Упражнения для подготовки руки к письму


Упражнения для подготовки руки к письму.

Первоклашке труднее всего приходится на уроках русского языка. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины здесь кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кистей рук малыша быстро устают. Утомляет также и однообразная работа: палочка, крючок, верхнее соединение, нижнее соединение. Ребенку нужно быть очень внимательным, сосредоточенным и аккуратным, чтобы в тетрадке появилась заслуженная «пятерка». Задача пап и мам — помочь малышу стать отличником. Для этого надо начать заниматься с ним еще до школы.

Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми, когда они занимаются изготовлением бус. Можно разрезать прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из которых скручивается в виде бусины, конец ее проклеивается. Готовые бусины нанизываются на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых для письма. Для изготовления бус с успехом можно использовать старые обложки или репродукции из журналов, обрезки цветной бумаги. Дети обмениваются бусами, сделанными своими руками, дарят их друг другу, изобретают разные по размеру и цвету бусины, нанизывают их на длинную нить.Очень полезно для развития пальцев ребенка рисование и раскрашивание. Обязательно купите ребенку несколько книжек-раскрасок. Постарайтесь не рисовать фломастерами: они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев руки. Отдайте предпочтение простым или цветным карандашам.

Не забудьте про «пальчиковые» игры. Они увлекательны и способствуют развитию речи и творческого воображения. Упрожнения для Подготовке к письму рук

Разбросала осень листья,

Выполняем волнообразные движения ладонями.

Разукрасила их кистью.

Выполняем плавные взмахи ладонями вверх-вниз.

Мы в осенний парк пойдём,

«Шагаем» средним и указательным пальцами обеих рук.

В букеты листья соберём.

Перекрещиваем кисти рук, пальцы раскрыты.

Лист клиновый, лист с осинки,Лист дубовый, лист рябинки,Рыжий тополиный лист

Поочередно загибаем пальчики, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый лист.

На дорожку спрыгнул вниз.

Звонко хлопаем в ладоши.

Упрожнения для Подготовке к письму рук

Вышла Люба в огород –

«Шагаем» средним и указательным пальцами правой руки.

Сколько у неё хлопот!

Держимся  руками за голову и покачиваем головой.

Нелегко полить на грядкеОвощи все по порядку:

Пожимаем плечами и разводим руки в стороны.

Помидоры, лук, капустаИ горошек очень вкусный.Репа, огурцы, чеснок,Свёкла, редька и укроп.

Загибаем указательным пальцем правой руки каждый пальчик на левой руке и указательным пальцем левой руки каждый пальчик на правой руке.

Упрожнения для Подготовке к письму рук

Яблоко спелое, красное, сладкое,Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Пальцы обеих рук сжимаем в кулаки, разжимаем по одному пальцу на каждое слово признак на обеих руках одновременно.

Яблоко я пополам разломлю,

Кулачки складываем вместе и разводим их в стороны пальчиками вверх.

Яблоко с другом своим разделю.

Кулачки прижимаем к груди, а затем выставляем вперед.

 

Мы построили скворечнюДля весёлого скворца.

Попеременно постукиваем кулачками друг о друга и по столу.

Мы повесили скворечникВозле самого крыльца.

Сводим руки над головой.

Всё семейство вчетверомПроживает в доме том:

Попеременно постукиваем кулак о кулак и ладонь о ладонь.

Мать, отец и скворушки – Чёрненькие пёрышки.

Соединяем каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно, по 2 раза.

Упрожнения для Подготовке к письму рук

По сухой лесной дорожке –

Потираем ладонь о ладонь.

Топ-топ-топ – топочут ножки.

Постукиваем ладошками по столу.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Потираем ладонь о ладонь.

Весь в иголках серый ёжик.

Складываем замочек и поднимаем пальчики вверх, имитируя иголки.

Ищет ягодки, грибочкиДля сыночка и для дочки.

Поочередно загибаем указательным пальцем правой руки пальчики на левой руке.

Упрожнения для Подготовке к письму рукНо кроме пальчиковой гимнастики существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.

Игра «Я самый меткий» Ребенок должен проводить линии карандашом, точно попадая в мишени (руку не отрывать). Пройди по узкому лабиринту и выйди из него, не задевая стен. Проведи свой корабль кратчайшим путем так, чтобы он не сел на мель. Попади мячом в баскетбольную корзину. Попади стрелой в центр мишени (линия должна быть прямой). Найди выход из пещеры. Проследи путь бабочки. Задания вы можете придумать и сами, но старайтесь, чтобы ребенок проводил линии и прямые, и волнистые, чтобы лабиринты были и широкие, и узкие.

Игра «Узнай, кто я» Ребенку предлагается определить по точкам, что нарисовано. «В этих точках кто-то или что-то спрятано, обведи контур каждого рисунка по точкам, и ты узнаешь это. Старайся не отрывать руку». Таким образом по точкам можно рисовать разные фигуры животных, цветы, посуду, мебель, машинки (так, чтобы не было слишком сложно и знакомо ребенку). Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать задание. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую им дает глаз. Многим детям подобного рода задания даются с трудом, им легче рисовать по памяти, чем с натуры. В последнем случае внимание у детей раздваивается и они не могут скоординировать действия глаза и руки. На листе бумаги нарисуйте постепенно усложняющиеся фигуры и предложите ребенку как можно точнее их срисовать. Или же нарисуйте домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Это задание позволит вам выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Игра «Буратино учится» Для этой игры нужно приготовить тетрадь в клеточку и карандаш. Буратино начал рисовать и не закончил узор, помоги ему выполнить задание. Буратино срисовал узор, но наделал много ошибок. Сравни два узора и найди в работе Буратино ошибки. А теперь нарисуй узор, не допуская ошибок. В тетрадях в клеточку можно выполнять и такие задания: вы по клеточкам рисуете, например, кораблик, домик, грибок, робота, а ребенок должен точно повторить ваш рисунок.

Упрожнения для Подготовке к письму рукУпрожнения для Подготовке к письму рук

И в заключение «теппинг-тест», упражнение на развитие выносливости и быстроты мышц кисти руки. Начертите на листе бумаги 10 квадратов (сторона квадрата не меньше 4 см). В этих квадратах ребенок должен поставить по всей площади как можно больше точек. Работа в максимальном темпе продолжается 30 секунд, через каждые 3 секунды ребенок переходит к следующему квадрату. Затем подсчитайте количество проставленных точек в каждом квадрате и общее количество точек за 30 секунд. Для работы используйте простой мягкий карандаш. Количество точек, проставленных ребенком за 30 секунд, является показателем быстроты работы (максимального темпа), а изменение количества точек в последнем квадрате в сравнении с первым свидетельствует о его работоспособности и выносливости. Если ребенок вначале работает быстрее, а затем идет снижение темпа, это говорит о быстрой утомляемости. Наоборот, повышение темпа работы или равномерное его выполнение свидетельствует о высокой работоспособности и хорошей выносливости. Желательно это упражнение проводить для обеих рук. Обязательным условием упражнения является работа в максимальном темпе без остановки. Кроме того, скажите ребенку, что точки нужно стараться ставить в разные места квадрата, чтобы можно было их потом подсчитать.

Терпения и успехов вам и вашему дошкольнику в трудном деле подготовки к обучению письму!






See also:
Яндекс.Метрика