Урок чтения ММПришвин Лисичкин хлеб


Урок чтения

По произведению М.М.Пришвина

«Лисичкин хлеб»

Цели урока;

формирование интереса к чтению;

формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;

развитие устной речи, умения участвовать в диалоге, описывать различные объекты и процессы;

Оборудование: табл. «Хвойный лес», «Лиственный лес», интерактивная доска, компьютер. На столах у детей: текст произведения, рисунок корзиночки.

Ход урока:

Организационный момент.

Сообщение темы урока.

Рассказ учителя об авторе произведения.

Сюжет произведения лисичкин хлеб

Михаил Михайлович Пришвин родился в1873 году в Орловской области около города Ельца, в фамильном имении Хрущёво-Лёвшино, которое в своё время было куплено дедом, преуспевавшим елецким купцом Дмитрием Ивановичем Пришвиным. В семье было пятеро детей (Александр, Николай, Сергей, Лидия и Михаил).

Первый рассказ Пришвина «Сашок» был напечатан в 1906 году. Оставив свою профессию, Пришвин стал корреспондентом различных газет. Увлечение этнографией и фольклором привело его к решению путешествовать по северу (Олонец, Карелия, Норвегия), он знакомился с бытом и речью северян, записывал сказы, передавая их в своеобразной форме путевых очерков.

Главная тема творчества М.М. Пришвина -человек и природа.

Почти все произведения Пришвина, опубликованные при жизни, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка. Константин Паустовский называл его «певцом русской природы».

Сам Пришвин своей главной книгой считал «Дневники», которые он вёл в течение почти полувека (1905-54) и объем которых в несколько раз больше самого полного, 8-томного собрания его сочинений.

В своих произведениях автор служит примером бережного отношения к природе. Его рассказы способны пробудить и развить те лучшие качества человека, которые необходимы в жизни.

Пришвин воспринимает природу как писатель и как ученый. У него весьма достоверные и зоркие наблюдения, у него нет случайных слов — каждое выверено, взвешено и накрепко уложено во фразу. Главное действующее лицо в рассказах Пришвина о природе — он сам: охотник, наблюдатель, ученый, художник.

Говоря о Пришвине что, он охотник, следует отметить его же выражение: «После чаю я уходил на охоту за перепёлками, скворцами, кузнечиками, горлицами, бабочками. Ружья тогда у меня не было, да и теперь ружьё в моей охоте не обязательно. Моя охота была и тогда, и теперь — в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в жизни с этим не встречался». Таким образом, Пришвин был охотником за наблюдениями.

В своих рассказах Пришвин даёт точные реальные образы, каждый образ в его рассказах индивидуален и красочен.

Звери и птицы у Пришвина «шипят, гудят, орут, кукуют, свистят, пищат»; каждый из них по-своему движется. Даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми: одуванчики засыпают по вечерам и просыпаются по утрам («Золотой луг»); точно богатырь, выбивается из-под листьев гриб («Силач»); шепчет лес («Шёпот в лесу»). Писатель не только великолепно знает природу, умеет заметить то, мимо чего люди часто проходят равнодушно, но и обладает умением передать поэзию окружающего мира в описаниях, в сравнениях: «Ель, как дама в

концертном платье до самой земли, а вокруг молоденькие ёлочки- голоножки» («Опушка»).

Умер М.М. Пришвин 16 января 1954 года, похоронен на Введенском кладбище в Москве.

4. Работа с текстом произведения:

а)чтение текста индивидуально каждым учеником ( про «себя»)

б)чтение текста вслух

в)беседа по прочитанному произведению:

Что охотник рассказывал Зиночке о тетереве? Ответьте словами из текста.

О какой птице еще поведал автор? Зачитайте.

Какие чудесные травы принес охотник из леса? (4 абзац: кукушкины слезы, валериана, петров крест, заячья капуста)

Что вы узнали о сосновой смоле?

Знали ли вы это раньше?

Где используют люди сосновую смолу сегодня? (канифоль, канадский бальзам).

