Управление проектной деятельностью по географии


Управление проектной деятельностью учащихся по географии

Ветрова Александра Витальевна

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Губкин Белгородской обл.

Ускоренное развитие современного общества требует от образовательного пространства формирование четких целей, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы всех участников образовательного процесса. Общественный договор между обществом и государством выражается в федеральном образовательном стандарте второго поколения. В нем особое значение отводится качеству образования, выражающееся в предметных, метапредметных и личностных результатах обучающихся, образующихся в процессе обучения и воспитания на основе системно-деятельностного подхода с активным использованием инновационных педагогических технологий, подталкивающих к самостоятельному овладению учащимися новыми компетенциями. В этой связи, главной задачей современного учителя становится раскрытие через призму своего предмета способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Современные образовательные результаты проявляются не только в виде системы знаний ученика, но и в освоении способов их получения, в выявлении потребности в новых знаниях, умении быстро и эффективно, самостоятельно или во взаимодействии, ликвидировать имеющиеся пробелы.

В этой связи необходимо активное использование учителем учебно-методического комплекта в процессе управления индивидуальной учебно-исследовательской и проектной деятельностью учащихся по географии.

Цель географии как классической учебной дисциплины, состоит в формировании научной картины мира, а уникальность современной школьной географии проявляется в сплетении естественных и общественных ветвей знания. Географическое образование обеспечивает формирование у школьников географической культуры – одной из важнейших составляющих общей культуры человека. Это единственная интеграционная учебная дисциплина, изучающая пространственно-временные взаимосвязи в природных и антропогенных географических системах разного уровня.

Использование новых педагогических технологий, а именно проектной и исследовательской деятельности, становится неотъемлемой частью педагогического процесса. Метод проектов является наиболее распространенным и способствует более глубокому усвоению курса географии и практическому применению знаний. При этом учитель решает ряд задач: педагогических (обучающих, воспитательных, развивающих), практических (реализация комплексного подхода к результатам обучения) и социальные (удовлетворение какой-либо социальной потребности). [1]

Метод проектов – педагогическая технология, направленная на применение и приобретение новых знаний для освоения новых способов деятельности, а не на простое накопление фактических знаний, как это было раньше.

Особое значение в процессе организации проектной деятельности приобретает индивидуальный подход учителя к каждому учащемуся, умение соотносить познавательные возможности ученика с уровнем сложности проектной работы. Учитель лишь направляет, координирует и рекомендует, а основная творческая деятельность здесь принадлежит ребенку. Несомненно и то, что данный вид деятельности возможен, если учащиеся обладают знаниями, умениями и навыками, предусмотренными новыми стандартами образования.

Выделяется большое разнообразие видов учебных проектов по географии:

1. Интеллектуально-эвристические проекты (информационные) — проекты, направленные на поиск, анализ и личностную оценку. Подобные проекты целесообразно создавать при изучении курса «Регионы и страны мира» 11 классе, так как содержание курса богато интересными темами для самостоятельного изучения.

2. Исследовательские проекты — проекты, имеющие четко обозначенную исследовательскую проблему. Данный тип проектов сложен, поэтому выполнять их могут не все школьники, а только те, которые имеют интерес к исследовательской работе и соответствующую подготовку. Особое значение отводится формулировке темы. Через тему работы обязательно должен просматриваться ее исследовательский характер. [2] Примерами таких работ являются: «Исследование изменений параметров погоды в районе школы с 2009 по 2012 год».

Исследовательские работы защищаются на научно-практических конференциях разного уровня: школьных; муниципальных «Первые шаги»; региональных «Шаг в будущее».

Участие старшеклассников в проектах способствует формированию исследовательской компетентности, готовит их к написанию курсовых работ в ВУЗе. Это главный результат, так как цель школы: подготовить выпускников к самообразованию в течение всей жизни.

3. Практикоориентированные проекты — это проекты, цель которых создание моделей, приборов. Этот вид проектной деятельности интересен школьникам — изобретателям 7-8-х классов и предполагает межпредметное взаимодействие.

4. Творческие проекты интересны школьникам, ориентированным на творческую деятельность. Такие проекты в практике педагогической работы встречаются реже, так как они требуют значительных материальных ресурсов и специальных навыков и умений. В числе творческих проектов можно назвать: Проект – презентация экскурсии «Губкин – жемчужина КМА»; видеофильм о проведении экологической акции «Беседка», и т.д.

5. Аналитические проекты представляют собой задания аналитического и прогностического характера. Например: «Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами». (10 класс). Работа над такими проектами позволяет реализовать цели школьного курса географии по формированию географического мышления обучающихся, развитию умений интегрировать полученные знания, решать задачи компетентностного характера.

Технология проектов имеет ряд преимуществ перед традиционными:

Гармонично балансирует теорию и практику; повышает уровень познавательной активности и формирует способность к самостоятельному приобретению новых компетенций, что требует ФГОС; погружает учащихся в учебно-профессиональную деятельность; проектная работа не может негативно оцениваться, так как выполнение проекта на творческом уровне в процессе грамотного методического сопровождения учителя — это настоящее достижение. Учащиеся видят перед собой конечный результат, в который они вложили душу, что приносит им радость познания и стремление к новым творческим свершениям. [3]

Литература

Яковлева Н.В. География. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся/ авт.-сост. Н.В.Яковлева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 142 с.

Гладилина И.П., Гришакина О.П., Обручникова А.А., Попов Д.В. Основы исследовательской деятельности школьников: Учебное пособие. – М.: ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010 г. – 44 с.

http://festival.1september.ru/articles/533891/






See also:
Яндекс.Метрика