Урок Чехов Два мира Ваньки Жукова 230413


МОУ «Средняя общеобразовательная школа им. М. М. Рудченко С. Перелюб

Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Урок чтения.

А.П.Чехов «Два мира Ваньки Жукова»

Подготовила

учитель начальных классов

Худякова Е.А.

2011г.

Тема урока. Два мира Ваньки Жукова.

Задачи урока.

Образовательные: продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, осознанностью и выразительностью; формировать читательские умения у детей при работе с текстоь, анализировать и обобщать, активизировать вдумчивое чтение, формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.

Развивающие: развивать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление; расширять кругозор детей; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять.

Воспитательные: воспитание норм нравственного поведения через осмысление художественного произведения.

Цели: увидеть за событиями, строчками письма героя рассказа А.П.Чехова Ваньки живую, страдающую душу; сравнить жизнь ровесников, живших сто и более лет назад, со своей собственной.

Ход урока

I. Организационный момент.

Лист бумаги

Простой бумаги свежий лист!

Ты бел как мел. Не смят и чист.

Твоей поверхности пока

Ничья не тронула рука.

Чем станешь ты? Когда, какой

Исписан будешь ты рукой?

Кому и что ты принесешь:

Любовь? Разлуку? Правду? Ложь?

Прощеньем ляжешь ты на стол?

Иль обратишься в протокол?

Или сомнет тебя поэт,

Бесплодно встретивший рассвет?

С. Михалков

II. Введение в тему.

– У вас на партах лежат белые листы бумаги.

— Начните писать письмо кому-нибудь о том, как вы провели летние каникулы.

— К кому вы обратились в своих письмах?

— О чём написали?

— Вы написали письмо о прошлом или настоящем?

-Вчера мы читали рассказ А.П.Чехова «Ванька» о том, как мальчик писал письмо дедушке.

— Что вы узнали о прошлой жизни Ваньки?

-Что пишет о своей настоящей жизни Ванька?

— Расскажите вы своей настоящей жизни.

-Похожа ли ваша жизнь на жизнь Ваньки?

— Почему?( мы живём в другом веке, в другое время )

— В жизни каждого человека есть два мира: прошлое и настоящее.

2. Постановка целей.

.

– Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Два мира Ваньки Жукова».)

IV. Изучение нового материала.

Выборочное чтение и беседа по содержанию.

– Это удивительно глубокий рассказ, очень правдивый и человечный.

Мне бы хотелось, чтобы вы почувствовали всю его тонкость, постарались понять талант А. Чехова. Не пропустили ни одной крупицы этого удивительного создания великого мастера.

– Где происходят события?(Москва, дом сапожника Алехина

— Когда? ( в ночь перед Рождеством.)

– Случайно ли то, что Ванька пишет письмо в ночь под Рождество? (Конечно, не случайноанькина мечта вернуться в деревню к дедушке – это своеобразная рождественская сказка, которой не суждено сбыться.)

ФИЗМИНУТКА

2. Выборочное чтение картин деревенской жизни. («Балагурство деда», «В лес, за елкой», «Украшение елки».)

– Почему деревенская жизнь вспоминается Ваньке такой беззаботной, радостной? ( Он жил среди родных ему людей. Которые его любили Это состояние счастья подтверждается и описанием деревенского пейзажа.)

– Прочитайте те места в рассказе, где говорится о дедушке Константине Макарыче:

-описание его внешности,

-Где живет?

-Какую работу выполняет?

— Как проводит свободное от работы время?

— Какой у него характер? – (добрый, , веселый, склонный к шутке).

– Почему дедушка не может взять Ваньку к себе? (Деду 65 лет, он всю жизнь проработал на господ, сбережений у него нет; ночью он сторожит барскую усадьбу, а днем спит в людской кухне; без разрешения господ дед не может взять Ваньку к себе, а господа не разрешают, так как сами отправили мальчика в Москву, избавились от сироты.)

– Какой эпизод из деревенской жизни Ванька вспоминает с особым чувством? Прочитайте. (Самый лиричный эпизод – мальчик с дедом идут в лес за новогодней елкой.)

– Какая часть письма Ваньки кажется вам самой драматичной? («А вчерась мне была выволочка…» и

«Приезжай, милый дедушка, – продолжал Ванька, – Христом Богом тебя молю...Более тонко организованное восприятие выделяет и другие отрывки, например,

«Я буду тебе табак тереть…» или внешне благополучный финал.)

– Какие строчки Ванькиного письма говорят о его крайнем отчаянии? («…нету никакой моей возможности», «Дедушка, милый, нету никакой возможности, просто смерть одна»; «Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой…»)

– Чем тяжелее жилось Ваньке, тем чаще он вспоминал свою прежнюю жизнь в деревне, воскрешал в памяти наиболее приятные и радостные моменты.

Вывод: жизнь в деревне – это воспоминания ребенка, который видел только внешнюю сторону жизни и вследствие этого не понимал, как трагична судьба простых людей и в деревне, и в городе.

Физкультминутка

3. Продолжение работы по теме урока.

— Найдите и прочитайте отрывки текста,которые рассказывают о том, как относилась к Ваньке барышня Ольга Игнатьевна, когда была жива его мать?

-Что произошло после смерти матери?

– Почему барышня Ольга Игнатьевна не поможет Ваньке? (Она «кормила Ваньку леденцами», учила его читать, писать, считать и даже танцевать, но не потому, что заботилась о мальчике, а просто так, от скуки. К судьбе мальчика она совершенно равнодушна. Она не заступилась за Ваньку, когда его «спроваживали» в Москву, ни разу не поинтересовалась тем, как живется ему в городе.)

4 Работа в парах.

Согласитесь ли вы с тем, что Ванька наблюдательный и сообразительный?

(-наблюдательный: об этом говорит та часть письма, где он рассказывает о Москве, также описывает поведение собак Вьюна и Каштанки.. Его интересует и то, какие животные есть в Москве, а каких нет, и какой характер у московских собак, и что продается в магазинах, и чем отличается деревенская церковь от городской и т. д.

-сообразительный: сам факт написания и отправки письма: узнал у торговцев. Куда опускают письма. Очень умело убеждает дедушку забрать его от хозяинапределив в деревне себе работу)

.

Вывод:Ванька делает очень ценные и важные замечания, которые под силу только очень внимательному и наблюдательному мальчику, причем мальчику, которого многое интересует, который умеет сравнивать жизнь в городе с жизнью в деревне.

– Прочитайте, какую работу выполнял Ванька в доме сапожника.

– Учили ли Ваньку мастерству?

. (Его обижают и над ним издеваются.)

– Прочитайте эпизоды, построенные как описание. Сделайте вывод. (В описании своей несчастной жизни Ванька прибегает к очень выразительным и запоминающимся подробностям: как хозяйка тыкала ему в лицо селедкой; как хозяин бил его шпандырем, как ударил его колодкой; как подмастерья заставляют его красть огурцы; как он уснул, качая люльку с ребенком; как ему мучительно хочется есть…)

– Какие чувства испытывает автор к своему герою? (Не только жалость, сострадание, но и уважение: солидно подписал письмо – Иван Жуков.)

V. Итог урока.

– Как написано письмо: соблюдает ли Ванька правила вежливости? Достаточно ли ярко описывает свою жизнь? (Несмотря на крайне тяжелое положение, в котором находится Ванька, он пишет письмо по всем правилам: начинает с вежливого обращения, потом поздравляет деда с Рождеством и желает ему всех благ и только после всего этого начинает жаловаться. В конце письма Ванька передает поклоны своим знакомым. В этом есть и культура общения с теми, кто старше, проявление уважения к ним, в этом есть и культура написания письма.)

– Почему же он так промахнулся с адресом?

— Сравните, где он жил раньше и где живет теперь?(Отсутствие точного адреса на конверте вызвано тем, что Ванька большую часть своей жизни прожил в деревне, где все всех знают по имени-отчеству, где не надо указывать точного адреса, чтобы доставить записку или письмоаньке даже в голову не могло прийти, что кроме его родной деревни Москву окружают сотни других деревень, что у его письма нет никаких шансов попасть к адресату.)

Вывод:

— Суждено ли Ванькиной мечте сбыться?

( у Ваньки безвыходное положение, ему неоткуда ждать помощи.)

-«На деревню дедушке…» – это значит, письмо написано для вас, читатели.

-Объясните цель написания этого рассказа. (Даже через сто и более лет люди должны знать и помнить, как тяжело жилось детям из бедных семей.)

Домашнее задание: подготовить рассказ о жизни мальчика в доме сапожника (самостоятельное чтение рассказа; составление плана: кто такой Ванька Жуков; как мальчика «учили» ремеслу; как ему жилось в доме сапожника (чем кормили, где спал, сколько, как к нему относились хозяева и подмастерья).






See also:
Яндекс.Метрика