Урок 1 ОРКСЭ Наш дом — Россия модуль Основы православной культуры 4 класс


Разработка урока по ОРКСЭ

Модуль «Основы православной культуры»

Тема:

«Наш дом — Россия»

Урок разработан

учителем начальных классов

Е.Е.Николенко

МБОУ СОШ №23 ст.Калужская

2012 год

Цель урока:

— формировать представления детей о России как об общей Родине для всех народов, живущих в ней;

— воспитывать чувство патриотизма, уважительного отношения к своей Родине.

Задачи урока:

— дать представление о единстве многонационального российского народа;

— создать условия для осознания учащимися духовно-нравственных ценностей: патриотизм, уважение к людям других национальностей, добро, честь, справедливость, милосердие;

— помочь учащимся ощутить единство народов России, общность языка, культуры, истории;

— учить слушать товарищей и анализировать представленную ими информацию.

Основные понятия: Россия, Родина, культурные традиции, духовный мир человека, нравственные ценности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями, цветная бумага, ножницы, запись гимна России, карта России.

План урока:

1. Орг.момент.

2. Сообщение темы, целей урока.

3. Беседа о символике страны.

4. Работа по карте.

5. Открытие новых знаний.

6. Физкультминутка.

7. Работа с учебником.

8. Беседа по прочитанному.

9. Формирование вывода.

10. Практическая работа.

11. Итог урока.

12. Рефлексия.

13. Домашнее задание.

Ход урока:

На доске эпиграф:

Россия – Родина святая,

Люблю тебя я всей душой.

Россия – ты обитель рая,

Горжусь великою страной.

1. Орг. момент.

— Сегодня мы начинаем изучать новый для вас предмет «Основы православной культуры». О чем сегодня мы будем с вами говорить, вы узнаете, когда отгадаете ключевое слово урока.

По первым буквам отгадок сложите ключевое слово.

Слайд №1.

2. Сообщение темы, целей урока.

Звучит гимн России.

— Определите тему сегодняшнего урока.

— Как вы понимаете тему урока «Наш дом — Россия»?

Слайд №2.

3. Беседа о символике страны.

— Как называется страна, в которой мы живем?

— Кто является главой нашего государства?

— Назовите символику России.

Слайд № 3.

— Одними из основных символов России, как и любого другого государства, является герб и флаг. Наш герб очень красивый. На нем изображен золотой двуглавый орел. Орел обозначает символ небесной силы: огня, солнца и бессмертия. Наш герб появился давно, более пятисот лет назад.

Георгий Победоносец на гербе нашей страны символизирует торжество добра над злом и готовность всего российского народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость.

Слайд № 4.

— Вы знаете, что обозначают цвета флага? ( Белый – свободу, синий – цвет веры, красный – кровь, пролитую за Отечество.)

4. Работа по карте.

— Какие города России вам известны?

— Назовите и покажите на карте столицу нашей Родины.

— Покажите на карте наш край. Как он называется?

— Как иначе мы называем Краснодарский край?

— Покажите столицу Кубани.

Слайд № 5.

— Кубань – маленький уголок России, наша малая Родина. О Родине много сложено стихов и песен. Послушаем стихотворение ( Заранее подготовленный ученик читает стихотворение наизусть.)

— Родина – это слово с детства знает каждый. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. А любить Родину – значит жить с нею одной жизнью.

— Вот она какая Россия – Русь, широкая и великая! И везде живут люди. Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну?

— По последним данным переписи населения в России живет 143 млн. человек. А как всех их можно назвать одним словом?

— Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия – единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Да, много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей. Все они объединились в одно большое государство – Россию, или Российскую Федерацию.

Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. Поэтому по –разному звучат на просторах нашей страны русская «Калинка», зажигательная «Лезгинка» и казацкая плясовая.

Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой национальности и вероисповедания.

— Вот как об этом записано в Конституции Российской Федерации : «… государство гарантирует равенство, право и свободу человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.»

