Упражнения направленные на развитие скорочтения в начальной школе на уроках литературно


Упражнения, направленные на развитие скорочтения.

Жарова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов

На уроках я использую приемы и методы для развития скорочтения. Это чтение в парах, чтение за диктором, групповое чтение, жужжащее чтение и многие другие виды работ.

Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм, компьютерным играм. Поэтому мы учителя должны открыть детям целостность книги, чтобы ребята полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве остается в памяти на всю жизнь. В 1 классе для стимулирования я читала детям интересные эпизоды из книг, а дальше ребята с большим интересом шли в библиотеку, где их встречала библиотекарь и знакомила с рядом книг на полках красочно оформленных. Дети кто мог сразу продемонстрировать свои способности читать сразу становились читателями библиотеки. Работа с книгой тесно стала продолжаться во 2 классе, когда все ребята уже достаточно хорошо читали целыми словами. Чтобы как-то не ослабить читательский интерес и привлечь ребят, на протяжении всего учебного года я поддерживала тесную связь с городской детской библиотекой. Раз в 2 недели нам приносили книги на каждого ученика. В течение этого времени ребята с большим интересом обменивались каждый день книгами. Это позволило каждому ученику прочитать за 2 недели более 6 книг в течение года. Я наблюдала, как дети читали на переменах, после уроков, в ГПД, читали в парах, задавали вопросы друг другу. В классе были заведены читательские дневники, где ребята заполняли информацию о прочитанной книге, рисовали рисунки, делали выставки. На уроках внеклассного чтения подводили итоги, прочитанных книг. Используя свой опыт работы на протяжении многих лет, хочется подчеркнуть, что только целенаправленная работа помогает достичь результатов чтения в начальной школе, когда на уроках вводятся специальные упражнения, направленные на совершенствование процесса чтения зрительного воспроизведения слова и его произношения.

В 2009- 2010 учебном году мои ученики 3 «Б» класса заняли 3 место в Городском конкурсе «Верхнеуральское книжное лето-2009» в номинации «Самый читающий класс». В Городском конкурсе «Верхнеуральское книжное лето-2009» в номинации «Лучшие читатели 2009» Артемьев Максим занял 1 место.

В 2010 – 2011 учебном году мои ученики 4 «Б» класса заняли 1 место в Городском конкурсе «Верхнеуральское книжное лето-2010» в номинации «Самый читающий класс». В Городском конкурсе «Верхнеуральское книжное лето-2010» в номинации «Лучшие читатели 2010» Артемьев Максим, Какурин Роман, Богруденко Саша заняли 1 место.

В 2012 – 2013 учебном году мои ученики 2«А» класса заняли 1 место в Городском конкурсе «Верхнеуральское книжное лето – 2012» в номинации «Самый читающий 2 класс». В Городском конкурсе «Верхнеуральское книжное лето-2012» в номинации «Лучшие читатели 2012» Калашников Вова, Цыбин Саша, Жигулёв Данил заняли 1 место.

Чтение – вот лучшее учение. Наверно нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло и выразительно, понимать содержание прочитанного, зависит успех на протяжении всех школьных лет. Заканчивая, начальную школу, ребята должны согласно программе владеть навыком сознательного беглого правильного выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту.

1. Упражнения, связанные со зрительным восприятием. Они направлены на выработку правильности чтения, внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа чтения вслух и про себя.

1 класс

Кто самый внимательный? Развивает зоркость внимание к слову.

Слова, написание которых отличаются одной буквой:

козы — коса

 

друг-враг

 

ветер-вечер

травы — травка

 

След — следы

 

дедушка-девушка

Чтение слов, написание которых включает несколько одинаковых букв:

город-горох-грохочетвьют — вьюн- вьюгажалеть-желтеть, жилет, желать.

Чтение слов с твердой и мягкой согласной:

ест-есть

 

угол-уголь

 

мел-мель

полка-полька

 

крыло — крылья

 

галка-галька

мел-мель

 

лист — листья

Чтение разных слов с одинаковой приставкой:

развел-развесил

 

прогибать — пробегают

побежал-полежал

 

прихлопнуть — притопывать

(для слабо читающих)

 

(для быстро читающих)

Чтение слов с одинаковым окончанием:

салазках

 

колючий

 

соседи

 

небесами

 

простые

 

лесок

сказках

 

случай

 

медведи

 

коврами

 

золотые

 

голосок

веселый

 

олени

 

лебедями

 

смешные

 

снежок

лиловый

 

тюлени

 

тополями

 

зеленые

 

лужок

Слова желательно печатать на доске или на плакатах и выбирать из разбираемых на уроках произведениях.

Читай быстро целыми словами. Направлено на развитие «поля» и способа чтения. Начинать надо с простых слов, с малого «поля» чтения. Слоговые трудности надо наращивать постепенно.

Чтение односложных слов:

ус

 

крот

 

брат

 

вдруг

 

хруст

уж

 

глаз

 

волк

 

гвоздь

 

взять

душ

 

двор

 

внук

 

дрозд

 

брат

нос

 

круг

 

полк

 

класс

 

хвост

рот

 

порт

 

гость

 

гром

 

взгляд

рог

 

стул

 

крот

 

треск

 

дрожь

день

 

квас

 

пень

 

слон

 

блеск

петь

 

двор

 

день

 

кран

 

ткач

Чтение двусложных и трехсложных слов:

зима

 

доктор

 

деревья

поле

 

валенки

 

травинки

кусты

 

пестрый

 

подумал

земля

 

снежок

 

навстречу

сучок

 

стряхнул

 

бабушки

каждый

 

прикрыл

 

кормушка

страна

 

трактор

 



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика