урок чтения в 3 классе


Урок литературного чтения в 3 классе на тему:

Г.А.Ладонщиков «В старой сказке»; Русская народная сказка «Баба Яга»

Вид урока: комбинированный, с применением ИКТ.

Цель: выяснить положительным или отрицательным персонажем волшебных сказок является Баба-Яга.

Задачи: формировать систему читательских умений, активизировать «вдумчивое чтение»;

развивать грамотную, связную речь обучающихся, умение работать с текстом; воспитание культуры мышления.

Оборудование: портрет Г.А.Ладонщикова, компьютер и медиапроектор, экран, доска

1.Организационный момент.

Настрой «Подарите улыбку друг другу. Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь нашим гостям!

2.Проверка д/з

-Вы читали дома индийскую народную сказку «Мак». Поработаем в парах с тестами.

Тест по индийской народной сказке «Мак»

На берегу какой реки жил старик-отшельник?

а) Лена б) Ганг в) Енисей

2. Кто постоянно прибегал к старику?

а) мышь б) белка в) собака

3. Кто такой Раджа?

а) князь в Индии б) король в) простой человек

4. До каких пор отшельник обещал помогать мыши?

а) до самой смерти б) пока она останется правдивой и доброй

в) пока ему не надоест

5. какой напиток изготавливали из плода мака?

а) опий б) сок в) морс

-Чему учит индийская сказка?

3. Постановка цели.

— Кто из написанных героев лишний?(слайд 1)

Золушка, Дюймовочка, Баба-Яга? Почему вы так решили?

— В каких сказках вам встречалась Баба-Яга?

-Главным героем произведения, с которым мы сегодня познакомимся, будет ….(Баба-Яга)(слайд2)

— Теперь нам нужно определить, каким произведение будет по жанру?(слайд3)

Жанры: рассказ, басня, сказка, стихотворение.

-Почему вы так думаете?

4. Работа над темой урока.

О Бабе-Яге есть много народных произведений и есть авторские работы. Сегодня на уроке мы познакомимся с русской народной сказкой «Баба Яга» и со стих. Г.А.Ладонщикова «В старой сказке»

5. Ладонщиков Георгий Афанасьевич (слайд4)

Поэт, автор сборников стихов и литературных сказок для детей.

Родился в бедной крестьянской семье, рано лишился отца. С малых лет трудился в сельском хозяйстве и на лесосплаве. Во время Великой Отечественной войны был связистом на ленинградском фронте, бойцом в эстонском партизанском отряде. Литературным трудом начал заниматься после войны. Сначала писал басни, юмористические и сатирические стихи для взрослых, а в 1951 году вышла его книжка стихов для детей «Маленькие мастера». Им же написана книжка частушек для детей «Заиграла балалайка», сборник басен «Капризный бычок» и др.

6. Стихотворение Г.А.Ладонщикова «В старой сказке».

Прочитает Земцова В.

-Почему же Яга «плачет-печалится»?( Ей очень скучно)

— Какой выход для Яги видит автор?

7. Слушание русской народной сказки «Баба-Яга» .

— Слушайте и следите по учебнику, отмечая непонятные слова.

-Понравилась ли вам сказка?

К какому типу вы её отнесете? (слайд 5)

8 . Физкультминутка

В темном лесу есть избушка (шагают)

Стоит задом наперед (поворачиваются)

В той избушке есть старушка. (рывки руками с поворотом)

Бабушка Яга живет.( рывки руками с поворотом)

Нос крючком (наклоны)

Глаза большие (показывают)

Словно угольки горят («фонарики»)

Ух, сердитая какая! (бег на месте)

Дыбом волосы стоят! (руки вверх)

9 Словарная работа

Кросна – старинное приспособление для ткачества.

Пест – короткий тяжелый стержень с округлым концом для того, чтобы толочь что-нибудь в ступе.

Ступа- металлический или деревянный сосуд, в котором толкут пестом что-нибудь.

10. Работа с текстом.

1. Кто главные герои сказки?

2. Зачем мачеха отправила девочку к бабе Яге?

3. Чем занималась Баба Яга, когда к ней пришла девочка?

4.О чем просила девочка работницу?

5. Кто помогал девочке?

6. Какие волшебные вещи дал кот девочке?

7. Зачитать разговор Бабы Яги и ее слуг по ролям.

8. За что была наказана бабаяга слугами?

