Управление познавательной деятельностью на уроке


Управление познавательной деятельностью на уроке

Современная модель образовательного процесса ориентирована, как известно на переход от «школы знаний» к «школе мышления», что требует владения стратегиями познавательной деятельности. Т.е. учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы учитывались индивидуальные особенности школьников. Мы все знаем, что любой школьный класс состоит из личностей, значительно более различающихся, чем похожих друг на друга. Для успешной реализации той или иной цели урока учителю необходимо включить учащихся в выполнение некоторого комплекса упражнений. При этом различные учащиеся нуждаются в различных по качеству и объемам комплексах упражнений, которые должны быть выстроены в соответствии с логикой развития навыков и умений и учетам личностных особенностей школьников. Для того чтобы управлять познавательной деятельностью, важно учитывать факторы, связанные с обучаемыми, и факторы, связанные с характером заданий.

ФАКТОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОБУЧАЕМЫМИ.

Упражнение должно поддерживать мотивацию учащихся. Одни и те же задания (например, соревновательного, игрового, дискуссионного характера) вызывают энтузиазм со стороны одних и полное неприятие других школьников.

Нужно учитывать: позволяют ли, имеющиеся у учащегося учебные умения, выполнить задание. Успешность выполнения некоторых заданий напрямую связаны с наличием определенных учебных умений, например: вывести правило на основе данных примеров.

Известно, что скорость усвоения материала у учащихся различны. Поэтому важно позаботиться о том, чтобы обучаемому была удобна та разбивка материала на части, которую предлагает учебник или учитель.

Нужно также учитывать, в какой степени учащийся владеет тем или иным речевым умением, какого уровня владения языком по оценке учителя можно ожидать от данного школьника.

Нужны ли обучаемому специфические культурные знания для выполнения задания (например, чтение газетных статей, перевод газетных заголовков требуют знаний в конкретной области). Можно ли ожидать таких знаний от данного учащегося.

Насколько глубоки лингвистические знания школьника, какие лингвистические знания требуются для выполнения данного задания (например, требуется ли владеть сложными грамматическими структурами, специфической лексикой).

В какой мере учащийся должен верить в себя, чтобы справиться с заданием. Некоторые задания требуют высокой степени уверенности в собственной состоятельности (например, взять интервью у высокопоставленного гостя).

ФАКТОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ХАРАКТЕРОМ ЗАДАНИЯ, СЛЕДУЮЩИЕ:

Является ли задание уместным и личностно-значимым для обучаемого. Анализ потребности учащихся поможет скрыть те аспекты, в которых учащимся нужна дополнительная практика.

Сколько шагов включает в себя данное задание. Какие познавательные усилия потребуются со стороны учащегося, сколько информации ему необходимо осмыслить, чтобы справиться с заданием.

Какой объем практических знаний, понимания ситуации или культурного контекста необходим для выполнения задания. Важно учитывать, что по мере повышения уровня обученности, необходимость опираться на контекст уменьшится. Например, на начальных ступенях учащимся часто необходимо видеть говорящего, чтобы лучше его понять, но впоследствии они выучиваются понимать собеседника вне контекста.

Какая помощь от учителя, других учащихся, книг, иных средств обучения необходимо ученику для выполнения этого задания, например в разговоре с собеседником иногда приходится подсказывать слова учащемуся, помогая ему сформулировать свою мысль.

Какую степень безошибочности высказывания требует данное задание. Например, в бытовой беседе будет больше ошибок, чем в подготовленной инструкции.

Сколько времени потребуется учащемуся для выполнения задания. Грамотная, основанное на программных требованиях ограничение времени выполнения учащимися задания – важный фактор, создающий условия для функционирования навыков и умения, приближенных к реальным.

Таким образом, чтобы управлять познавательной деятельностью, нужно учитывать целый ряд факторов, которые в основе своей базируются на знании особенности обучаемых. Также необходимо использовать разнообразные методические приемы для достижения цели урока.

Как известно программа по иностранным языкам четко определяет набор разговорных тем для изучения на каждой ступени. Но учитель для возбуждения и поддержания интереса учащихся должен предлагать им такие тексты и задания, так формулировать проблему для обсуждения, чтобы они были личностно-значимы для школьников и помогали им находить ответы на интересующие их вопросы.

Например, упражнения:

Investigate America.

Choose “a” or “b”. During the next week see if you can find some answers. Tell your class what you discover.

“a” your questions

What questions do you have about America?

What would you like to find out?

“b” People, places and dates.

These people, places and dates are important in recent American history, find out why.

В результате выполнения такого задания процесс обучения станет процессом поиска ответов на интересующие учащегося вопросы, и это создаст условия для реализации личностного творческого потенциала школьников и повышения их мотивации к изучению иностранного языка.

Класс получает некоторое количество учебных заданий, часть из которых является обязательной и должна быть выполнена всеми учащимися. Другая часть – факультативная и выполняется учащимися в том объеме и на том уровне трудности, которые они сами для себя определят. Т. о. каждый из обучаемых выполнит задание, но объем и степень сложности заданий будут разными. Отбирая материалы учебника, мы устанавливаем, какой частью учебного материала необходимо овладеть всем учащимся, и какой частью материала нужно овладеть более подготовленным и мотивированным учащимся.

