Умножение и деление на 9 Девятая часть числа


Тема: «Умножение и деление на 9. Девятая часть числа»

Цель: Закрепить знание таблицы умножения и деления на 9; формировать умение находить девятую часть числа; развивать умения решать задачи умножением и делением.

Планируемый результат: Знать правило нахождения доли числа и числа по его доле; уметь решать задачи, используя данное правило; Знать переместительное свойство умножения; уметь сравнивать выражения, используя данное свойство; применять правило при сравнении и в вычислениях.

Основные понятия: Умножение, деление, часть числа, площадь.

Метапредметные связи: литературное чтение.

Ресурсы: Учебник «Математика»2класс 2 часть, В.Н.Рудницкая УМК «Начальная школа 21века»,

Мультимедиа, раздаточный материал.

Организация пространства: Фронтальная, индивидуальная, работа в группах, в парах.

Организационный момент.

— Дорогие ребята, я рада вас приветствовать на заседании клуба «Что? Где? Когда?»

Нашу редакцию завалили письма из Простоквашино. Пока Дядя Фёдор, как и вы, сейчас учится в городской школе, у Матроскина, Шарика и почтальона Печкина возникло много вопросов и Что? И Где? И Когда? Вы, знатоки, обязаны нам помочь, иначе они не успокоятся и оторвут от учёбы Дядю Фёдора, а сейчас ещё не время каникул.

— Итак, мы начинаем прямой эфир с Простоквашино. Вы готовы? (Готовы!) А вы готовы? (Печкин со слайда: «Готовы!»)

— Пока крутится барабан, откройте тетради, запишите число, Классная работа.

Минутка чистописания. Постановка цели урока.

— На барабане выпало число 9. Напишите его до конца строки красиво, ведь это число самое интересное, потому что оно завершает счёт и в нём содержатся все числа. Мы сегодня не раз встретимся с этим числом, решая примеры и задачи на умножение и деление, а также будем находить 9 часть числа и число по его доле.

Устный счёт.

Под числом 9 у нас «Блиц — турнир». Это значит, что вам будет предложено несколько несложных вопросов, на которые вы все должны ответить правильно.

Приготовили веер цифр.

Работа в группах: мальчики показывают ответы на примеры, содержащиеся в синих кружках (от Шарика), девочки – в красных (от Матроскина).

63 : 9 48 : 8

24 : 6 18 : 2

40 : 5 21 : 7 (Ответы: 7 и 6; 4 и 9; 8 и 3.)

Определить, какая часть фигуры закрашена. Дети соглашаются с утверждением или отрицают его, затем говорят правильный ответ.

— Матроскин говорит, что закрашена третья часть круга. Так ли это? (Нет, половина или вторая часть)

— Пятая часть квадрата? (Нет, четвёртая часть)

— Шестая часть прямоугольника? (Да)

— Восьмая часть квадрата? (Нет, девятая часть)

— Две девятых? (Да)

Работа в парах. Найти площадь фигуры (коврика).

— На партах и на экране фигура – это коврик Шарика, который связала мама Дяди Фёдора, где площадь каждого квадратика равна 1дм². Шарик хочет знать всю его площадь. Её можно вычислить по разному, найдите удобный способ и выберите правильный ответ: 18 дм², 20 дм² или 24 дм²

(Можно пересчитать или по 5 взять 4 раза, т.е. 5 ·4 = 20 дм²)

— «Блиц – турнир» окончен. 1 : 0 в пользу знатоков.

4. Работа по теме урока. Решение задач. Задачи находятся в конвертах на партах под номерами.

1) Шарик: Сейчас рост у нашего Дяди Фёдора 1м 35 см. Если каждый год он будет

вырастать на 6см, то интересно, какой рост будет у него через 9 лет? Пройдёт ли он

в нашу дверь, если её высота 1 м 80 см?

Рост – 1м 35 см 1) 6 · 9 = 54 (см) – на столько вырастит.

