Управление инновационным процессом как организованное взаимодействие управляющих и упра


Здравствуйте, уважаемые коллеги! Пенькова Елена Владимировна, руководитель Р МО учителей начальных классов.

Я очень рада нашей встрече!

На сегодняшней встрече мы говорим об управлении инновационным процессом, а именно о роли Руководителя МО во введении инновационных технологий в образовательный процесс.

Сейчас мы рассмотрим одну из форм проведения семинара (работу творческих групп). Предлагаю рассмотреть технологию в технологии. А именно, какую технологию мы рассмотрим – это покажет наша дальнейшая деятельность, и рассмотрим мы ее в ТКМ (технология Критического Мышления)

Но вы получите минимум готовой информации, а будете добывать ее сами. Нам придется много поработать. Но для этого постарайтесь быть внимательными, собранными и активными.

Согласны ли вы с утверждением СЛАЙД №3?

«Успеха достигают те, кто пытается»

«Невозможно заставить людей что-либо сделать –надо помочь им захотеть сделать это»(Эдит Льюис).

«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей» (Д. Пойа)

Подтвердим наше согласие дальнейшей совместной деятельностью.

Далее СЛАЙД №4, №5

В современной начальной школе на первое место выходит личность ребёнка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий мы выделили:

Технологии личностно-ориентированного образования;

Здоровьесберегающие технологии ;

Технологии деятельностного метода;

Игровые технологии;

ТРИЗ- технологии;

Синквейн-технологии

Эффективность развития педагогического коллектива зависит от того, насколько будет обеспечено:

* грамотное руководство этим процессом, включающее установку учителей на инновационную технологию; * анализ имевшихся технологических ресурсов; * умение проектировать; * организацию и анализ деятельности коллектива; * умение осваивать опыт коллег через рефлексию и выражать его в технологичной форме, умение перестраивать уже освоенные технологии.

На основе этих теоретических обоснований приступим к практической части.

Ну что? Готовы на сотрудничество?

Вернемся к Технологии Критического Мышления (состоит из трех стадий)

ВЫЗОВ (АОЗ. Формирование мотиваций, затруднение, целеполагание)

ИГРА: «Верно ли утверждение?»

Если вы знакомы с утверждением, ставим в таблицу «+»

если утверждение не знакомо или сомневаетесь, то «-» Можно посоветоваться со своим соседом.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Игра «Верно ли утверждение?»

Польза от уроков с использованием ИКТ будет тогда, когда грамотно внедряются здоровьесберегающие технологии;

Методологической основой концепции новых образовательных стандартов является системно-деятельностный подход (СДП);

Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать, а в том, что учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами решили, как надо действовать в новых условиях;

Отличительной особенностью новых стандартов является его деятельностный характер, главной целью – развитие личности ребенка;

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются УУД;

Информационно-образовательная среда должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося

В основе ТРИЗ-технологии лежат методики, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ – развитие творческого воображения);

Процесс написания синквейна позволяет учителю гармонично сочетать элементы всех образовательных систем: информационной, деятельностной, личностно- ориентированной;

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Посмотрите на таблицу и скажите, какие вопросы нас будут интересовать сегодня? (Какова же цель нашего занятия?)

ОСМЫСЛЕНИЕ: (построим новое знание) (соотнесение старой и новой информации)

Построить новое знание нам поможет разработанная Альтшуллером ТРИЗ-технология (Теория Решения Изобретательских задач), одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования. Приведу примеры использования методов и приемов ТРИЗ-технологий:

Системный оператор

Организация проектной деятельность

Исследовательская деятельность

Минимальная модель – 9экранов, в 1-ом классе можно начать с 3-х, постепенно увеличивая до 9-ти

(СЛАЙД №7)СИСТЕМНЫЙ ОПРЕРАТОР, КОТОРЫЙ НА М ПРИДЕТСЯ ЗАПОЛНИТЬ, ИСПОЛЬЗУЯ ДАННУЮ ВАМ ИНФОРМАЦИЮ. Объектом станет СПД

системный оператор

надсистема в прошлом 6

(курица в курятнике)

Надсистема 3

(с мамой-курицей)

Надсистема в будущем 9

(курятник)

Система в прошлом 4

(яйцо)

Система (выбранный объект, его функция) 1

цыпленок

Система в будущем 7

(курица)

Части системы в прошлом 5

(скорлупа, белок, желток)

