Урок чтения в 1 классе по теме Мягкий знак


1 класс.

Тема: Разделительный мягкий знак.

ЦЕЛИ:

1. Образовательные: — Способствовать совершенствованию навыков чтения и правописания слов с разделительным мягким знаком и с мягким знаком обозначающим мягкость предшествующего согласного

— познакомить с алгоритмом написания разделительного мягкого знака; — тренировка умения находить слова с разделительным мягким знаком

2. Развивающие:

— развивать навыки орфографической зоркости;

— развивать умение сопоставлять и писать слова с Ь – р, Ь – м, через повторение признаков употребления мягкого знака;

— Способствовать развитию основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

— Развивать речь;

— Способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, классифицировать;

— развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности;

3. Воспитательные: — формировать потребности писать грамотно;

— формировать умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения.

— формирование навыков сотрудничества;

— расширение знаний о родном языке;

— воспитание учебной активности.

I Организационный момент.

Ребята, каждый день мы узнавали с вами новые буквы, а вот сегодня, нам предстоит другая работа: мы будем вести наблюдение над изученными буквами, и если вы будете внимательны, то узнаем новую тайну великого русского языка.

II. Работа по «ленте букв»:

— на какие группы можно разделить буквы?

— какие буквы называют согласными? Что вы можете про них сказать?

— Чем отличается от всех согласных букв буква Й?

— какие буквы называют гласными?

— Что вы можете сказать про гласные буквы второго ряда?

— Какую букву мы еще не назвали? (мягкий знак)

— Ре6ята, а вы любите сказки? Хотите я расскажу вам сказку про мягкий знак?

Жили-были в Азбуке буквы разные – согласные и гласные. Ходили друг к другу в гости. Каждая имела свой звук, только мягкий знак сидел в стороне – звука не обозначал, не умел говорить, молчал, и никто с ним не дружил. Жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко.

Как-то взялись буквы составлять слова. Встали буквы Л О С, но не читается слово. Встали буквы Г У С, но не читается слово. И решил тогда мягкий знак помочь буквам, встал в конце слова, и стали согласные мягче в душе, и слова правильно читались. Мягкий знак пробрался даже в середину слова БАНЬКА, ДЕНЬКИ. С тех пор мягкий знак стал обозначать мягкий согласный на конце слова и в середине между двумя согласными. Да только быстро ему это надоело, и опять заскучал мягкий знак.

— Сказка моя закончилась, но вы можете придумать ей продолжение, если будете внимательными на уроке!

III Чтение слов с изученными буквами. (на доске)

колос

Софья

воробей

полёт

шить

деньки

польёт

1)- Как выдумаете, какое слово здесь лишнее?

2)-На какие группы можно разделить, данные слова?

-одушевленные; неодушевленные

— предметы; действия

— с ь знаком и без него

— единственное и множественное число предметов

3) Я задумала слоговую схему, какие слова к ней подходят?

(колос, Софья, полёт, деньки, польёт)

— А если я изменю ее, и поставлю ударение?

(полет, польёт, деньки)

4) я задумала звуковую схему, какие слова к ней подходят и почему?

(колос, полёт, деньки )

— а сейчас? Почему так? Что вы заметили в этих словах?

(медведь, польёт)

5) выполнение звуко-буквенного анализа слова польёт

[ пал’йот]

— что вы заметили, какова роль в этом слове мягкого знака?

IY. Работа по схемам.

Чтение сочетаний ья- [йа] ье- [йэ] ьё- [йо] ью- [йу] ьи- [йи]

— что заметили нового? (буква и после мягкого знака обозначает два звука)

Вывод: если мягкий знак, стоит между согласной и гласной, то он, является разделительным и гласная буква обозначает два звука.

Y. Чтение предложений в учебнике стр. 86 (Н.Г.Агарковой «Азбука»)

(Когда Николай грядки польёт, тогда и запустит змея в полет.)

— прочитайте предложения, сравните последние слова в строчках (полет, польёт).

— Чем они похожи, чем различаются?

— Что Николай должен сделать сначала? когда Николай может запустить змея?

— Как можно сказать иначе, как зовут мальчика? (Коля).

-Как определить, когда в словах писать мягкий знак? (если после мягкого согласного слышится звук (й), то в слове пишется ь знак.)

(У Буратино –друг Пьеро.

А в руки просится перо.)

YI. Чтение слогов (на доске)

ли –льи сю- сью

ми — мьи пю – пью

ви –вьи вю – вью

-Какую роль, здесь выполняет мягкий знак?

Вернуться к словам , которые читали в начале урока с доски.

— Можно ли изменить эти слова, так чтобы в них ь знак стал разделительным?

колос — колосья

Софья

воробей — воробьи

полёт- польёт

шить -шитьё

деньки

польёт

YII. Работа в парах. Чтение и анализ слов в учебнике.

— Прежде чем вы приступите к работе, прочтем слова в слух и выясним их лексическое значение:

Ладья, ладьи, копьё, бельё, вьюн, друзья.

Ладья- небольшое судно, которое передвигалось за счет весел или парусов.

Разделительный мягкий знак урок 1 класс

Вьюн – небольшая шустрая рыбешка, с мелкой чешуёй.

Разделительный мягкий знак урок 1 класс

Работу в парах выполнять по схеме:

Кол-во слогов

определение ударного слога

роль мягкого знака и гласной буквы после него.

YIII. Устная игра «Узнай слово с разделительным мягким знаком». Учитель читает слова, если дети услышат слово с разделительным мягким знаком, то хлопнут в ладоши:

Вьюга, хлопья, пальто, печенье, апельсин, братья, скользко, гроздья, перья, учитель, жильё, тетрадь, окуньки.

IX. Чтение слов в учебнике. Стр. 87.

Назовите несколько слов с разделительным мягким знаком, назовите несколько слов, в которых гласная обозначает два звука.

X. Рефлексия.

— Ребята, а что вам понравилось сегодня на уроке?

— Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности.

-Будет ли продолжение нашей сказки? Кто хочет попробовать себя в роли сказочника?

Но увидел однажды мягкий знак, что не получается у гласных и согласных букв слова и решил опять попробовать свои силы. С тех пор много работы у мягкого знака:

Стоять в конце слова

Стоять в средине слова между согласных букв

Стоять в середине слова между согласной и гласной.






See also:
Яндекс.Метрика