Урок 3 по курсу Основы религиозных знаний и светской этики Тема Культура и мораль 4 кл


Основы светской этики.

Урок по на тему: «Культура и мораль».

Автор— Учитель истории МОУ «Воткинский лицей» Растобарова Татьяна Викторовна.

ЦЕЛЬ: Создание условий для формирования активной жизненной позиции учащихся

ЗАДАЧИ:

Актуализация понятий «моральные нормы» и «культура» через игровые методы и проблемные ситуации.

Применение элементов метода критического мышления.

Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему с применением слайдов, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная творческая работа, рефлексия.

Основные термины и понятия: мораль, культура.

Ход урока.

Презентация «Мораль».

— Что за игрушку вы видите на слайде? (Неваляшка) Слайд 1

— Почему ее так назвали? (Варианты ответов )

— Если ее толкнуть, что произойдет? (Она вернется в исходное положение)

— Погладь ее, она подставит другую сторону. Облей ее водой, стечет. Обзови ее- она смолчит.

— А теперь представьте, что у вас такой друг. Удобно, правда? А почему?(Варианты ответов)

— Но ведь в жизни все по- другому. Если ты так поступишь с другом, то что произойдет?(Возможные варианты- друг обидится, тебе не найти друзей с таким отношением и т.д.)

— А кто еще тебя осудит за такое поведение?(Варианты- мама, папа, бабушка…… Нужно вывести в беседе на общество)

— А что у нас есть какие- то правила в поведении?

— А как называется система взглядов и представлений, регулирующая поведение людей?(Если проще, то : как называется внешний контроль поведения , если внутренний контроль называется совесть, а государственный контроль называется право?) . Слайд 2

Мораль- это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.

-Кто же устанавливает моральные нормы? Существует главное общечеловеческое требование, которое называется

«золотое правило» нравственности

— Мораль. Именно так и звучит первая часть темы нашего урока. Сегодня нам предстоит разобрать понятия мораль, культура, и как они связаны друг с другом.

-Существует «золотое правило морали», вспомните его.(Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе)

— Оказывается во всех религиях есть это золотое правило. Слайды 3,4,5— золотое правило нравственности в христианстве, исламе, буддизме.

Возлюби ближнего своего” – одна из основных заповедей христианской культуры.

“Люди, обгоняйте друг друга только в добрых делах”

“Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как самого себя”– цитаты из Корана

“Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям 5 способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову”

— Какие составляющие морали вы можете назвать? (Какие качества мы отнесем к золотому правилу морали).Слайд 6. Доброта, сострадание, ответственность, бескорыстность, человечность, любовь, великодушие, терпимость, совесть, милосердие, щедрость.

— А сейчас, я предлагаю вам выбрать одно из качеств и придумать небольшую сценку, где в полной мере отражается данное качество.

Работа в группах— мини сценки.

— А как появилось это золотое правило? Предположите.

— Мораль является элементом культуры. А что такое культура?

Слайд 7. Культура в переводе с латинского означает возделывание, взращивание.

Культура — это все, что создает человек: материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции, нравственные и моральные ценности.

КУЛЬТУРА характеристика определенной исторической эпохи

— Цицерон сказал, что культура- это возделывание души человека. Как вы понимаете это высказывание? Слайд 8

— Вот именно поэтому понятия культура и мораль стоят так близко.

Физкультминутка.

Программный диск.

Что такое культура. Виды культур. Интерактивный момент. Тренажеры.

Интерактивная игра «Культура и мораль»

Вывод: Таким образом мы с вами сегодня выяснили, что эти два понятия неразрывно связаны друг с другом, и что они по- настоящему являются постоянными спутниками честного и воспитанного человека.

Рефлексия 1

В коробке находятся предметы: матрешка, авторучка, книга, апельсин, зонт, диск, ложка и др..

С точки зрения понятий «Культура» и «Мораль» объясните как могут вам пригодиться эти предметы?(Например: матрешка- это элемент русской культуры, а при помощи авторучки можно написать письмо другу, в книге ты черпаешь знания о различных культурах, а апельсин можно разделить на дольки и угостить всех и т.д.)

Домашнее задание: Составить с родителями свод моральных норм, принятых в вашей семье.






See also:
Яндекс.Метрика