Урок чтения Как белочка зимует


Урок чтения во 2-м классе. Тема: «Ш.Скребицкий, В.Чаплина «Как белочка зимует. »

Тема: «Г. Скребицкий, В. Чаплина Как белочка зимует. Обучение подробному пересказу». Литературное чтение во 2 классе. Автор учебника Л. Е Ефросинина

Тема: «Г. Скребицкий, В. Чаплина. Как белочка зимует. Обучение подробному пересказу.

Цели:

Учить создавать текст по авторскому образцу, распознавать типы речи и строить пересказ в соответствии с типом речи.

Развивать монологическую речь учащихся, обогащать словарный запас

Воспитывать любовь к природе, животному миру, бережное и разумное отношение ко всему живому.

Оборудование: учебник, портреты писателей. Мультимедийный проектор, электронный учебник «КМ», раздел биология (фрагмент фильма «Белка»)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Настройтесь на урок чтения. Постарайтесь работать активно, продумывать свои ответы. – Подготовка речевого аппарата к работе.

II. Вступительная беседа

– Какую тему изучаем? (Снежок порхает, кружится…)– В какое время года этот происходит?

III. На уроках природоведения мы с вами говорили о том, что по-разному приспосабливаются дикие животные к жизни зимой. Одни впадают в спячку, другие делают запасы, третьи ведут активный образ жизни в поисках пищи.– Что вы знаете о зимовке белочки? Расскажите.Сегодня на уроке мы узнаем подробнее о том, как зимует белочка. А расскажут нам об этом хорошо знакомые писатели, большие любители и почитатели русской природы – Г. Скребицкий и В. Чаплина (на доске портреты писателей). О жизни и творчестве этих писателей я вам уже рассказывала на уроке внеклассного чтения. Давйте вспомним, что вы помните об этом?Работа над научно – художественной статьёй «Как зимует белочка»1. Чтение текста учителем– Понравился текст? Кто понравился в тексте? Почему? Что вам показалось самым интересным в рассказе?2. А сейчас мы с вами просмотрим небольшой видеофильм, который содержит научную информацию и поможет нам получить дополнительные знания об этом зверьке. А я хочу, что бы особое внимание вы обратили на гнездо зверька.

Просмотр фрагмента из фильма «Белка» (Приложение)

3. Чтение текста учащимися вслух цепочкой по абзацам. Ответы на вопросы учебника.

Лексическая работа.

Непогода – плохая погода, ненастье.Лазейка – узкое отверстие, через которое можно пролезть.Лазейка – уловка, хитрый, ловкий приём для выхода из неприятного, затруднительного положения.

Перед нами стоит непростая задача – часть этого текста мы должны будем подготовить для подробного пересказа. Работать будем по памятке (памятка на доске):

КАК ПОДГОТОВИТЬ ТЕКСТ К ПЕРЕСКАЗУ

1. Чтение текста. Лексическая работа. Логический анализ.2. Определение типа речи, темы, идеи3. Структурный анализ текста (деление на части, составление плана)4. Языковой анализ текста.

О ком вы прочитали? Какова главная мысль? В чём нас автор хотел убедить?

ТЕМА: «Белочка зимой»ИДЕЯ: «Этому зверьку зима не страшна»

5. Подумайте, на сколько логических частей можно разделить текст? Докажите. Озаглавьте.

(Текст можно разделить на три части.)

В 1-й части говорится о белке, во 2-й о её гнезде, в 3-й части о её запасах.

ПЛАН1 часть. Белочка зимой.2 часть. Гнездо зверька.3 часть. Запасы белки

Возьмите простые карандаши, отметьте отрывок, который будем готовить к подробному пересказу. Прочитайте отрывок. О чем в нём рассказывается?Озаглавьте. (Гнездо белки)Сейчас мы подробно разберём этот отрывок. К какому типу речи он относится? (рассуждение) доказываем по алгоритму

РАССУЖДЕНИЕ

I. Вступление (содержится цитата, утверждение, которое требует доказательства)II. Основная часть (содержит аргументы, факты, доказательства)III. Заключение.Вывод.

Учащиеся доказывают, что этот текст – рассуждение. Делят его на части, составляют план.

Гнездо белки

1. Белочке зимой мороз не страшен

2. Гнездо зверька:

– большой шар с лазейкой– выстлано мягкой подстилкой– лазейку белочка закрывает

3. В таком гнезде можно спать спокойно.

– Давайте ещё раз посмотрим фрагмент фильма о гнезде белочки.

Просмотр фрагмента из фильма «Белка» (Приложение)

– Соотнесите картинку с текстом о гнезде. Ученые, которым удалось сфотографировать гнездо зверька и писатели, которым удалось увидеть это, дают возможность и нам с вами получить представления о маленькой белочке

IV. Языковой анализ текста

Цель: сопоставление имеющихся вариантов слов с возможными вариантами.

– Сейчас мы будем учиться находить синонимы к авторским словам, доказывать, почему слова автора наиболее удачные в данной ситуации, запоминать авторские слова, пробовать употреблять их в речи.

1. Читаем 1 часть. Какие слова авторские нужно запомнить? Всю цитату, которую будем доказывать. Подчеркните. Обратите внимание на то, как автор сказал о метели. Почему это состояние природы он назвал непогодой? Значит, об этом нужно сказать обязательно. Какими словами можно заменить слово непогода? (ненастье) Какое слово всё-таки точнее передаёт состояние природы?

(Ууместнее употребить авторское слово непогода, т.к.под ненастьем мы понимаем дождливую погоду, а в тексте речь идёт о зиме)

2. Прочитайте описание гнезда. Какие автор употребил слова? С чем сравнил? Подчеркните слова, которые рассказывают из чего сделано гнездо. Какое слово убеждает в том, что гнездо очень практичное, удобное? Каким словом это можно заменить? В какое слово передаёт восхищение авторов? (Да как сделано – то ловко!)

устроено – сделано, устроить – наладить, организоватьуют – приятно устроенный быт, обстановкаловко – искусно, удобно

3. Рассмотрим гнездо внутри. Что сказано о подстилке? Важно ли это сказать? Почему? Эти слова указывают на уют, тепло. Почему это надо запомнить? (зимой не хватает тепла, прячемся и мы от холода)

4. Какие слова подчёркивают, что ей там очень хорошо? Почему она закрывает лазейку?

5. А знаете ли вы, кто враги у белочки? А в гнезде у неё чаще всего две лазейки. Это помогает ей спастись от врагов?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Как белочка спит? Свернувшись клубочком, накрывшись хвостиком Какой у неё хвостик?

калачиком – клубочком, прижав подогнутые конечности к телу, свернувшись в комок

V. Попробуйте с открытой книгой, стараясь запомнить подчёркнутые слова, себе пересказать текст.

VI. Пересказ текста вслух.(1-2 человека)

Учащиеся анализируют пересказы учащихся по алгоритму:

Получился ли текст данного типа речи?

Установлены ли причинно-следственные связи?

Раскрыта ли тема, идея?

Подробно ли рассказал? Не упустил что-то важное?

Понравился ли язык при пересказе?

Какие авторские слова заменил? Удачно или нет?

VII. Итоги

– Что интересного узнали на уроке о белочке? – Чему учились?

На доске выставка книг разных авторов о животных, которые могут взять дети в библиотеке и дополнительно почитать. Учитель даёт рекомендации.

Оценки за работу на уроке.






See also:
Яндекс.Метрика