Урок 2 Что такое светская этика


Разработала Болдина Ю.Б.

Учитель БОУ г. Омска «СОШ№49»

Урок 2 «Что такое светская этика»

Цель: дать представление об этике как о науке, рассматривающей общественные нормы нравственности и морали.

Задачи:

личностные

— формирование учебно-познавательного интереса к вопросам светской этики

метапредметные

— развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

— развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в парах

предметные

— познакомить учащихся с основными понятиями этики;

— уточнить смысл понятий «мораль» и «нравственность»;

— создать целостное представление о предмете изучения светской этики

Оборудование к уроку:

Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010

Ход урока:

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос учащихся по вопросам:

Что такое духовный мир человека?

Что такое культурные традиции и для чего они существуют?

Какие традиции существуют в вашей семье и какие ценности лежат в их основе?

Подборка иллюстраций на тему добра и зла.

2. Введение в тему урока

Сегодня мы с вами начнем знакомство с новой для вас наукой – этикой (делается запись на доске), основателем которой был древнегреческий философ Аристотель (IV в. до н.э.) (делается запись на доске). Он считал, что это часть философии. Давайте узнаем, что изучает этика.

Э́тика (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») —это наука, философское исследование морали и нравственности, добра и зла.

– Что такое «наука»?

– Какие науки вы уже знаете?

Изучение нового материала

Работа в группах, ребята получают задание.

Группа получает задание: Кто был основателем науки «этика»? Что означает слово «мораль»?

Группа получает задание: Основные понятия: «мораль», «привычки», «обычаи», «правила поведения», «нравы», «нравственность».

3.Группа получает задание: Различают этику…( религиозную и светскую («мирская», «гражданская»)

4.Группа получает задание: Что помогает понять Светская этика?

(Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим? Что нужно делать, чтобы самому стать добрым и чтобы хороших людей было как можно больше? Как наградить человека, сделавшего добро? Как не делать зла?) Как сделать жизнь людей лучше?)

Полученные знания ребята фиксируют на ватмане, изображая в виде схемы-кластера.

Слово этика записано посередине, а в четырёх направлениях фиксируются полученные знания.

Этика помогает разобраться в том, что такое «нравственность» и как она достигается. Давайте посмотрим пословицы о нравственности, морали. Что они хотели нам сказать?

Век живи, век учись!

Без труда не выловишь рыбку из пруда!

Семь раз отмерь, один отрежь! Береги честь с молоду.

Не рой другому яму, сам в неё попадешь.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Не беда ошибиться, беда не исправиться.

Обсуждение пословиц.

4. Применение полученных знаний

Учитель предлагает учащимся обсудить рассказ Е.Казаковой «Теперь я понимаю…». (Вначале читается первая часть рассказа, после обсуждения — вторая)

Первая часть. Когда я был ребенком, меня учили делать добрые дела, они могли быть маленькими и нетрудными, но обязательно хорошими: увидев на улице бумажку, подобрать ее и выбросить в урну, помыть тарелку после еды, перевести старика через дорогу, оберегать природу. Мне очень нравилось быть добрым.Как-то раз я гулял по улице и увидел израненную собаку прямо на дороге. Ее сбила машина, она не могла двигаться, обе задние ноги были сломаны. Машины проезжали очень близко от нее, и я боялся, что кто-нибудь снова собьет ее и тогда уже точно убьет. Мне страстно захотелось сделать еще одно доброе дело, и, как хороший мальчик, я остановил движение и подошел к собаке, чтобы перенести ее в безопасное место и спасти ей жизнь. Я уже думал, как наложить шины на ее задние лапы, чтобы обездвижить их, наклонился, с большим трепетом и любовью протянул руки, чтобы взять израненное животное. Как только я поднял собаку, она укусила меня за руку. Тут же меня повезли в клинику, сделали прививку от бешенства.Я долгое время не мог понять, почему собака укусила меня, Ведь единственное, чего я хотел, это помочь ей, спасти жизнь. Я не собирался причинить ей вред. Что же произошло? Я хотел стать ей другом, вылечить ее, выкупать, оставить у себя и заботиться о ней. Это был первый случай в моей жизни, когда я хотел сделать добро, когда я хотел сделать доброе дело, а меня обидели, и я не понимал почему.Если кто-то причиняет вред тому, кто плохо к нему относится, это понятно. Но, когда ты хочешь кому-то помочь, а тебе отвечают обидой, это необъяснимо.Вопросы для обсуждения:

1. Как вы считаете, почему мальчик решил помочь собаке?

2. Почему он расстроился?

3. Почему собака укусила мальчика?

4. Всегда ли человек может получить вознаграждение за добрый поступок?

Вторая часть. Прошло много лет, прежде чем я понял, что собака меня не кусала, меня укусила ее рана, ее страх и боль, теперь я прекрасно понимаю это.Когда кому-то плохо, он чувствует себя в душе раненным и, получая от кого-то любовь или хорошее отношение, — кусает! Но это не он сжимает зубы при укусе, это его рана. Надо стараться понимать плохое состояние, в котором иногда пребывают люди. Не всегда, когда кто-то на тебя кричит, обвиняет, критикует, оскорбляет, обижает или причиняет вред, он делает это потому, что не любит или ненавидит тебя. Может, он просто ранен, у него рана в душе, или плохо себя чувствует, или что-то нехорошее происходит в его жизни. Не защищайся, не нападай, не критикуй, постарайся понять, принять и помочь. Сейчас я это понимаю.

5. Подведение итогов урока

– Что вы сегодня узнали нового на уроке?

– Как можно коротко ответить на вопрос, который мы поставили в начале урока «Что такое светская этика?»

6. Домашнее задание

Найдите рассказы, сказки, где обсуждаются проблемы нравственности и морали.






See also:
Яндекс.Метрика