

— Работа над скороговоркой:

От топота копыт пыль по полю летит.

3.Постановка темы и целей урока:

— Кто определит тему и цели урока чтения на сегодня ?

[Сегодня мы продолжим работу над сказом П.П.Бажова «Серебряное копытце». Будем анализировать текст, рассуждать и доказывать свою точку зрения.]

4.Введение в тему:

— Чтение эпиграфа к уроку:

Начинает мама тихо сказы

О Хозяйке, что живёт в горе.

Вижу я Дарёнушку – сразу

Ящерки мелькнули на заре…

И от этих сказов стало снова

На душе так чисто и светло…

В дальний домик дедушки Бажова,

На Урал меня перенесло!

— Почему П.П.Бажова называют сказителем, а не сказочником?

— Чем сказ отличается от других жанров литературных произведений?

-Назовите особенности языка сказа?

[Это фольклорная форма, стоящая на границе речи и художественного творчества.]

-Какие сказы П.П.Бажова вам ещё известны?

5.Анализ текста.

Подготовка к пересказу.

[Учащиеся в тетрадях оформляют запись.]

а) .Чтение текста- деление на части. Составление плана.

-Чтение по абзацам- выделение 1части.

б). Ответы на вопросы:

-Где происходят события?

-Чем занимался Кокованя?

— Почему он решил взять Дарёнку?

в).Выявление особенностей языка сказа.

Язык сказа сплав народной разговорной речи с литературным языком. Привидите примеры оборотов уральской речи в лексике Коковани.

г).Озаглавливание.

1. Кокованя взял Дарёнку.

д). Чтение по ролям. Выделение второй части.

е).Ответы на вопросы:

— Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка?

— Прочитайте.

— Какому жанру также присуща лексика этой части ?[Сказочному.]

ж). Составление словесных портретов главных героев: Коковани, Дарёнки, Мурёнки.

з).Озаглавливание второй части:

2. Стали жить вместе и весело.

и). Физминутка «Затейники.»

Ровным кругом друг за другом

Мы идём за шагом шаг.

Стой на месте дружно вместе

Сделаем вот так:

-Как Мурёнка осторожно крадётся на носочках.

Как грациозно мчится Серебряное копытце.

к).Самостоятельное чтение- выделение 3 части.

л). Выборочное чтение- соотнесение с иллюстрацией.

— Зачем Дарёнка решила идти с Кокованей в Полдневскую сторону?

— Как соседи отреагировали на поход деда с Дарёнкой в лес?

-Как Мурёнка оказалась в балагане?

м). Озаглавливание 3 части.

3.Дарёнка просится в Полдневскую сторону.

н).Чтение по абзацам. Выделение 4 части.

о).Ответы на вопросы.

— Чем Серебряное копытце отличалось от обычных козлов?

— Кто привёл серебряное копытце к Дарёнке?

— Почему Дарёнке удалось увидеть Серебряное копытце, а Коковане — нет ?

п).Выборочное чтение- соотнесение с иллюстрацией.

— Прочтите момент, когда вы больше всего волновались.

— Прочтите момент, где описывается, как вёл себя каждый после исчезновения козлика.

р).Драматизация эпизода сказа.(с.23-24)

с).Озаглавливание 4 части.

4. Долгожданная встреча.

6. Итог:

— Что в сказе было реально, а что вымысел?

-Какой нравственный урок преподнёс П.П.Бажов в сказе?

Бескорыстие- редкое качество человеческого характера.






See also:
Яндекс.Метрика