УМК Школа России Урок окружающего мира в 4 классе по теме Лес и человек


«Скажи мне – я забуду,

Покажи мне – я запомню,

Вовлеки меня – я пойму».

Урок по курсу «Окружающий мир»

по теме:

Лес и человек

УМК «Школа России»

Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. 4 класс. 1 часть.

Подготовила:

Квасова Вера Владимировна

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ № 4» с. Московского

Изобильненского района

Ставропольского края

2012 год

Тема урока: ЛЕС и ЧЕЛОВЕК

Цель: создание условий для осмысления одной из важнейших задач общества – бережное отношение к природе — дело каждого гражданина России.

Задачи урока:

— способствовать формированию целеполагания как постановки учебной задачи;

— развивать умение работать над понятиями «Природные зоны», «Арктика», «Тундра», «Зона лесов», «Экологическая проблема»;

— способствовать формированию смыслового чтения;

— развивать умение структурировать информацию;

— способствовать формированию готовности к сотрудничеству и произвольному общению;

— развивать готовность к самостоятельной учебной деятельности;

— формировать у учащихся представление о значении леса в жизни природы и людей;

— воспитывать бережное отношения к природе, экономному использованию ее ресурсов;

— показать отрицательное влияние человека на экологию леса;

— учить прогнозировать события, отвечать на вопросы;

— развивать рефлексивные процессы.

Оборудование

для учителя: компьютер, проектор, презентации «Лес и человек», «Приокско-Террасный заповедник»; компакт-диск (CD-ROM) содержит запись «Голоса леса».; буклет «Берегите леса России». «Физическая карта России»;

для детей: картинки с изображением деревьев, грибов, трав, животных леса; карточки для индивидуальной работы, тексты для работы в группе.

Тип урока: комбинированный, работа с научным текстом.

Технологии: поддерживающего обучения, развитие критического мышления через чтение и письмо, ИКТ, здоровьесберегающая.

ХОД УРОКА:

Стадия вызова

— Друзья мои, я очень рада войти в приветливый ваш класс

И для меня уже отрада вниманье ваших умных глаз,

Я знаю каждый в классе гений, но без труда урок не впрок,

Скрестите шпаги ваших мнений, мы вместе сочиним урок.

— Я предлагаю Вам продолжить путешествие по природным зонам России.

— Покажите, пожалуйста, на карте, с какими природными зонами мы с вами уже знакомы.

Работа по карте («Физическая карта России»)

П Арктика— …

Зона тундры — …

Зона лесов занимает больше половины территории России. Площадь леса в России составляет 8 млн. 800 тыс. км² . В лесной зоне условия для живых организмов более благоприятные, чем в тундре: выше температура воздуха, больше осадков. Поэтому растительный и животный мир зоны лесов гораздо богаче.

Леса России можно разделить на несколько типов.

— Не называйте их, пожалуйста, это сделают твои одноклассники.

Работа в парах.

— Ребята, на ваших столах лежат отрывки из стихотворений русских поэтов. Прочитайте их, подумайте и скажите, о лесе какого типа может идти речь. Работаете в парах.

На каждом ряду по 1 стихотворению:

1. С. А. Есенин «Поет зима – аукает..»

Поет зима – аукает

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

(Тёмный, мохнатый хвойный лес – сосны.)

2. И. А. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом…»

Крупный дождь в лесу зелёном

Прошумел по стройным клёнам,

По лесным цветам…

Слышишь – Звонко песня льётся,

Беззаботный раздаётся

Голос по лесам.

(Широколиственные леса: клёны)

3. Н. А. Некрасов «Мороз-воевода» (из «Мороз, Красный нос»)

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои

Глядит – хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах? (Смешанные леса: сосны и дубы)

— Какие же типы лесов мы знаем?

П/о Хвойные леса – тайга, смешанные леса, широколиственные леса.

Индивидуальная работа по карточкам.

Соедините стрелками деревья и тип леса, в котором они произрастают:

У детей карточки:

пихта

берёза

кедровая соснатайга

липа

осина

соснасмешанный лес

лиственница

ельшироколиственный лес

дуб

клён

— Проверим, что у Вас получилось:

П

В тайге растут – пихта, кедровая сосна, сосна, лиственница, ель.

В смешанном лесу — пихта, берёза, кедровая сосна, осина, сосна, лиственница, ель.

В широколиственном лесу – липа, дуб, клён.

Круги Эйлера-Венна.

