УМК Школа России Урок окружающего мира в 4 классе по теме Тундра


«Скажи мне – я забуду,

Покажи мне – я запомню,

Вовлеки меня – я пойму».

Урок по курсу «Окружающий мир»

по теме:

Тундра

УМК «Школа России»

Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. 4 класс. 1 часть.

Подготовила:

Квасова Вера Владимировна

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ № 4» с. Московского

Изобильненского района

Ставропольского края

2012 год

Тема урока: ТУНДРА.

Цель: создание условий для осмысления одной из важнейших задач общества – бережное отношение к природе — дело каждого гражданина России.

Задачи урока:

— способствовать формированию целеполагания как постановки учебной задачи;

— развивать умение работать над понятиями «Природные зоны», «Арктика», «Тундра», «Экологическая проблема»;

— способствовать формированию смыслового чтения;

— развивать умение структурировать информацию;

— способствовать формированию готовности к сотрудничеству и произвольному общению;

— развивать готовность к самостоятельной учебной деятельности;

— формировать у учащихся представление о природной зоне тундры, её географическом положении, климатических условиях, растительном и животном мире и деятельности человека в зоне тундры;

— воспитывать бережное отношения к природе, экономному использованию ее ресурсов;

— показать отрицательное влияние человека на экологию тундры;

— учить прогнозировать события, отвечать на вопросы;

— развивать рефлексивные процессы.

Оборудование

для учителя: компьютер, проектор, презентация «Тундра», «Физическая карта России»;

для детей: картинки с изображением оленей, карточки для работы в парах и группах.

Тип урока: комбинированный, работа с научным текстом.

Технологии: поддерживающего обучения, развитие критического мышления через чтение и письмо, ИКТ.

ХОД УРОКА:

Стадия вызова

— Друзья мои, я очень рада войти в приветливый ваш класс

И для меня уже отрада вниманье ваших умных глаз,

Я знаю каждый в классе гений, но без труда урок не впрок,

Скрестите шпаги ваших мнений, мы вместе сочиним урок.

— Я предлагаю Вам продолжить путешествие по природным зонам России.

— Покажите, пожалуйста, на карте, с какими природными зонами мы с вами уже знакомы.

Работа по карте («Физическая карта России»)

ПАрктика— это всё огромное пространство Северного Ледовитого океана вместе с морями и островами. К зоне арктических пустынь относится и северная часть полуострова Таймыр. На камнях островов встречаются мхи и лишайники, полярный мак; в водах морей – водоросли. Водорослями питаются рачки, рачками – рыбы, а рыбами – птицы: чайки, кайры, тупики, гагарки. Питаются рыбой и звери: тюлени и моржи, белые медведи.

Индивидуальный опрос

Учащиеся более подробно рассказывают о растительном, животном мире Арктики, о заповеднике «Остров Врангеля».

Графический диктант

— Я прочитаю высказывание. Если высказывание верное, то вы ставите знак «+». Если высказывание неверное, ставите знак «-».

1. Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана.

2. Территория Арктики не имеет коренного населения.

3. В Арктике для растений и животных сложились суровые условия.

4. В ледяной зоне растут кедры, березы, черемуха.

5. В Арктике обитают белые медведи, моржи, тюлени.

6. Арктический заповедник расположен на острове Врангеля.

7. Большое скопление птиц на скалах называют «птичьи рынки».

Ответы: — + + — ++ — (Учащиеся сдают графический диктант на проверку)

В путешествиях можно многое узнать

И друзьям об этом потом рассказать.

Новая природная зона приглашает нас

— И опять в экспедицию отправляется класс.

А чтобы тему урока узнать,

Кроссворд нам надо разгадать!

Работа в парах

5

1

3

В

А

В

4

О

Р

2

Р

Л

Д

6

К

Т

А

Ь

О

С

Т

У

Н

Д

Р

А

И

П

Г

А

О

Й

К

И

Е

С

К

А

К

Л

Л

А

Я

И

Вопросы:

1. Короткое название ледяной зоны.

2. Птица с необычным клювом.

3. Название острова, на котором расположен заповедник.

4. Арктика — царство снега и … .

5. Растение, живущее в толще воды.

6. Вид рыбы, обитающих в северных морях.

Стадия осмысления

— Какова же цель нашей экспедиции?

П

Изучение зоны тундры.

Работа по карте учебника и «Физической карте» на доске.

— Найдите эту природную зону на карте в учебнике. Что вы можете сказать о географическом положении тундры?

П

Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь.

— Покажите на «Физической карте» зону тундру.

Учащиеся показывают тундру на карте на доске.

Слайд 2-4.

Слово «тундра» в переводе с финского означает «бесплодная» или «враждебная». Зима там долгая, температура достигает -50 °С. Большую часть года тундра покрыта снегом, а под ним -вечная мерзлота, которая уходит на глубину 50 м. Вслед за зимой наступает весна, а затем короткое лето. Днем температура бывает от + 10 до +25 °С. Как вы думаете, как это отражается на почве?

П

Снег тает, превращается в воду. А земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота. И воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается.

Слайд 5.

Правильно. Оттаивает только верхний слой почвы на глубину от 10 до 50 см. Талые воды не просачиваются глубже, а потому в тундре много болот. И почва влажная или просто мокрая.

Слайд 6

ТУНДРА

Составление схемы:

равнина

вечная мерзлота

суровая длинная зима

прохладное короткое лето

Как вы думаете, богат ли растительный мир тундры?

П Растительный мир беден.

— Какие растения смогли приспособиться к суровому климату тундры?

Работа по иллюстрации учебника.

Рассмотрите иллюстрацию «В тундре весной» на стр. 88-89 учебника. Назовите растения тундры.

П Брусника, голубика, морошка, карликовая ива.

Слайд 7 — 9.

Карликовая береза, карликовая ива, морошка, голубика, мох, лишайники.

Какая у них наземная часть? Почему?

П

Все они очень маленькие, корявые, стелющиеся по поверхности земли, прячутся от сильного ветра и холода во мхах и лишайниках. Небольшие корни и маленькие листья.

Слайд 10.

— В тундре есть леса, которые не закрывают даже колени идущего человека. Все эти растения низкорослые. Мох-ягель — пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на меленькие деревца или кустики. Клюква — стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму. Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.

Слайд 11.

Составление схемы:

Растения —

низкорослые,

стелющиеся,

имеют небольшие корни,

маленькие листья.

Физкультминутка

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Тундра забелела,

Точно пеленою

Всю ее одело.

Работа по иллюстрации учебника.

— Рассмотрите иллюстрацию «В тундре весной» на стр. 88-89 учебника

Какие животные и птицы здесь обитают? Как они приспособились к жизни в тундре?



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика