урок 6 класс Строение вулкана


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 Выселковский район ст. Новогражданская.

Открытый урок по географии в 6 классе

«Вулканы. Горячие источники»

Подготовила учитель географии

МБОУСОШ № 11 ст. Новогражданской

Самченко Ольга Николаевна

Ст. Новогражданская

2013 год.

Тема: Вулканы. Горячие источники.

Цель урока: сформировать представление о происхождении вулканов,

гейзеров. Ознакомить с отличиями действующих и потухших

вулканов.

Оборудование: карта полушарий; карточки с терминами «магма», «мантия»,

«лава»; слайды, демонстрационные таблицы «Типы

вулканов».

Ход урока.

Организационный момент.

Опрос.

Задания на знание фактов, понятий.

Что такое землетрясения, каковы его причины?

Объясни — термины: очаг, эпицентр, сила землетрясения.

Какие разрушения проводит землетрясение в 1, 3, 7, 10 баллов?

Что такое горст и грабен? В результате каких движений они образуются?

Задания на проверку понимания связей

Может ли быть землетрясения в вашей местности? Почему?

Почему землетрясения происходят в сейсмически активных зонах?

Как предсказать землетрясения?

Каковы требования к строительству зданий в сейсмически активных зонах?

Изучение нового материала.

На экране название темы (слайд 1). Далее учитель знакомит учащихся с основной целью урока (слайд 2).

Вы уже знаете, что такое вулкан, а вот почему он образуется, откуда пошло название, почему вулканов больше бывает на дне океанов, почему гейзеры фонтанируют через равные промежутки времени, и многое другое вы узнаете на этом уроке. Но сначала поговорим о том, что вы уже знаете.

Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»?

Давайте послушаем сообщение, и узнаем, откуда к нам пришло название этого явления.

Откуда пошло название «Вулкан».

Древние народы считали, что извержение вулкана – это великий гнев богов. В одном из древнегреческих мифов описан страшный поединок Зевса с Тифоном – чудовищем, олицетворявшем огнедышащие горы и землетрясения. Поднялся Тифон из недр Земли, диким воем сотряс воздух. Бурное пламя клубилось вокруг него, и земля дрожала под его ногами. Но смело кинулся бог – громовержец Зевс, и разгорелся бой. Земля и небо сотрясались до основания. Сотнями сыпались огненные стрелы – молнии Зевса, казалось, что от огня горит воздух и даже темные грозовые тучи. Рухнул Тифон на Землю. Зевс поднял поверженного врага и кинул в мрачный Тартар. Но и в Тартаре грозит грозный Тифон богам и всему живому, вызывает бури и извержение вулканов.

Известен и знаменит был у греков Гефест – искусный мастер, покровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живёт он на острове Гиеру в Средиземном море и в глубине горы, над которой всегда клубится дым, кует оружие (слайд 3). Из горы непрерывно вырывались клубни дыма и языки пламени, а также вязкая жидкость (магма), которая имела высокую температуру (слайд 4, 5).

«Образование вулкана в современных условиях»

Когда в недрах Земли образуется магматический очаг, расплавленная жидкая магма с такой силой давит снизу на тектоническую плиту, что она начинает трескаться. По трещинам и разломам магма устремляется вверх, проплавляя горную породу и расширяя трещины. Так образуется выводной канал. Он проходит в центре вулкана, по нему расплавленная магма изливается из жерла вулкана наружу в виде огненно-жидкой лавы. Продукты извержения — пемза, лава, туфы- оседает на склонах вулкана, формируя конус. На вершине вулкана впадина — кратер. На дне кратера видно жерло вулкана — отверстие выводного канала, через которое извергается пепел, раскаленные газы и пары воды, лава и осколки горной породы. Жерла вулкана могут быть зияющими- пустыми или заполненными расплавленной лавой. Если лава застывает в жерле, то образуется твердая пробка, которую может пробить только сильное извержение вулкана, при этом происходит мощный взрыв (слайд 6, 7).

Перед вами на экране строение вулкана (слайд 8). Ваша задача срисовать этот рисунок себе в тетрадь, подписать, где находится жерло, кратер, конус вулкана.

1 ряд запишет, что такое кратер, 2 ряд – жерло, 3 ряд – конус.

Кратер – (от греч. – большая чаша) – углубление диаметром от нескольких десятков метров до нескольких километров. Обычно располагается на вершине.

Жерло – вертикальный или наклонный канал, по которому вытекает лава (слайд 9).

Конус – вулканическая гора, образованная застывшей лавой. При извержении жидкой лавы образуются пологие склоны, а вязкой – куполообразные.

Вулканы могут находится на дне океанов, а могут и на суше. Попробуйте ответить на вопрос, в чём причина появления вулканов на материковой земной коре?

Следует подвести учеников к мысли, что вулканы на суше встречаются в зоне расхождения литосферных плит, т.е. в зоне разломов. В этих местах лава поднимается по трещинам.

Начертите схему в тетради:

вулканы

В зоне разломов

На суше

Материковая земная кора

На дне океанов

Тонкая океаническая кора

Лава прожигает земную кору

— Ребята, как вы думаете, где будет больше вулканов – на дне океанов или на материке?

Виды вулканов (слайд № 10-13)

Действующие — считаются те вулканы, об извержениях которых сохранились какие-либо свидетельства в истории человечества.

Потухшие — вулканы были активными лишь в доисторическое время. Очаг под ними давно потух, а сами они бывают так сильно разрушены, что только исследования геологов обнаруживают следы древней вулканической деятельности.

Спящие — вулканы в историческое время не извергались, но в любой момент может начаться их катастрофическое извержение, ведь магматический очаг под ними не потух. Уснувшие вулканы проявляют признаки жизни: они могут куриться- из их кратера идет дымок, из трещин в горе выделяются газы и пар, бьют горячие источники. Чем дольше спящий вулкан находится в стадии покоя, тем он опаснее: мощь его взрывного пробуждения может быть катастрофической.

Типы извержений (слайд № 14- 17)

1. Эксплозивные извержения — взрыв вулкана происходит при высвобождении вулканических газов из густой магмы. При таких извержениях разрушаются вершины гор и в небо на огромную высоту выбрасываются миллионы тонн пепла. Пепел, газы и пар поднимаются в небо на десятки километров в виде кудрявых туч.

2. Эффузивные извержения- при эффузивном извержении вулкана жидкая лава свободно растекается с образованием лавовых потоков и покровов.

3. Экструзивные извержения -из кратера вулкана выбрасывается огромное количество горящих газов и раскаленной лавовой пыли. Распространяясь вокруг вулкана с огромной скорость, эта палящая туча молниеносно выжигает все на очень большой площади.

— Вулканы и следующее явления природы, которое мы изучим, встречаются почти всегда вместе. Послушайте, а затем скажите, как называется это явление: источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара. (Гейзер)

— Почему гейзеры встречаются там, где есть вулканы? (слайд № 18-19)

Итоги урока.

— Итак, мы с вами изучили новую тему. Подведём итог, что вы узнали нового на уроке? ( слайд № 20)

Домашнее задание.

Параграф 19 . обозначить на контурных картах потухшие и действующие вулканы: Котопахи, Килиманджаро, Везувий, Этна, Ключевская Сопка, Гекла, Эльбрус.






See also:
Яндекс.Метрика