— Итак, подведём итог. Изобразите, пожалуйста, с помощью кругов Эйлера-Венна лес.

«Лес»

(Учитель вывешивает на доске слово «ЛЕС»)

Р

Объясните свой выбор.

Г

Ш

«Лес»

Возможные варианты:

С

Х

Ж

— В первую диаграмму можно добавить муссонный лес (место обитания амурского тигра) — Да, верно, можно добавить и субтропический лес (граб, бук) – там последние годы строится комплекс для зимних олимпийских игр в Сочи. Но эти типы лесов вы будете изучать на уроках географии в 8 классе.

— А все вместе давайте нарисуем сказку про лес, который нам показала ….

Нам понадобятся Сказочница — ….

Художник — ….

Лесовичок — ….

И много помощников – все Вы.

Составление Лесной сказки по опорным рисункам (рисунки — слова подчёркнутые в тексте) с элементами инсценирования.

П

Один художник решил нарисовать лес.

— Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!

Нарисовал ….. (Дети прикрепляют и называют деревья) Да такие они красивые получились, вот-вот ветки закачаются.

Вдруг, откуда ни возьмись, появился лесовичок и говорит:

— Это не лес! Без цветов, без трав – не лес!

Художник и говорит:

— Дорисую ……

Опять послышался голос лесовичка:

— Это не лес! Без животных – не лес!

Растерялся художник: каких животных ему нарисовать и тут ему на помощь друзья поспешили (Дети кратко рассказывают о животных леса)

Заулыбался лесовичок:

— Вот это лес.

— А я дорисую …. (сказала сказочница).

Учитель: Прислушайтесь: наш лес ожил. (Звучат «Звуки леса»). В нём зажурчал ручей, запели птицы.

Слайд 2.

— Лес – целый мир, в котором обитает множество растений, животных, грибов, жизнь которых тесно связана. Многое мы видим, а ещё больше скрыто от наших глаз. Физкультминутка.

— А сейчас встаньте и давайте пройдёмся по нашему сказочному лесу.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево, наклоняет.

Раз-наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клён.

— Спасибо за сказку, за прогулку. Итак, в нашем лесу появился Человек.

(Учитель вывешивает на доске слово «ЧЕЛОВЕК» и пишет между словами союз «И»)

— Прочитайте тему нашего сегодняшнего урока?

Учащиеся читают тему урока: ЛЕС И ЧЕЛОВЕК

— Между этими двумя понятиями я поставлю знак , обозначающий ЗНАЧЕНИЕ и

обозначающий ВЛИЯНИЕ, ВОЗДЕЙСТВИЕ.

— Попробуйте сформулировать основную задачу урока, опираясь на получившуюся схему. П/О Рассмотреть значение леса для людей и влияние человека на лес.

Стадия осмысления

— Как вы думаете, какое значение для человека имеет лес.

Коллективно составляется кластер «Значение леса»

Учащиеся высказывают свои предположения.

П/о – место отдыха (Слайд 3)

— поглощает углекислый газ и выделяет кислород (Слайд 4, 5)

— даёт питание (Слайд 6)

— Это ещё не всё!

Чтение с пометами.

— Прочитайте в учебнике статьи на странице 106-107. Читайте внимательно, с пометами, выбирайте, чем мы можем дополнить нашу схему.

— Посмотрите на тему нашего урока. Что бы вам хотелось к ней добавить?

Учитель добавляет слово «ПРИРОДА» и ставит , показывающую влияние леса на природу.

— Какова же роль леса в природе и жизни людей?

Учащиеся дополняют схему.

— очищает воздух от пыли,

— очищают воздух от болезнетворных бактерий,

— защищает водоёмы (Слайд 7),

— защищает почвы (Слайд 8),

Лес влияет и на климат. (Слайд 9)

— ослабляет силу ветра,

— уменьшает солнечную радиацию,

— сохраняет влажность почв и воздуха,

— регулирует температуру воздуха.

— дарит лекарственные растения (Слайд 10).

— Лес- источник древесины. (Слайд 11,)

Слайд 12-14.

Стволы используют для строительства, изготовления бумаги, мебели, как топливо. Корни, ветви, листья и семена используют как лекарственное сырьё, как сырьё для изготовления смол, скипидара, искусственной ткани и кожи, пластмассы, лаков и красок. Издавна древесину использовали для изготовления предметов народных промыслов.

Работа в группах (4 группы по 5-6 человек).



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика