урок чтения в 1 классе с презентацией Мягкий знак – показатель мягкости согласного


Предмет: литературное чтение (чтение)

Класс: 1

Тема. Мягкий знак – показатель мягкости согласного.

Цели урока:

Образовательные: 1. Создать условия для формирования понятия «Мягкий знак– показатель мягкости согласного». 2. Показать роль мягкого знака в словах. 3. Совершенствовать технику чтения. Воспитательные: 1. Воспитывать интерес и любовь к русскому языку. 2. Воспитывать желание учиться и делать открытия. 3. Воспитывать умение слушать других. Развивающие: 1. Развивать фонематический слух, внимание, память, речь, умения сравнивать, анализировать, делать выводы.2. Развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций. 3. Развивать словарный запас.

УУД:

1) Личностные УУД: 

—  внутренняя позиция школьника;

 — учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;

— ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

— способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

2)Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия:

— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

Универсальные логические действия:

— способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

3)Коммуникативные УУД:

—  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;

— формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

 — формирование умения работать в парах.

В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:                                                —  учитывать позицию собеседника (партнера);

—  организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

4) Регулятивные УУД

—  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

—  коррекция;

 — оценка.

Характеристика деятельности учащихся:

Принимать учебную задачу урока.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Производить слого-звуковой анализ слов гусь, снегирь (с опорой на схему). Составлять слова из букв.

Объяснять, как обозначена мягкость согласного звука.

Соотносить звуковую форму слова гусь с его схемой.

Устанавливать количество звуков в слове.

Участвовать в обсуждении проблемы: «Как обозначить мягкость согласного на конце слова гусь?».

Читать слова с ь в середине и конце, производить их слого-звуковой анализ, обнаруживать несоответствие количества букв количеству звуков.

Делать вывод: буква ь звука не обозначает, она нужна для обозначения мягкости предшествующего согласного звука.

Обозначать буквой ь мягкость согласных на конце и в середине слов.

Читать текст.

Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Задавать вопросы по содержанию текста.

Озаглавливать текст.

Находить в тексте слова с новой буквой.

Определять, мягкость каких звуков обозначена буквой ь.

Определять место новой буквы на «ленте букв».

Объяснять роль буквы ь.

Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Средства:  компьютер, мультимедийный проектор, экран, алфавит, карточки с заданиями.

Ход урока:

Оргомент:

-Сегодня у нас на уроке гости. Посмотрите на гостей и поприветствуйте их.

Сегодня день осенний этот

Пусть станет добрым для всех нас.

Лучами солнечного света

Наполнится пусть каждый класс.

И пусть счастливым будет утро,

Прекрасным станет этот день.

Задор, усердие, терпенье

Пускай прогонят скуку, лень.

-Успехов вам сегодня, ребята!

Проверка домашнего задания:

-На прошлом уроке при знакомстве с буквой ь (мягкий знак) мы говорили и читали о птицах, но особое внимание обратили на таких птиц, как голубь и лебедь. Почему?

(голубь – символ мира, лебедь – символ верности)

-На доске мы видим ваши рисунки с изображением этих птиц. Прекрасные рисунки, молодцы! Кто нам расскажет о своём рисунке?

(дети проводят защиту своих рисунков)

Подготовка к работе на основном этапе:

1)Осень, голубь и деньки,

Мальчик, окунь, окуньки,

Тень и зелень, мель и ель,

И сосульки, и капель –

Здесь не зря во всех словах

Пишут букву – МЯГКИЙ ЗНАК.

Кто из вас, ребята знает

Что он здесь обозначает?

(мягкий знак показывает мягкость согласного)

Работа в паре:

-Каждая пара получила карточку, на которой записаны слова. Прочтите их и обратите внимание на то, как получилось второе слово, записанное на карточке?

(с помощью ь)

(шест – шесть, угол – уголь, хор – хорь, мел – мель, вес – весь, ест – есть, пенки – пеньки, банка – банька, мол – моль, кон – конь)

2) –Какую тему урока мы определим?

(Мягкий знак – показатель мягкости согласного)

3)-Чем будем заниматься на уроке? Определим цели.

(показать условные обозначения)

-читать и слушать;

-учиться задавать вопросы придумывать предложения;

-делать звуковой анализ слов;

-учиться выразительно читать.

4)-Какие средства будем использовать на уроке?

-веер букв; -магнитная доска; -учебник; -компьютерная презентация; -лента букв; — алфавит; -слоги; -буквы.

5)Мотивация:

— Произнесём для себя установку: НАДО – ХОЧУ – МОГУ.

6)Организация фиксаций сложностей (затруднений) уч-ся (постановка проблемы урока):

-К нам на урок принесли шкатулку заданий. А почему шкатулка именно зелёного цвета да ещё с цифрой «5», хотя у нас и не урок математики, — это мы узнаем в течение урока.

4. Усвоение новых знаний и способов действий:

1)построение плана-проекта:

-работа по учебнику;

-работа над составлением предложений;

-работа в группе;

-работа с веером букв;

-работа с магнитной доской.

2)реализация плана:

-Достаём из шкатулки первое задание.

«Рассмотри иллюстрации на стр.12 учебника».

-Что мы видим на картинке?

(листы календаря)

-Прочтите названия месяцев. На какие группы мы их можем поделить?

(осенние и зимний)

-Назовите осенние месяцы. Какой сейчас идёт месяц?

Народ называет ноябрь «листогноем«. Почему? Это последний осенний месяц. Деревья уже сбросили листву, дует холодный ветер, рано темнеет.

-Достаём из шкатулки второе задание.

«Прочитайте народные пословицы и поговорки и объясните их.

В ноябре зима с осенью борется. Ноябрь зиме дорожку кажет.Кто в ноябре не зябнет, тот и в декабре не замёрзнет».

— А что вы знаете о декабре?

(первый месяц зимы, 31 декабря отмечаем Новый год)

-Кого все дети ждут в новогодний праздник?

Сегодня, 18 ноября, наш любимый Дед Мороз отмечает день рождения у себя дома, в далёком северном городе Великом Устюге. А ещё по наблюдениям, именно в этот день в Великом Устюге ударяют сильные морозы, и вступает в силу настоящая зима.

Поздравить сказочного именинника приезжают его многочисленные родственники — Санта-Клаус из Финляндии, Чисхан — якутский Дед Мороз, карельский Паккайне, зимний сказочник Микулаш из Чехии, Снегурочка из Костромы.

В этот день Дедушка Мороз, так называют его дети, читает в своём сказочном тереме поздравительную почту. Но написать письмо ему ещё не поздно, ведь он их читает до Старого Нового года, т.е. до 14 января.

-Что общего вы заметили в написании этих четырёх месяцах? (ь)

5. Физкультминутка.

На дворе у нас мороз.Чтобы носик не замёрз,Надо ножками потопать,И ладошками похлопать.

К нам пришёл Дед Мороз. Он игрушек, и хлопушек,Много снега нам принёс!

Он добрый у нас,Он весёлый у нас,— Возле ёлочки зелёнойСам пошел с нами в пляс. (песня Деда Мороза, дети приседают)

6. Закрепление новых знаний и способов действий:

1) -Достаём из шкатулки третье задание.

«Прочитайте текст на стр.12 и придумайте продолжение рассказа».

-Но прежде скажите, как понимаете выражение «ударили первые морозы»?

(предложение «Ударили первые морозы» записано на доске, чтение «в лицах»)

(читающие дети читают текст на стр.12)

-Как можно продолжить этот рассказ?

-Найдите в тексте слова с мягким знаком. Подберите слово, подходящее к схеме (пальто).

2) -Достаём из шкатулки четвёртое задание.

«Прочитайте слова на доске и составьте к ним схемы».

(дети составляют схемы слов гусь, снегирь).

-Как их можно назвать одним словом? Чем отличаются птицы от других животных?

3)Работа в группе:

-Достаём из шкатулки пятое задание.

«Из букв составьте слово и придумайте предложение с этим словом».

(рысь, пять, олень, осень)

7. Контроль и самоконтроль способов действий:

-На магнитной доске напечатайте слово с мягким знаком на конце слова.

8. Коррекция знаний и способов действий:

-В начале урока перед вами была задача «догадаться» почему шкатулка, которую нам принесли на урок зелёного цвета с цифрой «5».

(зелёный цвет – мягкость согласного, после которого пишется ь, «5» — столько заданий мы выполнили, в слове «пять» пишется ь)

9. Домашнее задание:

-Послушайте загадку:

Чернокрылый,КрасногрудыйИ зимой найдет приют:Не боится он простуды- С первым снегомТут как тут! (снегирь)

О ком идёт речь? Подготовьте краткое сообщение о снегире и нарисуйте его.

10. Подведение итогов:

-Ребята, как вы сегодня потрудились на уроке? Если вы старались и справились с трудностями, погладьте себя по голове.

Мне тоже понравилась ваша активность и усердие на уроке.

11. Рефлексия:

-А теперь устроим фейерверк (салют). На столе у вас прикреплены листочки. Если вам понравился урок, прикрепите на доску эти листики. Посмотрим, получится ли у нас салют.

СПАСИБО ЗА УРОК!!!






See also:
Яндекс.Метрика