Урок 5 Тема урока Добро и зло урок первый


ГБОУ г. Москвы СОШ № 425

Учитель: Малахова Наталья Михайловна

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики».

МОДУЛЬ «Основы светской этики»

Урок №5

Тема урока: Добро и зло (урок первый).

Цель урока: научить детей делать добро, отвечать на зло — добром.

Задачи : подвести учащихся к пониманию основных категорий морали – добро, зло, гуманность; формирование умений работать с учебником, словарем; делать выводы; способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения.

Методы: проблемно — поисковый; репродуктивный.

Оборудование: учебник по ОРКСЭ, словарь Ожегова, мультимедийная установка, карточки «добро», «зло»; фонограмма песен.

Основные термины и понятия: добро, зло, гуманность.

Ход урока.

1. Организация деятельности учащихся, психологический настрой.

…Крошка-сын к отцу пришел,

и спросила кроха:

— Что такое хорошо

и что такое плохо?

Знакомы ли Вам эти строки?

Определите тему сегодняшнего урока… (Что такое хорошо и что такое плохо?)

(звучит песня «Дорогою добра» (фонограмма)

Тема, цель, задачи урока.

— Ребята, о чем эта песня? Догадайтесь, о чем будем говорить на уроке?

— А кто назовет антоним к слову добро, противоположное по значению добру слово?

Тема нашего урока : «Добро и зло»

Откройте тетради, запишите число. Тема урока – «Добро и зло».

Давайте определим задачи урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Для чего?

Добро и зло. Это особые слова. Что такое добро? И что такое Зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

На доске: ДОБРО – ЗЛО (карточки)

Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло — с тьмой, тёмным, чёрным.

РАЗМИНКА: на листочках каждая команда пишет героев сказок или литературных произведений по теме « ДОБРЫЕ – ЗЛЫЕ» (потом слушаем друг друга и дополняем)

3. Подготовка к изучению нового .

А) — Понятны ли вам слова добро и зло?

— Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?

Б) — Послушайте рассказ В.А.Сухомлинского «Обыкновенный человек»

В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

-Что это за человек? – спросил внук деда.

-Это не человек, — ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

-Что это за человек? – спросил внук деда.

-И это еще не человек, — ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

-А это что за человек? — спросил внук деда.

-Обыкновенный человек, — ответил дед.

Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?

Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим?

Какое отношение вызывают у вас злые люди?

В) Работа в группах.

Итак, ребята, сегодня мы говорим о главных моральных понятиях в жизни каждого человека, о добре и зле. Именно этими понятиями руководствуются люди, совершая поступки и оценивая их. Но что же такое добро и зло вы определите сами, работая в группах. (Выполняйте задания, данные на карточках. Готовясь к ответу, можно использовать материал учебника. На подготовку – 10 минут)

Задание 1 группе:

1. — Какое слово «лишнее» в ряду? Подчеркните:

ХУДО ЛИХО ДУШЕВНОСТЬ ЖЕСТОКОСТЬ СВИРЕПОСТЬ

— Какое понятие объединяет эти слова? Напишите ________________

2.Найти и дать определение : что такое зло? (из учебника)

ЗЛО — это ____________________________________________________

___________________________________________________________.

3. Расшифруйте слово: З ___________________

Л ___________________

О ___________________

Задание 2 группе:

1. — Какое слово «лишнее» в ряду? Подчеркните:

МИЛОСЕРДИЕ ДУШЕВНОСТЬ ЧУТКОСТЬ РАВНОДУШИЕ СЕРДЕЧНОСТЬ

— Какое понятие объединяет эти слова? Напишите ________________

2.Найти и дать определение : что такое доброта? (из учебника)

ДОБРОТА — это ____________________________________________________

___________________________________________________________.

3. Расшифруйте слово: Д ___________________

О ___________________

Б ___________________

Р ___________________

О ___________________

Задание 3 группе:

1. Каким словам даёт начало слово ДОБРО?

ДОБРО, ________________________________________________________________

___________________________________________________________________________ .

2. Соберите пословицы:

ХУДО ТОМУ, КТО

ТЕБЯ НЕ ПОГУБИЛО ЗЛО.

ЗЛА НЕ ВЕРШИ, ЧТОБЫ

НО ЗЛО ТВОРИТСЯ БЕЗ ТРУДА,

ДОБРО ТВОРИТЬ ТРУДНЕЙ.

ТВОРИ ДОБРО, ЧТОБЫ

ДОБРА НЕ ДЕЛАЕТ НИКОМУ.

ДОБРО И ЗЛО ТВОРИТЬ ВСЕГДА

ВО ВЛАСТИ ВСЕХ ЛЮДЕЙ,

ЛЮБЯ ДОБРО НАШЛО ТЕБЯ.

— Прочитайте, попробуйте объяснить.

Задание 4 группе:

Распределите понятия на две группы, впишите по образцу:

ГОВОРИТЬ ПРАВДУ, ЛГАТЬ, БОРОТЬСЯ ЗА СВОБОДУ, УГОНЯТЬ В РАБСТВО, ВОРОВАТЬ, ЗАБОТИТЬСЯ О БЛИЗКИХ, ДАТЬ СПИСАТЬ ДОМ. ЗАДАНИЕ, СКРЫТЬ ПЛОХУЮ ОТМЕТКУ, ОБЪЯСНИТЬ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ, ПОКОРМИТЬ БЕЗДОМНУЮ СОБАКУ

ДОБРО

ЗЛО

говорить правду

лгать

— Можете назвать ещё поступки из школьной жизни, которые относились бы к данным категориям?

Задание 5 группе:

Прочитайте стихотворение А. Л. Барто «ЧЕЛОВЕЧЕСТВО» выразительно. Подумайте: есть ли в нём ( в герое) настоящая доброта? Обсудите в группе. Что мог бы сделать мальчик хорошего?

Готов для человечества

Он многое свершить,

Но торопиться нечего,

Зачем ему спешить?

Пока еще он подвига

Себе не приглядел,

А дома (что поделаешь!)

Нет подходящих дел!

Когда судьбой назначено

Вселенную спасти

К чему сестренку младшую

На скверике пасти?!

Пока еще он подвига

Себе не приглядел,

А дома (что поделаешь!)

Нет подходящих дел!

В своем платочке клетчатом

В углу ревет сестра:

-Я тоже человечество!

И мне гулять пора!

С утра Наташка мечется

(Гуляйте с ней с утра!)

Она не человечество,

А младшая сестра.

Дед от простуды лечится,

Лекарство дать велит,

Но он не человечество,

Он старый инвалид!

Пока еще он подвига

Себе не приглядел,

А дома (что поделаешь!)

Нет подходящих дел!

Физкультминутка.

Г) Выступление групп.

Мы продолжаем разговор о том, что такое добро и что такое зло. Именно на эти вопросы вы и искали ответы, выполняя разные задания. Предоставляем слово 1 группе

Итак, зло разрушает отношения между людьми, препятствует развитию человеческих способностей. Злые поступки приносят беды и страдания людям.

Что же можно сказать о добре? 2 группа, пожалуйста, вам слово.

«Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо…»

Как вы понимаете эту фразу? Я предлагаю продолжить наш разговор о добре, о добрых поступках, о добрых людях.

Каким русским словам дает начало слово «добро»? Об этом нам расскажет 3 группа. Может быть, вы можете дополнить ответ одноклассников?

Доброта, добродетель, добропорядочный, добросовестный, добродушный, добросердечный, доброжелательный, добронравный

Прочитаем и обсудим пословицы, которые получились (чтение и анализ)

А 4 группа работала с обоими понятиями. Они должны были распределить слова и фразы на 2 группы и дополнить своими примерами.

Скажите, легко ли быть добрым? Не только тогда, когда тебе хорошо, а в любое время? Не только к тому, кто тебе нравится, а ко всем? Послушайте стихотворение об одном мальчике (его нам прочитают ребята из 5 группы) и скажите, есть ли в нем настоящая доброта?

А сейчас, ребята, попробуйте ответить на следующий вопрос: «Какой я?»

( Используем в качестве проверки заданий презентацию «ДОБРО и ЗЛО» № 2)

Коллективная цветопись настроения.

Попробуем с вами в цвете представить наше настроение. Каждый раскрасит свой кружок в тот цвет, который подходит его настроению. Голубой или синий – радостное, веселое; зеленый – спокойное, хорошее; желтый, оранжевый – тревожное; коричневый – плохое. (Дети закрашивают кружки, а затем прикрепляют их на доске в виде круга. Получается коллективная цветопись настроения)

На что похож наш цветной круг?

А если бы он был шаром, похож на Земной шар. У людей на Земле тоже разное настроение. А что нужно делать, чтобы наш Земной шар почаще был зелено-голубого цвета? (Нам нужно делать все только доброе и хорошее).

Итог урока, домашнее задание:

Мы сегодня много говорили о…

Спасибо за работу на уроке. Дома подумайте, пожалуйста, над вопросами и заданиями, данными на с.13.

Человеческие ценности (притча). У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в это столб.

Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места, весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он стал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело неожиданное впечатление: он горько заплакал.

— Что ты плачешь? – спросил его отец. – Ведь гвоздей больше нет?

— Гвоздей-то нет, а дырки остались, — ответил сын. Почему дырки от гвоздей так поразили мальчика?






See also:
Яндекс.Метрика