Для того, чтобы управлять познавательной деятельностью нужно дать правильно целевую установку, обеспечивающую возможность выполнения как обязательного, так и дополнительного задания. Четко и ясно сформулированная задача позволит учителю включить всех обучаемых в процесс овладения иностранным языком, обеспечить благоприятные условия для каждого школьника, какими бы ни были его уровень обученности, способности и мотивы.

Современная методика большое внимание уделяет обеспечению условий для сотрудничества обучаемых. Они включаются в выполнение заданий, которые требуют совместного решения проблемы, при этом происходит взаимное обучение школьников. При таком подходе можно отслеживать степень продвижения каждого ученика. Дети работают в группах, учитель переходит от группы к группе и прослушивает высказывания школьников, оценивая способность каждого участвовать в общении и, таким образом, лучше узнавая их возможности и способности.

Также возможно использование заданий открытого типа. Это задания, которые не имеют единственно правильного решения или ответа. Например:

People often ask questions about famous people.

Read these questions. Can you add some more of your own?

Write a story. Choose a topic and make some notes about a story. You can write a new story or a story that you know. Think about

Where the story happened

Who the people are

What exactly happened

Skim the text quickly and write down what you can remember. Compare your notes with your partners.

Can you match the two parts of each sentence to tell the story?

Например:

If she had woken up earlier, she would have caught the bus. Или If she had woken up earlier, she wouldn’t have become so famous/ she would have passed the exams. Фразы могут содержать завязки забавных историй, которые для части учащихся явятся мощным стимулом для общения на иностранном языке.

Find out about your classmates attitudes to Christmas.

Question three people and take notes of their answers.

Don’t give а short answer – develop your ideas

Answer your classmates’ questions.

Can you guess?

We are going to talk about… Can you predict what would be ten most frequent nouns in our questions and answers?

What has just happened?

Look at the exclamations. Welcome! Yes of course! What? Great! Bad luck!

Choose one. Think of an event which might have caused someone to say it.

Высказывания учащихся будут существенно различаться объемом и качеством. Однако посильность задания в сочетании с увлекательными речевыми стимулами повышают мотивацию каждого к участию в иноязычной речевой деятельности.

К сожалению, большинство заданий в наших учебниках носит закрытый характер. Такие задания нацелены на однородную учебную аудиторию и обеспечивают благоприятные условия для весьма ограниченного круга обучаемых. Учащиеся с низким уровнем мотивации или обученности дадут ошибочный ответ, либо вообще не выполнят такое задание. Наиболее продвинутым школьникам задание покажется не интересным и скучным, так как не позволит показать им все их речевые возможности. Т. е. нужно изменить характер упражнений в сторону открытости.

Вопросно-ответное упражнение. После прочтения или прослушивания рассказа учащимся предлагается ответить на серию вопросов с целью проверки понимания текста (учебник). Можно задание изменить. Можно разрешить детям выбрать те вопросы, которые им интересны и посильны или придумать новые. Можно дать задание составить свою серию вопросов таким образом, чтобы изменить содержание самого рассказа. Рассказ затем можно переписать в соответствии с новой логикой, заданной вопросами.

Временные пары. Известно, что значительно обогащается речевой опыт учащихся, если регулярно менять состав пар и групп. Это может быть опрос мнения других членов группы, выявление одноклассников, давших аналогичные ответы на поставленные вопросы. Т.о. мы можем активизировать одновременно всех учащихся класса.

«Мозговой штурм». Учащимся предлагается сказать все, что они хотят и могут по поводу предъявленной картинки. Можно предложить школьникам сказать не менее 10-15 предложений или, высказать только одну мысль. Можно предложить высказать свои суждения в ограниченный период времени. Можно выполнять эти упражнения в группах, чтобы увеличить число их участников. Упражнение «вспомни как можно больше предметов, которые…» позволяет за короткое время припомнить множество лексических единиц. (Например: вспомнить предметы и вещи «из дерева», «круглые», «сладкие» и т.д.)

Следующий тип упражнений.

Учитель объявляет тему: «Настоящий друг», «Мой любимый школьный предмет», «Моя любимая книга» и дает учащимся 5 минут для ее написания. Затем можно предложить учащимся прочитать тексты друг другу.

Можно использовать прием назначения референтов в классе по разным интересам (спорт, искусство, театр, кино, литература). Это может установит прочную традицию специализированного страноведческого интереса у многих обучаемых. Для того чтобы развивать в детях самостоятельность, можно предложить им самим подобрать лексику из словаря к той или иной теме, составить самостоятельно диалоги и монологи. Можно давать детям подготовить сообщения на конкретные темы, предложить им составить упражнение для усвоения лексики самим.

Т.о., каждое выполняемое в классе упражнение должно чем-то привлекать учащихся: интересный материал, интересная содержательная сторона упражнения, личностно- значимая проблема, которую интересно обсуждать, увлекательная форма выполнения упражнения и т.п. А весь предлагаемый комплекс упражнений должен включать широкий набор заданий, что позволит каждому школьнику выбрать то, что соответствует его интересам и возможностям, позволяет реализовать собственный речевой жизненный опыт, высказать собственное мнение.






See also:
Яндекс.Метрика