Урок чтения в 4 классе


ТЕМА: Алексей Толстой «Фофка».

ЦЕЛЬ: 1. Выявить особенность сказок А.Н. Толстого (отсутствие традиционного сказочного сюжета, отражение особенностей детской психологии, детского восприятия мира).

Совершенствовать навыки чтения, выборочного пересказа.

Развивать речь учащихся.

Воспитывать любовь к сказке.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки со словарными словами, плакаты с потешками, магнитофон.

Организационный момент урока.

Ребята, сегодня мы продолжим с вами путешествие с Игорем и Олей по сказкам А.Н. Толстого. Но прежде чем отправиться в путешествие сделаем небольшую разминку.

Динамическое чтение.

Давайте прочитаем небольшие считалки и потешки.

Цынцы — брынцы, балалайка,

Цынцы — брынцы, заиграйка,

Цынцы — брынцы, не хочу,

Цынцы — брынцы, спать хочу!

Цынцы — брынцы, куда едешь?

Цынцы — брынцы, в городок.

Цынцы — брынцы, чего купишь? Цынцы — брынцы, молоток.

Цып-цып-цыплятки,

есть водица в кадке.

Кто меня боится,

Тем не дам водицы

Вот бегут цыплятки,

Не боятся кадки.

Возле кадки блюдце,

Все они напьются.

Нехочу один клевать я!

Пусть скорей приходят братья!

Где же они? — Под старой липой!

Как зовут их? — Цыпа — цыпа!

Проверка домашнего задания.

Давайте отгадаем загадку.

Был поленом, стал мальчишкой

Обзавелся умной книжкой.

Кто это?

Правильно, это Буратино.

Скажите, кто написал эту сказку?

С чем вы познакомились на прошлом уроке?

Правильно, на прошлом уроке мы с вами познакомились с историей создания и написания этой сказки.

Как вы поняли, почему Алексей Толстой вместо перевода сказки Карло Коллоди написал новую книгу?

А как на этот вопрос ответил бы сам Алексей Толстой? Прочитайте.

Кому была посвящена эта сказка?

При каких обстоятельствах писалась эта книга? Давайте прочитаем эти строки.

Какие чувства вложил А.Н. Толстой в эту сказку? Прочитайте.

Ребята, скажите, а что заметил С.Я. Маршак, наблюдая за Толстым, когда он писал эту книгу?

Как вы думаете, зачем нужно знать о творчестве писателя, книги которого читаешь?

Правильно, чтобы лучше понять художественное произведение, надо знать и биографию писателя, и биографию самой книги: как она создавалась.

Первичное восприятие текста.

Чтобы ваше представление о творчестве А.Н. Толстого было более полным, сегодня мы с вами прочитаем сказку.

Вам предстоит сравнить эту сказку и другими. Чем она отличается? В чем ее особенность? Давайте прослушаем. Я включаю магнитофонную запись, а вы следите.

а)чтение «буксиром»;

б)беседа по прочитанному.

Чем сказка отличается от других сказок?

В чем ее особенность?

Правильно, ребята, сказка не похожа на обычную, скорее напоминает рассказ о детях. В ней нет волшебства, волшебных героев, нет характерных для сказки зачина и концовки, зато есть диалог героев, на котором и построено повествование. А это для сказки не характерно. Давайте сделаем вывод, что это рассказ о детях, причем от лица одного из них. Дети придумали сказочного волшебного цыпленка Фофку, боялись его, находили разные подтверждения его существования, придумали и способ избавления. Это рассказ о детских фантазиях.

Словарная работа.

приказчик — продавец

горничная — женщина, которая следит за хозяйством.

лампадка — это такой сосуд, куда наливается специальное масло и

зажигается.

Выборочное чтение.

Что насторожило детей?

С чего начались их страхи?

Когда дети почувствовали, что нарисованный цыпленок необычный?

Что усилило их страхи?

Как отнеслись взрослые к озабоченности детей?

Чем объяснили дети появление Фофки в комнате? Какие грехи они вспомнили?

Как вы думаете кто цапнул Никиту за нос?

Значит Зина — главная фантазерка и выдумщица.

Что она придумала?

Прочитайте заговор от Фофки. Чтение заговора.

Заговор отличается наивностью, но в то же время традиционностью формы.

VI. Повторное чтение текста и деление на части.

1. Самостоятельная работа учащихся по плану, записанному на доске.

ПЛАН РАБОТЫ.

Перечитайте текст.

Разделите его на 4 части.

Озаглавьте каждую часть, запишите.

2. Работа над частями текста.

Обобщающая беседа.

Читая эту сказку, нам кажется, что Толстой играл с читателями в какую-то веселую игру, доставлявшую удовольствие не только нам, но и прежде всего ему самому. Можно даже себе представить, как хитро он улыбался, как весело блестели его глаза, когда сочинялся его рассказ. Так как же надо писать для детей?

Итог урока. Оценивание.

IX. Домашнее задание:

Нарисовать Фофку таким, каким он казался детям.






See also:
Яндекс.Метрика