Подсистема (части системы) 2 (части тела цыпленка)

Подсистема в будущем 8

(части тела птицы)

Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)

Это ЧТО-ТО для чего-то (функции объекта)

Это ЧТО-ТО часть чего-то (подсистема объекта)

Это ЧТО-ТО из чего-то (надсистема объекта)

Чем-то было раньше ЧТО-ТО (прошлое объекта)

Что-то будет с этим ЧТО-ТО (будущее объекта)

ЧТО-ТО ты теперь возьми. На экранах рассмотри

Информация:

Культурноисторический системнодеятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления — эмпирический или теоретический…»

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

процесс учения — это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «системно — деятельностный» подход в образовании!

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

В современное образование прочно вошли ФГОС 2-го поколения. Наиболее значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов.

«Развитие личности – смысл и цель современного образования» (Из Концепции ФГОС 2-го поколения)

В основе стандартов – системно-деятельностная парадигма. Это значит, что процесс учения – не только усвоение ЗУН, но и процесс развития личности, духовно-нравственной, социально адаптированной.

Поэтому приоритетом начального общего образования в условиях реализации ФГОС 2-го поколения становится собственная деятельность ученика и овладение школьниками универсальными способами деятельности (универсальными учебными действиями).

Методологической основой концепции новых образовательных стандартов является системно-деятельностный подход (СДП) Основной результат которого – развитие личности на основе учебной деятельности. А основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.

Смещаются акценты образования.

Возникают вопросы:

— чему учить,

— ради чего учить,

— как учить.

Это ведет за собой:

-обновление содержания,

-ценностей образования (мотивы),

-средств обучения.

Поэтому меняются требования соответственно к:

— структуре общих образовательных программ,

— результатам ООП,

— условиям осуществления образовательного процесса.

Педагог – это организатор и координатор самостоятельной познавательной деятельности учащихся на всех этапах урока. Он как профессионал:

— демонстрирует культурные образцы действий;

инициирует пробные действия детей;

консультирует, корректирует действия;

ищет способы включить в работу каждого.

Как воспитатель создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции), самостоятельной выработки жизненных ценностей, оказывает адресную педагогическую помощь ребенку, не избавляя от проблемной ситуации, а помогая ее преодолевать.

системный оператор

Методика развивающего обучения Л.С.Выготского

Пед.технология

Базовая пед.технология; Основа реализации ФГОС

Деятельностный подход ;

обучение и развитие

СДП(Чему учить

Ради чего учить

Как учить)

Обновление содержания; ценности образования; обновление средств обучения

Задачи, решаемые под руководством взрослых

Цель, мотив, средство, действия, результат, оценка

Изменение роли участников образовательного процесса; вместо цели – планируемый результат

Работа в группах:

Задание 1-группа- заполнит второй столбик,

2-ая гр – первый столбик

3-ю – третьий столбик

ПОЯСНЕНИЕ по слайду №7

Работа в группах 3 мин

Заполнение таблицы на интерактивной доске.

Обсуждение предложенного варианта, по которому можно составить полученное знание. Данная модель позволяет ученикам написать сочинение, а нам систематизировать знания об изучаемом объекте.

(слайд №10,11)

РЕФЛЕКСИЯ: (Выведение знания на уровень понимания и применения)

Вернемся к ключевому вопросу занятия

(ИННОВАЦИИ, ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)

Попробуем составить синквейн (Работа в группах)

СЛАЙД №11

Правила написания синквейна

1 строка: тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь;

2 строка: 2слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта;

3 строка: образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта

4 строка: фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описывающему предмету или объекту;

5 строка: одно слово, обычно существительное, с помощью которого человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным предметом.

Защита синквейнов группой или представителем

ЭТАЛОН

Опыт

Смелый и безумный (на первый взгляд)

Ведет вперед, меняет все, дает свои плоды

Опыт –бесценное сокровище

Ответ

— Практика

— Реальная и жизненная

— Призывает к действию, накапливает опыт, дает результат

— практика – ожившая теория

— Воплощение

ОТДОХНЕМ И ПОИГРАЕМ слайд

№15

Миром будет править тот, кто быстрее добудет информацию

(можно предложить филворд)

Слайд №16

Были использованы:

РКМ (Развитие критического мышления)

СДП (системно-деятельностный подход)

Результат : Формирование УУД (личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2

3



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика