Урок чтения Шер Н С Картины — сказки


Новоселова Наталья Александровна

ЛГ МБОУ «Гимназия №6»

г. Лангепас

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Урок литературного чтения (УМК «Начальная школа XXI века, автор Л. А. Ефросинина)

Тема: Н.С.Шер. Картины – сказкиКласс: 4 — БЦели урока:Образовательные:

— продолжить знакомство с новым литературным жанром «очерк», научить сравнивать очерк с художественным рассказом;

— через работу над очерком познакомить с жизнью и творчеством художника В. М.Васнецова- продолжить работу по совершенствованию коммуникативно – речевых умений учащихся;Развивающие:

— развивать приёмы умственной деятельности: анализа и синтеза, классификации, обобщения в процессе анализа произведения;- способствовать дальнейшему формированию личностного отношения к прочитанному.

Воспитательные:— воспитывать умение работать в группе, в паре;

— содействовать воспитанию в детях чувства патриотизма, любви к русским художникам;- формировать интерес к предмету.

Оборудование: компьютер, проектор, тест, кроссворд, толковый словарь Ожегова, творческие работы учащихся. Тип урока: урок изучения новых знаний.Ход урока:1. Организация класса

На доске пословица «Мало уметь читать, надо уметь думать»

— Урок литературного чтения. Прочитайте пословицу, объясните ее смысл. Действительно, на уроках чтения мы должны не просто читать, но и рассуждать, высказывать свое мнение, осмысливать прочитанное.

2. Актуализация изученного — Какие жанры художественной литературы вы знаете? (сказка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса, миф, повесть).(слайд 2)- Какого жанра не хватает на этой схеме? (очерк).- Что такое очерк? Дайте характеристику этому жанру. (Это произведение, в котором точно описывается событие или происшествие из реальной жизни).- С чем можно сравнить очерк? (с документальным фильмом).- Как называют автора очерка? (очеркистом).- Что не имеет право делать очеркист? (не имеет права изменять факты).- Почему? (Если в очерке появляется вымысел, то он превращается в рассказ, где точность фактов необязательна).- Каких очеркистов вы знаете? (называют)(слайд 3)И.Соколов – Микитов «Родина».М.Шолохов «Любимая мать – Отчизна».К.Г.Паустовский «Великий сказочник».А.И.Куприн «Воспоминания об А.П.Чехове».С.В.Михалков «Слово о Крылове».Г.Н.Волков «Удивительный А.С.Пушкин». (1 щелчок, слайд 3, очеркисты)- На какие две группы можно разделить изученные очерки? (О Родине, о людях). — Есть ещё группа очерков – о природе, мы их изучим позже.

3. Проверка домашнего заданияНа прошлом уроке мы размышляли о том, что такое Родина. Проверим домашнее задание «Родина для меня – это….»(Презентация детских работ — рисунки, стихи, сочинения, синквейн, слайдовые презентации.)

4. Сообщение темы (слайд 4)Автор очерка, с которым мы будем знакомиться на уроке, Н.С.Шер. Называется он «Картины — сказки». Как вы думаете, о чем или о ком может быть произведение с таким названием? (высказывают предположения)

После знакомства с текстом вы сможете ответить на эти вопросы и проверить наши предположения. 5. Первичное восприятие произведения Подготовленные учащиеся вместе с учителем выразительно читают текст по абзацам.

(По ходу чтения демонстрируются слайды 5-14, иллюстрирующие текст)6. Анализ произведения6.1.Проверка первичного восприятия.— Понравилось произведение? Поделитесь своими впечатлениями.- Кто из вас оказался прав?6.2. Словарная работа— Какие слова вам были непонятны?- Найдем их объяснение в толковом словаре Ожегова. 6.3. Самостоятельное чтение— Прочитаем текст в паре по абзацам. Вам встретятся трудные слова

«Читай правильно!» «Произноси правильно!» (Учащиеся по абзацам «по кругу» читают текст) 5.4. Первичный анализ текста.— Что мы прочитали? Какого жанра произведение? Докажите. (Это очерк. Здесь приведены факты из биографии писателя. Здесь нет вымысла).- Где жил Васнецов?- Сохранился ли его дом?- Что необыкновенного в нём?- Что можете сказать о дочери?- Кто собирался в доме Васнецова? Кто они?- Какой рисунок выражает мысли автора?- Зачитайте его слова. Как вы их понимаете?(Учащиеся отвечают на вопросы, пользуясь просмотровым, поисковым чтением)- Задайте свои вопросы по тексту.- Какие картины входят в «Поэму семи сказок»?- С каким чувством работал над этими картинами художник?- Как называется трогательная и поэтичная картина о девушке? («Алёнушка»)- Это любимейшая картина Васнецова. Где она находится? (В Третьяковской галерее). — Мне хотелось бы обратить ваше внимание на то, что Третьяковская галерея построена по проектам и эскизам Васнецова. Значит, Васнецов увлекался ещё и…(Архитектурой).- «Богатырей» писал 20 лет, эта картина тоже в Третьяковской галерее.- Какая картина висит напротив «Алёнушки»? («Иван – царевич на сером волке»).- Как Васнецов относится к Ивану – царевичу? Почему? (Иван – царевич нравится Васнецову. Герой сказки преодолевает все препятствия, его доброе сердце побеждает зло).- Как он писал картину? С каким чувством?

— Назовите ещё одну картину с изображением Ивана — царевича. («Ковёр — самолёт»). О чём мечтал Васнецов? Почему? (Побывать на ковре – самолёте).- Почему Васнецов часто вспоминал людей, мечтавших о полётах в небо? 7. Творческая работа в группах(слайд 15, выход названий центров по щелчку)Задания:

1. Распределить обязанности в группе (художники, очеркисты)2. Выбрать сказку (Название сказок вытягивают руководители групп)

3. Создать иллюстрацию к сказке.

3. Написать очерк о работе «художников»Проверка работы в группах8. Итог урока. Рефлексия

Как говорит о Родине Н.С.Шер? («Но Родина ведь это не только леса, поля и реки. Это люди, которые умеют мечтать, дерзать, побеждать…»)

Что можно сказать о Васнецове? (Он как раз и был таким человеком. Прославил Родину своими картинами). Современники отзывались о Васнецове так: «Гордиться должна Русь таким художником, как Виктор Михайлович», «наше ясное солнышко В.М.Васнецов. В нём бьётся особая струнка», так характеризовал художника И.Н.Крамской.Много лет прошло с тех пор, как ушёл из жизни художник, а картины его продолжают жить – ведь в каждой из них В.М.Васнецов оставил своё изумительное мастерство, кусочек своей души, свою великую любовь к искусству и к Родине.- Благодаря кому мы так много узнали о художнике Васнецове? (Н.С.Шер, автор очерка «Картины — сказки»)- Что узнали нового?- Составьте синквейн по уроку (в группе) 9. Домашнее задание

По выбору:1.Найти информацию о детстве В.М.Васнецова.2.Пересказ очерка






See also:
Яндекс.Метрика