9. В какой теме находятся эти произведения? («Каждый свое получил»)

10 Какой урок дает нам эта сказка?

д/з читать сказку, пересказывать, по желанию нарисовать иллюстрацию






See also:

Урок чтения в 3 классе


Урок литературного чтения

Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

Цель. Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова, расширение читательского кругозора детей.

Задачи:

Научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительство).

Учить находить мораль в произведении, понимать её смысл.

Развивать навыки беглого, выразительного чтения.

Средства обучения: учебник «Литературное чтение» 3 класс (автор Л.Ф. Климанова, М., 2010); презентация

Ход урока.

I.Организационный момент.

II.Проверка домашнего задания.

III.Работа над темой урока.

Актуализация знаний.

Какой большой раздел мы изучаем?

Великие русские писатели и поэты.

2.Выведение темы урока, целеполагание и мотивация.

. Знаете ли вы, кто такой И. А. Крылов?

Как вы думаете, что он писал?

3.Сообщение темы урока.

Тема урока «И. А. Крылов «Мартышка и Очки». Слайды №1, 2,3.

Прежде всего познакомимся с творчеством замечательного баснописца И. А. Крылова. И. А. Крылов родился в 1769 году, А. С. Пушкин – в 1799году. Значит, был современником И. А. Крылова, очень любил его басни и назвал его «истинно народным поэтом». Рассмотрите на развороте учебника репродукцию портрета И. А. Крылова работы Карла Брюллова. Каким он вам представляется по характеру?

Да, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же мудрым и проницательным запечатлён баснописец в бронзе. На каждой стороне высокого постамента, на котором размещён памятник, барельефные изображения животных – персонажей его басен. Памятник был сооружён на деньги, которые собирали по всей России и построен в С.-П. в Летнем саду. Почему народ так высоко чтит память о великом баснописце, поговорим об этом, когда будем подводить итог урока.

Чтение статьи в учебнике о И. А. Крылове заранее подготовленными учащимися, выборочное чтение по вопросам:

Что узнали о детстве баснописца? Чем он занимался? В чём его успех? Как Крылов читал свои басни?

Что такое басня?

Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей;

В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей;

Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

На какой жанр похожа басня, если животные там разговаривают и действуют, как люди?

4.Осознание и осмысление учебного материала. Работа над басней.

Слайды №4-13

Почему слова Мартышка и Очки написаны с большой буквы?

Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?

Чтобы текст басни был понятен, поработаем над лексическим значением слов: Слайд №14.

мартышка (маленькая обезьянка), дюжина (12), полдюжины (6), темя (верхняя часть головы), нанижет (оденет подряд на нитку, проволоку), к худу клонит (к плохому), невежда (необразованный, несведущий человек), невежа (грубый, невоспитанный человек), познатней (знать — в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса).

5.Ответим на вопросы учебника:

№2. Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку.

№3. Обратите внимание на те действия, которые совершала Мартышка с очками. Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками? Почему Мартышка решила, что люди её обманули? Кто виноват в том, что очки не действовали?

№4. В чём комичность ситуации? Что тебя в басне забавляет, смешит?

№5. Перечитай мораль басни и сделай вывод. Подтверди примерами, что твой вывод правилен, что он очень важен для сегодняшнего дня.

С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню?

Слайды №16-17

Что же автор хотел сказать нам, читателям?

Оправдаем надежды И. А. Крылова?

6.Работа над выразительным чтением басни.

Как читаем первые строчки?

Прочитайте выразительно, как Мартышка примеряла очки.

Как реагирует Мартышка на то, что очки не действуют? С какой интонацией нужно читать эти строки? С радостью, огорчением, досадой, недовольством?

Как понимаете выражение «это зло ещё не так большой руки», «тьфу, пропасть!», «проку на волос нет в них» (нет пользы), «о камень так хватила их, что только брызги засверкали»

7.Чтение басни в парах, выразительное чтение басни хором и индивидуально

Ответьте на вопрос: для чего люди читают басни И. А. Крылова?

IV. Вывод.

Чтение басен Крылова обогащает нас знанием жизни, родного языка. Басни учат нас мудрости жизни. Познакомиться с новой басней, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Вот почему народ высоко чтит память о великом баснописце.

V.Рефлексия.

VI. Домашнее задание (по выбору)

— читать басню выразительно

— изобразить характер героев с помощью мимики, жестов

— выучить наизусть






See also:
Яндекс.Метрика