Урок 45 Какие бывают растения


ФИО

Краснова Юлия Валентиновна, Храброва Лидия Николаевна

Место работы

МБОУ СОШ № 11 г. Балаково Саратовской области

Предмет

Окружающий мир

Класс

2

Тема и номер урока в теме

Какие бывают растения. № 45

Базовый учебник

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. — М.: Вентана-Граф, 2010

Методическая цель урока – создание условий для развития умения выделять общие и отличительные признаки растений

Задачи урока:

1)Образовательная: формирование умений выделять общие и отличительные признаки растений, способствовать расширению знаний учащихся о растениях.

2)Развивающая: развитие умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

способствовать развитию речи и логического мышления, умения анализировать, делать выводы;

3)Воспитательная: способствовать воспитанию позитивного отношения к учебному труду, формированию коммуникативных умений при работе  в группе, в паре; формировать навык объективно оценивать свой вклад в общий результат; способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

Для достижения поставленной цели и задач урока обучение ведётся  на системно-деятельностной основе. Ученики на основе наблюдения, собственных знаний и опыта сами открывают для себя новые знания. Информацию они учатся анализировать, систематизировать, обобщать в выводы, использовать во взаимосвязи с другими учебными  предметами и применительно к конкретным  жизненным ситуациям. Учитель осуществляет общий контроль, координирует деятельность учеников, ему отведена роль помощника и консультанта.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Урок-наблюдение

Формы организации  деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Формы контроля: взаимоконтроль: самоконтроль, контроль учителя.

Оборудование:Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. — М.: Вентана-Граф, 2010; Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. — М.: Вентана — Граф, 2009 год, таблица «Лес – многоэтажный дом», мультимедиа установка, компьютер, авторская презентация «Какие бывают растения», карточка с планом наблюдения, карточки с изображением растений; карточки с таблицей для игры, ЭОР для проведения физкультминутки.

Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Создаёт эмоциональный настрой, проверяет готовность обучающихся к уроку.

-Добрый день! Возьмитесь за руки.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Всем, всем добрый день

И работать нам не лень.

Посмотрите друг на друга. Глазами и улыбкой пожелайте удачи на уроке.

Дети встают, берутся за руки.

Развернувшись к соседу по парте, ребята вслух повторяют правила работы на уроке:

Понапрасну не болтай,

Рассуждай и убеждай.

Здесь не нужен шум и гам,

Ты решай задачи сам.

Если же не сможешь вдруг,

Пусть придёт на помощь друг.

Личностные:

способность откликаться на добрые чувства;

Коммуникативные:

проявляют интерес к общению на уроке.

Регулятивные:

понимают цель и смысл выполняемых заданий.

2

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Как только я назову насекомое – тихо сядьте:

Белка, кобра, окунь, бабочка, лягушка.

Жителей какого царства я назвала?

А какие царства живой природы вы знаете?

Назовите основные признаки живой природы?

Отгадайте загадку:

Дышит и растет, а ходить не может (растение).

— По каким признакам определили, что это растение?

— Назовите жителей царства растений.

Проблема: К какой группе этого царства они относятся?

Ответы детей.

Дети предлагают варианты.

Регулятивные:

понимают цель и смысл выполняемых заданий.

Познавательные: умение обобщать и классифицировать по признакам

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

3

Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи)

Почему не можем ответить на это вопрос?

Сформулируйте задачи урока.

— Задачи нашего урока, выяснить — какие бывают растения, на какие группы можно разделить царство растений.

Регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке

Познавательные: умение обобщать и классифицировать по признакам

Коммуникативные:

учатся уважать мнение собеседника.

4

Построение проекта выхода из затруднения

Чтобы ответить на эти вопросы, вы будете работать в группах, и проводить исследования.

Царство растений

У каждой группы свое задание. Работать необходимо по плану. (На слайде три группы растений и план работы)

1.Рассмотреть карточки

2.Какое растение лишнее? Почему?

3.Что объединяет остальные растения?

4.Как можно назвать их одним словом?

5.Какие из них можем встретить в Саратовской области?

Выберите группу, в которой вы будете работать, возьмите конверты и приступайте к работе.

Содержание карточек:

1 группа (дуб, береза, эвкалипт, сосна, ель, одуванчик)

2 группа (орешник, можжевельник, смородина, малина, сирень, шиповник, берёза)

3 группа (подорожник, одуванчик, женьшень, крапива, ромашка, колокольчик, сирень)

Коммуникативные:

адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих во взаимодействии; умение работать в группе.

5

Реализация построенного проекта

Учитель фиксирует выводы учащихся в схеме.

Учитель сообщает дополнительную информацию об эвкалипте (Сообщение могут сделать сильные ученики)

Название «эвкалипт» мотивируется устойчивым русским словосочетанием «вековая липа». По трем явным признакам:

— эвкалипт крупное, стройное дерево с хорошо оформленной кроной, как и столетняя липа;

— эвкалипт своими пахучими листьями освежает и ароматизирует вокруг себя воздух, так же как липа;

— многие виды эвкалиптов время от времени полностью сбрасывают с себя кору. Деревья так защищаются от насекомых-вредителей, кора затем нарастет снова, но сходство с ободранной липой полное.

  Эвкалипт в определенном смысле дерево-первопроходец. Он способен высасывать из земли и испарять в воздух громадное количество влаги. По всему миру его используют для высушивания болот, а также в фармакологии и косметологии.

Дополнительная информация о можжевельнике:

Можжевельник живет в лесной и лесостепной зонах европейской части СНГ, в Западной и частично Восточной Сибири. Его сажают для украшения территорий, используют в медицине.

Дополнительная информация о травянистых растениях:

Женьшень житель Азии, второе его название корень жизни. Широко используется в медицине и косметологии. Но не все травянистые растения имеют маленький рост.

Бамбук достигают огромных размеров (может вырасти до 38 м, при этом окружность стебля достигает 80 см, то есть около 25 см в диаметре). Из корневища бамбука очень быстро и бурно вырастают многочисленные стебли, длиной 18 м и выше, на которых имеются листья длиной 18 и шириной 1,3 см. Цветёт обыкновенный бамбук раз в 25-30 лет, очень обильно и одновременно на больших территориях, образует плоды, а затем отмирает полностью или отмирают только его наземные побеги, а корневища сохраняются. Молодые побеги бамбука используются в пищу, применяются в традиционной восточной медицине. Из жёсткой, лёгкой и очень прочной древесины можно строить дома. Бамбук используется для изготовления мебели. Из него делают головные уборы, плетёные корзины и шторы, палочки для еды и многое другое.

Итак, подведем итог первого исследования: на какие группы можно разделить растения? Назовите их отличительные особенности?

Царство растений

травы

деревья

кустарники

Оценка работы групп

Молодцы, ребята! Каждая группа получает знак «Исследователи природы».

В группах учащиеся наблюдают, обмениваются информацией, делают выводы по плану, выбирают отвечающего.

Выступления обучающихся от группы.

1.– Лишнее растение одуванчик, т.к., остальные растения деревья. У деревьев – один высокий толстый ствол, прочная кора, от ствола отходят длинные и короткие ветки. В Саратовской области встречаются дуб, береза, сосна, ель.

2. – Лишнее растение – берёза потому, что остальные растения – это кустарники. Высота кустарников ниже деревьев. Они имеют несколько тонких стволиков, которые гнутся, кора более нежная.

3. – Лишнее растение – сирень, т.к. остальные растения цветы и травы, а сирень – куст. Травянистые растения имеют один или несколько мягких стеблей, которые легко ломаются и рвутся. Растут у самой земли. В Саратовской области встречаются все, кроме женьшеня.

Обучающиеся делают вывод по самостоятельному наблюдению.

Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами , умение слушать, понимать и уважать мнение собеседника.

Физкультминут

ка с использованием ЭОР

2 мин

Демонстрация слайдов (ЭОР). Учитель предлагает выполнить комплекс упражнений на снятие усталости, осуществляет контроль.

Дети выполняют упражнения

Личностные: сохранение здоровья.

Коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Рассмотрите в таблице, как растения расположены в природе.

Какой вывод можно сделать?

— Откройте учебники на странице 42. Прочитаем об этом.

— Как называются этажи растений?

— Какие растения расположены в верхнем ярусе?

— Какие растения в самом низу?

— Какой ярус занимают кустарники?

— От чего зависит название леса?

Речевая разминка. Инсценировка «Деревья в лесу».

Что общего вы заметили у всех растений?

Какие части имеют растения?

Откройте рабочую тетрадь.

Отметьте части растений на схеме.

Проверьте работу друг друга.

Какие части растений вы запомнили?

— Самые высокие – деревья, средние – кустарники, низкие — травы

— Растения располагаются как будто живут на разных этажах.

Чтение вслух обучающимися

Ответы детей.

Дети показывают инсценировку «Деревья в лесу» (приложение)

В рабочей тетради учащиеся указывают части растения.

Проверяют работу друг друга.

Ответы детей.

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Познавательные: умение выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

умение работать в парах.

Регулятивные: осуществляют действия по заданному правилу, умение определять успешность выполнения задания

7

Самостоятельная работа

Прежде чем дети приступят к выполнению самостоятельной работы, учитель просит каждого ученика спрогнозировать, насколько успешно справится с этим заданием, и свое предположение зафиксировать на дорожке успеха.

Поиграем в игру: «Угадай-ка»!

Отгадав загадку, вы должны правильно вписать название растения в табличку.

Русская красавица

Стоит на поляне.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика