Урок чтения в 4 классе_3598


Урок литературного чтения в 4 классе

Подготовила: учитель начальных классов Нечепаева Светлана Анатольевна.

Тема:

Подготовка к сочинению – рассуждению по материалам рассказа Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома»

Цель:

Познакомить детей с новым произведением Н. Носова; учить извлекать информацию из текста в поиске лексического значения слов «честь», «честность»; подтверждать свои мысли текстом автора.

Развивать умение рассуждать на заданную тему и различать положительные и отрицательные поступки героев; различать понятия «поступки» и «характер» человека.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; терпимое отношение к поступкам и мнению других людей; желание бескорыстно помогать людям.

Оборудование:

учебник «Литературное чтение», автор О.В. Кубасова;

рабочая тетрадь по литературному чтению;

презентация к уроку.

Ход урока.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

(Рассказ Н.Носова дети читали дома и с ним работали. На этом уроке дети готовятся к написанию сочинения – рассуждения)

а) Прочитайте прилагательные, которые дают характеристику герою.

б) Озвучьте название частей текста, на которые он разделён.

в) Прочтите отрывки, в которых автор осуждает поступки героев.

г) Кто из героев демонстрирует правильное поведение, прочитай, докажи.

Новая тема.

Работа с содержанием текста.

На сколько частей разделили текст?

Почему? Что определяет начало новой части?

Какие сюжетные линии выделили?

С кем вступает в разговор главный герой по сюжету?

Как меняется его поведение.

Эти вопросы позволят учителю заставить мышление ребёнка освежить в памяти не только сюжетную линию, но и самую суть рассказа – возможность бескорыстно придти на помощь человеку, который в ней нуждается. Дети не просто отвечают на вопросы, они подтверждают словами текста свои мысли. Таким образом, необходимо хорошо знать содержание и ориентироваться в тексте произведения. А это дополнительная возможность развития техники чтения и речи ребёнка.

Работа по составлению плана текста.

Примерный план у учителя заготовлен в материалах презентации или на доске. Части прочитываются, план появляется после обсуждения, постепенно.

Визит одноклассников.

«Тайное, всегда становится явным»

Встреча с Ольгой Николаевной.

Работа над характером главного героя – Мишки.

Отличается ли поведение Мишки, во время общения с разными людьми? (Докажи чтением отрывков. Дети приводят свои мысли, называют страницу учебника, зачитывают отрывок так, что остальным приходится тоже читать, следя по тексту) – 3 человека могут получить отметку.

Когда, по-вашему, Мишка настоящий, а когда он обманывает сам себя?

Можно ли назвать Мишку честным? Почему? (Мнения детей могут быть разными, но учитель подводит разговор к мысли, что герой ещё только пытается разобраться в себе. От его некрасивых действий никто серьёзно не пострадал. Это — самое главное в такой ситуации)

Работа над основными понятиями сочинения с опорой на содержание текста. (работа с презентацией)

Давайте постараемся понять, есть ли разница в смысле слов «честь», «честность».

В этом помогут русские народные пословицы и толковый словарь:

Группа детей находит в «Толковом словаре» Ожегова и Шведовой (возможно и Интернет-ресурс «Википедия») определение слова «честь»). Другая группа обсуждает смысл пословиц.

Честь – доброе имя человека, достойного уважения и гордости, моральные качества человека.

Пословицы:

Не ищи правды в других, коли в тебе её нет.

Правда дороже золота.

Пора и честь знать.

Много чести!

Выполнить с честью. С честью выйти из положения.

Честь по труду.

— Кому из героев подходят пословицы? Почему?

Домашнее задание.

Подготовить небольшой текст – рассуждение на тему: «Честный человек – это … (какой человек?)

Закрепление изученного.

Чтение по ролям отрывка со с. 90 – 95. Покажите интонацией, на чьей вы стороне. Кто из героев вам симпатичен?

Кого из героев можно назвать открытым человеком?

Итог урока.

— Можно ли сказать про ребят, что они настоящие друзья?

— Придумайте по одному предложению на тему: «Честность» в каждой ситуации общения Мишки»

Мишка и его друг.

Мишка и одноклассники.

Мишка и Ольга Николаевна.

Спасибо за хорошую работу!






See also:
Яндекс.Метрика