Дверь – 1 м 80 см 2) 1 м 35 см

Вырастет — ?, за 9лет по 6см + 54 см

Станет — ? 1 м 89 см

1 м 89 см > 1м 80 см

Ответ: Дядя Фёдор не пройдёт в дверь по высоте.

Учитель: А теперь правильный ответ.

Шарик: Да мы тоже посчитали, что если Дядя Фёдор будет так расти, то набьёт

большую шишку. А мы этого не хотим! Но он тогда может стать волейболистом. А

это хорошо! Так что расти Дядя Фёдор! Расти!

Учитель: 2 : 0 в пользу знатоков.

Печкин: Дядя Фёдор, Матроскин и Шарик на день рождения подарили мне железную дорогу, о которой я мечтал с детства. А мыши, узнав про это, решили покататься. Сколько всего каталось мышей, если осталась четвёртая часть. Остальные, увидав меня, убежали. Сколько мышей убежало, если осталось 2 мышки?

Было — ? 1) 2 · 4 = 8 (мыш.) – было всего

Убежали – ? 2) 8 – 2 = 6 (мыш.)

Осталось – 2мыш., четвёртая ч. Ответ: 6 мышей убежало.

Учитель: А теперь правильный ответ.

Печкин: Мышей было 8, шесть убежало, а 2 как ни в чём не бывало, продолжали

кататься на моём поезде.

Учитель: 3 : 0 в пользу знатоков.

Матроскин: За неделю я съел 9 правильных бутербродов, а Шарик 3 раза по столько, но неправильных бутербродов. Сколько всего бутербродов мы съели с ним вместе?

Матроскин – 9 б.? 1) 9 · 2 = 18 (б.) – съел Шарик.

Шарик — 2 раза по 9 б. 2) 18 + 9 = 27 (б.)

Ответ: 27 бутербродов съели Матроскин и Шарик.

Учитель: А теперь правильный ответ.

Матроскин: Да, мы съели 27 бутербродов. А Шарик он какой? Ему хоть правильный,

хоть неправильный бутерброд, всё равно, лишь бы желудок свой набить.

Учитель: 4 : 0 в пользу знатоков.

Физминутка.

Печкин: У меня в почтовой сумке после обеда осталось 5 писем. Это 9 часть всех

писем. Сколько всего их было у меня с утра? (Устно.)

5 · 9 = 45 (п.)

Учитель: А теперь правильный ответ.

Печкин: Правильно! И так каждый день! Но вы всё равно пишите письма, у меня ведь

есть велосипед. Я на нём быстро все письма развезу.

Учитель: 5 : 0 в пользу знатоков.

Матроскин: Мы вчера с Шариком испекли 18 пирожков с творогом. Чтобы завести трактор Митю и съездить в магазин за костями для Шарика мы заправили в его бак 9 часть пирожков. Сколько пирожков осталось нам? Сможем ли мы их с Шариком поделить поровну? Если да, то по сколько нам достанется?

Всего – 18 п.1) 18 : 9 = 2 (п.) – заправили в Митю.

Заправили – ?, девятая ч. 2) 18 – 2 = 16 (п.) – осталось.

Осталось – ? 3) 16 : 2 = 8 (п.)

Ответ: по 8 пирожков достанется Шарику и Матроскину.

Учитель: А теперь правильный ответ.

Матроскин: Мы с Шариком съели по 8 пирожков. А вы в гости к нам приезжайте,

мы и вам пирожков напечём с творогом. У меня ведь молока завались! Я и творог и

сметану сам делаю. Ждем всех с нетерпением в наше Простоквашино!

Учитель: 6 : 0 в пользу знатоков.

Итог урока.

— Вот и подошло к концу заседание клуба «Что? Где? Когда?». Ниши знатоки ответили на все вопросы из Простоквашино и принесли своей команде победные очки. На память вам вручаются медали, а игроки, которые давали у доски правильные ответы, получают отметки.

— А теперь несколько слов о сегодняшней игре (на диктофон). Начать можете так:

— Я сегодня научился…

— Я сегодня узнал …

— Мне понравилось…

— При решении задач нам помогли … знания






See also:
Яндекс.Метрика