г) работа по развитию устной речи детей, умению описывать различные объекты:

Представьте, что вы оказались в лесу на поляне. Что вы видите вокруг себя? Расскажите, (дать возможность рассказать нескольким детям).

Игры «Мир растений», «Мир животных». Дети стоят в круге и по очереди называют растения леса, кто затрудняется, выбывает из круга. В конце игры расширить их кругозор учащихся, добавив 3-4 новых названия растений и животных.

5.Физминутка «Зарядка».

6.Продолжение работы по развитию речи, расширению словарного запаса учеников.

Сложи в корзиночку имена существительные на тему «ЛЕС»

Сочинение на тему лисичкин хлеб

Работа в парах: опишите именами прилагательными «Лисичкин хлеб»

7.Знакомство с обитателями леса, (просмотр презентации)

8.Обсуждение работ учащихся, подведение итогов.

Понравилось ли вам произведение?

Хочется ли вам побывать в лесу?

Если бы вы сейчас попали в лес, что из описанного Пришвиным вы хотели бы увидеть?

9„ Домашнее задание: прочтите еще раз произведение «Лисичкин хлеб». Напишите рассказ, начинающийся словами : «Я вышел на опушку леса, а там…».

РЕСУРСЫ:

http://modernlib.ru/books/prishvin_mihail_mihaylovich/lisichkin_hleb/read/

-текст произведения Пришвина «Лисичкин хлеб»

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%E8%F8%E2%E8%ED,_%CC%E8%F5%E0%E8%EB_%CC%E8%F5%E0%E9%EB%EE%E2%E8%F7- О М.М. Пришвине

http://www.prodlenka.org/nachalnaia-shkola/rol-proizvedenii-m-m-prishvina-v-izuchenii-okruzhaiushchego-mira-i-vospitanii-nravstvenno-esteticheskikh-kachestv-mladshikh-shkolnikov.html — О М.М. Пришвине

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0&img_url=http%3A%2F%2Fkorzinko.narod.ru%2Fglavnaa.jpg&pos=0&rpt=simage&lr=39&noreask=1&source=wiz — корзинка

ПРИЛОЖЕНИЯ:

1. Михаил Михайлович Пришвин

Лисичкин хлеб

Однажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял я с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.

– Это что за птица? – спросила Зиночка.

– Терентий, – ответил я.

И рассказал ей про тетерева как он живет в лесу, как бормочет весной, как березовые почки клюет, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей – что серенький, с хохолком, и посвистел в дудочку по-рябчиному и ей дал посвистеть. Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных. Еще у меня была в кармане кровавая ягода костяника, и голубая черника, и красная брусника. Еще я принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.

– Кто же их там лечит? – спросила Зиночка.

– Сами лечатся, – ответил я. – Придет, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнет топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнет. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдет. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка, и ранку эту затянет.

Тоже, нарочно для Зиночки, принес я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку кукушкины слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что когда не возьму хлеба в лес – голодно, а возьму – забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела:

– Откуда же это в лесу взялся хлеб?

– Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!

– Заячья.

– А хлеб – лисичкин. Отведай.

Осторожно попробовала и начала есть:

– Хороший лисичкин хлеб!

И съела весь мой черный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берет, а как я из лесу лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:

– Лисичкин хлеб куда лучше нашего!

2. . Приложение к играм «Мир растений», «Мир животных»

Животные леса

Растения леса

белка

сосна

куница

кедр

горностай

ель

соболь

пикта

лось

лиственница

косуля

береза

росомаха

осина

барсук

клен

кабан

бук

волк

дуб

бурый медведь

граб

еж

вяз

крот

папоротник

дятел

лещина

рябчик

ландыш

тетерев

брусника

иволга

Кукушкины слезы

сова

Петров крест

соловей

борщевик

синица

мухомор

зяблик

белый

свиристель

валериана

майский жук

прострел

пчелы

подберезовик

глухарь

подосиновик

заяц

моховик

3. КОРЗИНОЧКА.

О чем рассказ Пришвина лисичкин хлеб






See also:
Яндекс.Метрика