— И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять, об этом записано… Где? Кто запомнил?

— Правильно, в Конституции. А что такое Конституция?

Слайд № 6.

5. Открытие новых знаний.

Проблемное задание:

— У вас на столах лежат карточки со словами. Разделите данные понятия на две группы, запишите их в два столбика (хлеб, счастье, доброта, земля, воспоминания, одежда, любовь, солнце).

— Почему вы так разделили?

Слайд № 7.

— Первый столбик: хлеб, земля, одежда, солнце — мы можем это увидеть, потрогать, узнать из какого материала это сделано, это материальный мир.

— Второй столбик: счастье, доброта, воспоминания, любовь — мы это можем почувствовать, ощутить в душе, это духовный мир.

6. Физкультминутка.

7. Чтение учебника. Стр. 4, третий абзац.

— Мир, окружающий нас, бесконечен и многообразен. Вещи, предметы, среди которых живёт человек, явления природы — это материальный мир. Но есть и другой мир — духовный. Духовный мир — это знания и информация, содержащаяся в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми и т. д. В школе вы знакомитесь с этим миром, изучая русский и иностранный языки, математику и информатику, литературное чтение, изобразительное искусство и многое другое. Этот мир ещё называется миром культуры.

8. Беседа по прочитанному:

— Что мы называем материальным миром?

— Что является духовным миром?

Слайд № 8.

Материальный мир — внешний мир.

Духовный мир — внутренний мир.

— Как во внутреннем, так и во внешнем мире есть высокое и низкое, светлое и тёмное, красивое и безобразное, благоприятное для человека и опасное для него. Здесь есть добро и зло, любовь и ненависть, честь и бесчестие, милосердие и жестокость, правда и ложь. Человек сам определяет, что из этого выбрать, чем питать свою душу. И этот выбор никогда не бывает лёгким.

Наши уроки помогут вам учиться понимать внутренний мир человека. Для этого в духовном мире есть свои дороги. Они называются традиции. По ним шли наши предки.

— Как вы понимаете, что такое традиции? Давайте обратимся к толковому словарю.

Традиция – ( от лат. tradition – предание ) – передача образов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение.

Слайд № 9.

Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Следуя им, человек не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным.

— Издавна в России у каждого народа особенно уважали семейные традиции. Особо почитались многодетные семьи.

9. Формирование вывода.

Самостоятельное чтение последних двух абзацев темы.

— Найдите предложение, которое может стать выводом нашего урока.

10. Практическая работа.

— С сегодняшнего урока мы отправляемся в увлекательное путешествие, где мы познакомимся с культурными традициями народов нашей страны. Каждый человек – это отдельный мир. Давайте представим этот мир с помощью своих ладоней. ( Обвести ладошку на цветной бумаге и вырезать . на доске прикреплен ватман с улыбающимся лицом. Дети прикрепляют вырезанные ладошки из цветной бумаги к лицу. )

11. Итог урока.

— Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили её символы, гордились своей страной. Вы граждане многонациональной страны объединенной одними государственными символами. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы дети России – вы надежда и будущее нашей страны. Всё в ваших руках!

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые трудности мы осилим

И только в единстве сила России.

12. Рефлексия.

Учитель заранее готовит большой лист бумаги, на котором изображен градусник с отметками «температуры» в классе: «дружелюбно», «тепло», «приятно», «ноль», «прохладно», «холодно».

— Оцените атмосферу нашей работы в классе с помощью условного значка-галочки рядом с той отметкой, которая соответствует вашему самоощущению на занятии.

13. Домашнее задание.

Слайд № 10.

— Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций в вашей семье.

— Закончи предложения:

Моя Родина – это…

Самыми трудными событиями моей Родины были…

Когда я вырасту, я хочу…

Я не хочу, чтобы моя Родина…

Я благодарен своей Родине за то, что…






See also:
Яндекс.Метрика