Урок чтения в 4 классе по программе коррекционной школы VIII вида Тема Народные примет


Урок чтения в 4 классе по программе коррекционной школы VIII вида.

Тема: «Народные приметы и загадки об осени».

Волкова Елизавета Александровна учитель коррекционной школы – интерната №11 VIII вида г. Междуреченска, Кемеровской области.

Цели: уточнить и расширить представления учащихся о признаках осени; познакомить с народными приметами и загадками об осени; способствовать активизации когнитивных процессов (памяти, внимания, мышления); активизировать словарь; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник «Чтение 4 класс», картинки на тему «Осень»; карточки с индивидуальными заданиями; музыка П. И. Чайковского «Времена года».

Ход урока.

Организационный момент.

Ребята, скажите, когда начинается осень?

— Какое время было до осени?

— Назовите осенние месяцы.

Осень – одно из самых красивых времён года. Много хорошего принесла нам осень.

Изучение нового материала. Определение темы урока. Создание мотивационного настроения к изучению темы.

— Сегодня мы продолжим разговор об осени. Тема нашего урока «Народные приметы и загадки об осени». А кто знает, что такое примета?

У каждого народа есть свои приметы: яркие — неяркие, звонкие – тихие. Их давным — давно подмечали люди простые, сметливые: те, кто землю пахал, на охоту ходил, грибы – ягоды собирал. Короче, народ, живший в добром здравии с природой — матушкой. Люди русские умные, наблюдательные, сообразительные. Всё примечают, делают выводы.

Приметы – отличительные свойства, признаки, по которым можно узнать кого-либо, что-либо. Я буду читать вам загадку, а вы отгадайте,  о каком месяце в ней говорится?

Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят.

И на южный край земли

Потянулись журавли

Распахнулись двери школ,

Что за месяц к нам пришел?               (сентябрь)

А что вы знаете о сентябре? (Дети отвечают, а учитель подводит итог).

Сентябрь – это первый месяц осени. Он самый тёплый из всех осенних месяцев. Перелётные птицы собираются в стаи и покидают нас, т. к. ночи становятся прохладными, а день всё короче.

Доцветают последние цветы, увядают травы. В сентябре начинается листопад. Летит паутина.

В старину осень встречали трижды.

В Семен-день 14 сентября (1 сентября по старому стилю) — день памяти Симеона Столпника — Семена Летопроводца;

На рождество Богородицы 21 сентября (8 сентября по старому стилю) — праздник женщин и женских работ.

На день Феодоры 24 сентября (11 сентября по старому стилю).

В осени выделяют Бабье лето, которое начинается с 28 августа и длится до 21 сентября.

14 сентября – один из народных русских праздников — Семён Летопроводец. Этот праздник богат загадками, приметами. Я загадаю вам несколько загадок – примет, связанных именно с этим днем, а вы постарайтесь отгадать.

Итак, 14 сентября…

— Если в этот день будет ясная погода, то какое будет бабье лето?   (теплое)

— Если в этот день будет тепло, то какая ожидается осень?  (дождливая)

Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.

Осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки – весна ранняя, а зажелтеют снизу – поздняя.

Гром в сентябре предвещает тёплую осень.

Много паутины на бабье лето – к ясной осени, холодной зиме.

А теперь следующая загадка.

Все мрачней лицо природы,

Почернели огороды, оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса.

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к нам явился?   (октябрь)

Октябрь в народе ещё называют грязником. Октябрь – грязник, ни колеса ни полоза не любит. Часто идут дожди. Становится холоднее. Дни всё короче. В зимовалые ямы залегают сазаны, сомы. Звери одеваются в тёплый мех, насекомые ложатся в спячку. Засыпает уж. Белка заготавливает грибы, орехи, жёлуди.

14 октября на Руси издавна праздновали праздник Покрова. На Руси говорили, что на Покрова до обеда осень жди, к вечеру зиму. В этот день россияне начинали готовиться к зиме. К этому дню укрепляли дома и сараи. «На Покров натопи хату без дров» — гласила русская пословица.

Вечера становились длинными и холодными, с Покрова начинали заниматься ремеслом и собирались на посиделки. Девушки прядут, вышивают, а парни лапти плетут, сети чинят, на гармошке играют, песни поют. На посиделках парни наблюдали за девчатами, кто и как работает, невесту себе выбирали.

В октябре сложились такие приметы.

Поздний листопад – к продолжительной и суровой зиме.

Снег после выпадения останется на деревьях – останется и на земле.

Поздний грибок – поздний снежок.

Морозный иней на траве – к дождю.

Листья осины лежат на земле кверху лицом – зима будет холодная, кверху изнанкой — тёплая.

Поле черно – белым стало,

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц подскажи?           (ноябрь)

В ноябре наибольшее количество народных примет. В ноябре праздновали 04.11. – Казанская 08. 11. – Дмитрий Солунский.

До Казанской – не зима, с Казанской – не осень.

На Казанскую дождь лунки нальет – зиму скоро приведет.

Дмитрий на снегу – весна поздняя.

В ноябре зима с осенью борется.

Ноябрь – месяц слякоти и пороши.

Дневной снежок нележок, первый прочный снег выпадает ночью.

Если лист с дерева начисто упадёт – будет холодная зима.

Осенние ночи до снега темны.

С приметами мы познакомились. А кто знает, что такое загадка?

Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде прямого или скрытого вопроса.

На доске. Загадка не отгадывается сама,

надо попробовать силу ума.

— Вы, конечно, догадались ребята, что загадки у нас будут об осени. На разгадывание вам даётся одна минута. (Ученикам раздаются карточки с загадками. Они читают их и называют отгадку, указывая признаки, которые помогли им узнать предмет. Последняя загадка прочитывается учителем).

Загадки про осень

Пришла без красокИ без кистиИ перекрасила все листья. (Осень)

Лес разделся,Неба просинь,Это время года — …(Осень)

Рыжий ЕгоркаУпал на озерко,Сам не утонулИ воды не всколыхнул. (Осенний лист)

Кто всю ночь по крыше бьётДа постукивает,И бормочет, и поёт, убаюкивает? (дождь)

Крупно, дробно зачастило, и всю землю намочило. (дождь)

Без пути и без дорогиХодит самый длинноногий,В тучах прячется,Во мгле,Только ноги на земле. (Дождь)

Тучи нагоняет,Воет, задувает.По свету рыщет,Поет да свищет. (Ветер)

Осень в гости к нам пришлаИ с собою принесла…Что? Скажите наугад!Ну, конечно …(Листопад)

Летит, а не птица,Воет, а не зверь. (Ветер)

Листья желтые летят,Падают, кружатся,И под ноги просто такКак ковер ложатся!Что за желтый снегопад?Это просто …(Листопад )

Не колючий, светло-синийПо кустам развешан …(Иней)

Не снег, не лед,А серебром деревья уберет.(Иней)

Итог урока.

-Ребята, сегодня мы с вами говорили о …..?  

— Какие же народные приметы осени вы теперь знаете?

— Какие приметы вы запомнили? Откуда берутся приметы?

— Кто запомнил, что такое загадка?

— Кто составляет загадки?

Не забывайте беречь и охранять природу, с уважением относитесь к прошлому нашего народа.

Вывод делает учитель.

Чтобы много знать,

надо ко всему присматриваться.

Если, что непонятно,

ответ искать в книгах.

Домашнее задание: с. 32.

Список использованной литературы.

1. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985. — 160 ил,.

2. Смирнова З. Н., Гусева Г. Н. Книга для чтения. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение.

3. Худенко Е. Д., Тетехова И. А. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: АРКТИ, 2004. — 152 с.






See also:
Яндекс.Метрика