УМК Школа России


Пояснительная записка

Рабочая программа Косенко Е.В. по литературному чтению для 4 б класса создана на основе авторской программы Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г., Головановой М. В. «Литературное чтение» 4 класс – М.: Просвещение. 2011 год.

Авторская программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю). Рабочая программа, согласно учебному плану ГБОУ СОШ 2065 «Вектор», на 102 часа (3 часа в неделю). В связи с этим были равномерно уменьшены все разделы курса для полного его изучения и для увеличения часов на повторение.

Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Курс литературного чтения нацелен на достижение следующих целей:

овладение осознанным, правильным, беглым чтением; совершенствование всех видов речевой деятельности; развития интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг;

развитие художественно-творческих способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении; формировать умения понимать художественное произведение;

формирование нравственных чувств и представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать.

Изучение предмета решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы).

Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы.

Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.

Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Содержание учебного курса.

№ п/п

Тема раздела

Содержание

Количество часов

Летописи, былины, жития

Чтение летописи, былин, житие. Понимание значимости литературы для сохранения русской культуры. Сравнение текста летописи и исторических источников. Сказочный характер и герои былин. Пересказ былины от лица героя. Словесное описание картины В. Васнецова «Богатыри». Рассказ о битве на Куликовом поле. Интересные факты из жизни святого человека. Описание характера героев.

5

Чудесный мир классики

П.П. Ершов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов. Автобиография писателей и поэтов. Мотивы народной сказки и литературной, русской и турецкой. Герои сказок, их характеристика и отношение к ним. Деление сказок на части, составление плана, пересказ. Интонация стихотворений, авторское отношение к изображаемому, заучивание наизусть. Рисование иллюстраций к стихотворению. Особенности басни. Определение главной мысли. Смысл названия художественного текста и его герои.

17

Поэтическая тетрадь 1

Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Е.А. Баратынский, А.Н. Плещеев, И.С. Никитин, Н.А. Некрасов, И.А. Бунин. Автобиография поэтов. Картины природы в лирических стихотворениях. Передача настроения и чувства стихотворения. Ритм и интонация (тон, паузы, темп) в стихотворениях. Сравнения, эпитеты. Выразительное чтение, заучивание наизусть. Конкурс чтецов.

8

Литературные сказки

В.Ф. Одоевский, В.М. Гаршин, П.П. Бажов, С.Т. Аксаков. Автобиография писателей. Особенности литературных жанров. Текст-описание в содержании художественного произведения. Герои произведений и авторское отношение к ним. Мотивы народных сказок в литературном тексте. Рисование иллюстраций. Составление плана, пересказ, словесное иллюстрирование. Проект «Моя сказка».

10

Делу время – потехе час

Е.Л. Шварц, В.Ю. Драгунский, В.В. Голявкин. Нравственный смысл, жанр произведений. Особенности юмористического текста. Пересказ текста от лица героев. Смысл заголовка. Герои произведения.

6

Страна детства

Б.С. Житков, К.Г. Паустовский, М.М. Зощенко. Особенности развития сюжета. Герои произведения. Составление плана, пересказ.

6

Поэтическая тетрадь 2

В.Я. Брюсов, С.А. Есенин, М.И. Цветаева. Тема, главная мысль стихотворений. Выразительное чтение стихотворений. Тема детства в произведениях. Сравнение произведений разных авторов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов.

4

Природа и мы

Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.И. Куприн, М.М. Пришвин, Е.И. Чарушин, В.П. Астафьев. Анализ заголовка. Герои произведений и их характеристика на основе поступка. Деление текста на части, составление плана, выборочный пересказ. Составление проекта.

10

Поэтическая тетрадь 3

Б.Л. Пастернак, С.А. Клычков, Д.Б. Кедрин, Н.М. Рубцов, С.А. Есенин. Средства художественной выразительности. Картины весны, лета, осени в лирических произведениях. Мотивы народного творчества.

6

Родина

И.С. Никитин, С.Д. Дрожжин, А.В. Жигулин, Б.А. Слуцкий. Образ Родины в поэтических текстах. Авторское отношение к изображаемому. Конкурс чтецов других стихотворений о Родине.

6

Страна Фантазия

Е.С. Велтистов, Кир Булычев. Особенности фантастического жанра. Сравнение героев рассказов. Просмотр кинофильма.

7

Зарубежная литература

Дж. Свифт, Г.Х. Андерсен, Марк Твен, Сельма Лагерлеф. Герои приключенческой литературы и особенности их характеров. Сравнение героев и их поступков. Выразительное чтение диалогов. Пересказ понравившегося эпизода. Просмотр кинофильма.

12

Тематическое планирование.

п/п

Тема урока

Количество часов

Плановые сроки. Неделя.

Скорректированные сроки

1

Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда.

1

1

2

Из летописи «И вспомнил Олег коня своего».

1

3-4

Былина «Ильины три поездочки».

2

5

Житие Сергия Радонежского.

1

2

6-8

П.П. Ершов « Конек-горбунок».

3

9

А.С. Пушкин «Няне»

1

3

10

А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора…».

1

4

11-13

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

3

14

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека».

1

5

15-16

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».

2

17-18

Л.Н. Толстой «Детство».

2

6

19

Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень».

1

7

20-21

А.П. Чехов «Мальчики».

2

22

Урок-викторина «Чудесный мир классики».

1

8

23

Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…».

1

24

А.А. Фет «Весенний дождь», « Бабочка»

1

25

Е.А. Баратынский «Весна, весна…»

1

9

26

А.Н. Плещеев «Дети и птичка».

1

27

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…».

1

28

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки…».

1

10

29

И.А. Бунин «Листопад».

1

30

Повторение. Конкурс чтецов.

1

31-33

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

3

11

34-35

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

2

12

36-37

П.П. Бажов «Серебряное копытце».

2

38-39

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

2

13

40

Проект «Моя сказка».

1

14

41-42

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

2

43

В.Ю. Драгунский «Главные реки».

1

15

44

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка».

1

45

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».

1

46

Урок-викторина «Делу время – потехе час».

1

16

47-48

Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

2

49-50

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

2

17

51

М.М. Зощенко «Елка».

1

52

Тест «Страна детства»

1

18

53

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская».

1

54

С.А. Есенин «Бабушкины сказки».

1



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика