Урок 30 по Основам светской этики Тема Любовь и уважение к Отечеству


Основы светской этики

Владимирская область

Александровский район

МБОУ Лизуновская ООШ № 17

Пименова Татьяна Николаевна

Урок №30 «Любовь и уважение к Отечеству».

Вводный урок по изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики». По тематике этот урок может быть использован в любом модуле этого курса. Позволяет расширить знания и представления о Родине.

Цель:

формирование у школьников патриотических чувств, любви и уважения к Отечеству;

уважительного отношения к представителям иных религиозных культур, проживающих в российской федерации.

Задачи:

сформировать основы российской гражданской идентичности; чувства гордости за свою Родину;

реализовать межпредметные связи с окружающим миром, музыкой, литературным чтением, изобразительным искусством;

сформировать первоначальные представления о национальных традициях, их исторической роли в становлении российского государства;

формировать умения действовать сообща, прислушиваться к мнению окружающих.

Понятия: Отечество, Родина, Россия, патриот, государственная символика.

Оборудование: мультимедийный проектор;

выставка книг о России, флаг, герб, карта;

портреты государственных деятелей, героев России, великих людей;

репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города;

листы с заданиями для групп;

аудиозаписи (гимн, песни о Родине).

Место проведения: классная комната.

Ход урока:

Мотивация и актуализация, направленная на создание эмоционального фона восприятия темы.

Звучит песня «С чего начинается Родина?» (сл. М.Матусовского, муз. В.Баснера)

Введение в проблему.

Какие зрительные образы рождаются у вас, когда вы слышите мелодию песни «С чего начинается Родина?»

Психологический настрой на урок.

— Закройте глаза, загляните внутрь вашей души. Что вы видите?

— Есть ли у вас любимый уголок?

Давайте составим ассоциативный ряд: «С чего начинается Родина?»

(слайд 1)

С чего начинается Родина?

Мой дом Я здесь живу, мои родители. .

Моя школа Место моей учёбы, здесь мои друзья.

Моя Республика Я — …(национальность)

Родина – это то место, где мне хорошо!

Я Я – гражданин России

Передача новых знаний.

2. Сообщение темы урока.

У: Сегодня у нас с вами необычный урок по основам светской этики. Этот урок будет наполнен одним очень красивым состоянием человеческой души. А каким, вы скоро определите сами. Прочитайте девиз нашего урока!

(Слайд 2)

Девиз урока: «Милая, светлая Родина!

Вся наша безграничная любовь к тебе, все наши помыслы с тобой»

М.Шолохов

У: Как вы понимаете слова писателя?

Д: Писатель очень любит свою Родину, часто думает о ней, восхищается ею.

(слайд 3)

Прочитайте тему урока

У: Тема урока: «Любовь и уважение к Отечеству».

О чём пойдёт речь на уроке? Найдите ключевые слова в названии темы урока.

Д: Ключевые слова: любовь, уважение, Отечество.

Речь пойдёт о любви к Отечеству, об уважении к своей Родине.

3. Работа над темой урока. Слайд «4.

У: Посмотрите на слайд вы видите слова. Что вы можете сказать о них?

Вставьте их в круги в зависимости от их значения.

-Какие слова вы записали в синий круг? Почему?

А)Лизуново, родная сторона, малая родина — это то маленькое место на планете, где человек родился, вырос, где он живёт, учится, где пустил свои корни. Это синий круг ( маленький, внутренний).

-Какие слова вы записали в красный круг? Почему?

Б) Отечество, Отчизна, Родина — это слова синонимы. Это большая наша страна. ( Красный круг)

— Какие слова вы записали в зелёный круг? Почему?

В) Планета Земля — это дом нашей Родины, а значит наш, всех жителей планеты Земля.

Слайд №5

У: Вы все правы, у вас на партах в индивидуальных листах записано значение этих слов из словаря С.И.Ожегова. Давайте подробнее разберём понятия

Родина, Отчизна. (слайд 6)

Это место родное для человека. Это село, город, страна, где человек родился, вырос, где жили его предки. «Моя Родина»- можно сказать по отношению к своему родному дому в деревне и в отношении всей нашей страны. Родина, это всё, что свято для человека: его семья, друзья, одноклассники.

Отечество— родная страна. Понятие отечество обозначает страну предков (отцов) человека,

Моя Родина – Россия – это земля моего народа, политая кровью доблестных предков, защищавших её в исторических сражениях. Моя Родина – это душа моего народа, его вера, его чаяния и молитвы. Моя Родина – это традиции и культура моих предков.

4. Поэтическая страница.

У: А сейчас послушайте стих, который прочитает_ученица___________.

Ученица читает наизусть стих: «Я песнь о Родине пою»

Я песнь о Родине пою

И о любви я к ней взываю,

Живущих всех в моём краю,

Что Лизуновом называют.

О малой родине своей

В стихах и книгах не расскажешь.

Я только знаю, что земли

На свете нет милей и краше!

В лесу я знаю все тропинки.

Мой дедушка их показал,

Из детства ясную картинку:

Грибы и ягоды мне собирал.

Знакомил с жителями леса,

С его душевной тишиной.

Мне не забыть картины детства

О родине моей родной!

В любом углу, в любом конце

Любовь, как эхо раздаётся.

И песнь о Родине своей

Звучит в сердцах у лизуновцев!

У: Часто в своей речи мы употребляем слово Родина, и у каждого из нас перед глазами встаёт своя картина. Её можно нарисовать словесно, как в этом стихотворении, а можно передать кистью. Давайте проведём экскурсию в нашу «галерею», расскажите о том, какой вы видите свою малую родину.

5. Путешествие по страницам живописи.

(Детям на уроках ИЗО было дано задание нарисовать свою малую родину)

(На детских рисунках изображена особенность русской земли, природа родного края, затронута тема мира и любви)

6. Образ Родины.

У:В фольклоре славянских народов — сказках, загадках, заговорах — нередко возникает образ древа жизни. Чаще всего это могучий дуб, проживший на земле несколько веков.

Посмотрите на доску. Дерево — это образ нашей Родины. Каждый листик- это семья. Все листочки разные: есть большие, а есть и маленькие, как и семьи. Но все мы связаны друг с другом, так как у нас одна Родина. Что нас объединяет!

Д: Культурные традиции, историческая память, вера, язык.

У: Как человек не может жить без Родины, так и дерево не может жить без корня. А корни нашего дерева уходят в глубокую древность. Поэтому историю своих предков должен знать каждый из вас, так как именно человек является носителем исторической памяти. Кто из вас расскажет о родословной своей семьи?

Рассказ детей. (Д/з: Дети написали своих родных по крови людей на разноцветных (у каждого ребёнка свой цвет) дубовых листочках.

После рассказа дети прикрепляют листочки на дерево.

У: У нас получилось разноцветное дерево.

У: А.Блок писал: «Родина- это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку». Так давайте же к нашему дереву относиться так же, как к самому себе, как к ближнему своему. Посмотрите на другое дерево.

( два дерева: одно цветущее, а другое высыхающее)

Почему оно стало таким?

Д: Его не поливали, за ним не ухаживали, оно получало мало света.

У: Такое не должно случиться с нашей Родиной. А что мы должны для этого сделать?

Д: Давайте бережно относится к нашей Родине, защищать её, любить её, украшать её.

У: Давайте продолжим украшать наше дерево.

Слайд 8.

(Дети отгадывают загадки на обратной стороне желудей и приклеивают к дереву. Загадки о Родине, Отчизне, Отечестве, любви, известных людях и т.д.)

Загадки:

Деревца-красавицы,

Белым станом славятся.

Льют по дубу слёзоньки

Русские …

(Берёзоньки.)

Раздаётся в поднебесье

Утром радостная песня.

Кто взлетел с утра в зенит,

Колокольчиком звенит?

(Жаворонок.)

Слайд 9.

Изгнал из страны

Супостатов-французов

Наш славный герой,

Полководец …( Кутузов)

У тебя, краса-река,

Женское обличье,

Даже имя у тебя

Женское, девичье. (Река Лена.)

Я – город-герой,

Стою над Невой.

(Санкт-Петербург.)

С городом этим

Трудно сравниться.

Главный в стране он,

Это – …

(Столица.)

Отчизну она защищает,

Наш мир и покой охраняет.

В ней – авиация, пехота

И бойцы морского флота.

(Армия.)

Посмотрите какое у нас красивое дерево! Как хороша наша Родина!

8. Значение слов «любовь», «уважение».

У: Давайте ещё раз прочитаем тему урока. Чем же наполнен весь наш урок?

Д: Любовью, уважением к Родине ( или любовью к Родине)

У: Давайте же все-таки уточним, что значит любить Родину, любить своё Отечество.( к доске прикрепляется красный круг со словом Отечество)

Рисунок.

Слайд 10.

Д: защищать, уважать, ценить, беречь, заботиться, украшать, гордиться, любить свою семью, ближнего своего, друзей, одноклассников. ( по каждому слову лучик прикрепляется и вырисовывается солнце на доске)

У: Кем гордится каждый человек нашей Родины?

Д: Ю.А.Гагарин- первый космонавт, А.Невский, Владимир Красное Солнышко, А.С.Пушкин , нашей Армией, фронтовиками, героями труда и т.д. ( так прикрепляется каждый лучик)

Слайд 11.

-А теперь объедините всё и скажите

что значит уважать Отечество?

Д: Помнить о прошлом.

Помогать фронтовикам и пенсионерам.

Почитать традиции родителей.

Быть гостеприимным.

Изучать историю своей Родины.

Помнить

Помогать

Почитать

Изучать

Быть гостеприимным

У: А как же можно сохранить наше Отечество? (рисунок цветка, в середине каждого цветка слово:…)

Слайд 12.

Д: Любовь

Свобода

Милосердие

Долг

Справедливость

Уважение

Забота и т.д.

( прикрепляем все цветы на доску)

9. Работа по учебнику. (стр.62)

У: Как складывались духовные традиции России? Прочитаем текст.

(после прочтения появляется слайд)

Слайд 13.

7-10 век – иудаизм

8 век – ислам Духовные традиции России

988 г — Крещение Руси — православие

17 век – буддизм

18 век – светская этика

Вывод: Слайд 14

У: С чем сравнивают духовные традиции?

Наша культура росла и укреплялась, питаясь от разных духовных традиций. Традиции похожи на корни. Чем корней больше и чем они глубже, тем крепче ствол дерева и гуще его крона.

10. Страница устного народного творчества.

У: А сейчас вас ждёт задание:

Продолжите предложения… Слайд 15.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика