УМК Перспектива Рабочая программа по окружающему миру 3 класс


КОМИТЕТ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТИМОНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

г. СОЛНЕЧНОГОРСКА 7

РОССИЯ 14 1 507 Московская область г. Солнечногорск-7 ул. Подмосковная

Тел./факс 994-36-46 E-mail: timonschool@mail.ru

«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании ШМО Директор школы _______ Серова В.В.

«__»_________2013 года «__»____________2013 года

____________________

Руководитель ШМО

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

____________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 3 «Г» класса

УМК «Перспектива»

Разработана на основе авторской программы

Плешакова А.А.

Учитель: Ларионова Т.Н.

2013г.

Пояснительная записка

Настоящая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно – методическому комплекту «Перспектива» программы для начальной школы А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой«Окружающиймир»М.:Просвещение,2013г. Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова, М.Ю. Новицкой 2011г. в полном соответствии.

Общая характеристика учебного предмета.

Смысловым стержнем программы 3 класса явится проблема жизненных циклов в существовании растений и животных, в бытии человека. На уровне, доступном пониманию младшего школьника, будет показана тонкая грань между живым и неживым.

Вначале будет дано представление об общей системе мироздания: планеты и звезды; Земля и Солнце; Луна и ее роль как спутника Земли — и введены понятия о телах и веществах, жидкостях и газах, их основных свойствах, роли в природе и жизни человека.

На этой основе будут показаны условия жизни на Земле: вода, воздух, свет, тепло, взаимосвязь живых организмов с неживой природой и между собой. Как единый ДОМ предстанут перед ребенком и целое мироздание, и отдельные экосистемы на Земле. Будут прослежены жизненные циклы животных в разных средах обитания: в лесу, на лугу, в водоеме, горах; показан процесс развития живых существ, ведущих как одиночный образ жизни, так и общественный. Одновременно будут вводиться правила поведения в разных природных средах с целью обеспечения безопасности жизни природы и человека.

Как особый уровень культурной организации жизненного цикла будет представлен круг жизни человека в традиционной семье от рождения до кончины. При этом будет раскрыта двуединая сущность человека: 1) человек как живой организм; основные системы органов человека, их роль в организме; 2) человек как духовное существо, обладающее волей и правом выбора на основе освоения базовых культурных ценностей: здоровый образ жизни, нравственные ценности материнства, отцовства, детства, старости; моральные нормы, права и обязанности в семье, школе и общественных местах.

Итог программы — мысль об ответственности каждого человека за преемственность культурных ценностей и сохранение круга жизни в природе и культуре.

Основанием для выбора данной программы послужило то, что программа по курсу «Окружающий мир» обеспечивает формирование универсальных учебных действий: познавательных (общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться».

Цель обучения:

развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог;

освоение знаний об окружающем мире, единстве природного и социального, их многообразии, о человеке и его месте в природе и в обществе;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, чувства красоты природы, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме, сохранять и укреплять свое физическое и психическое здоровье, охранять природу.

Задачи курса:

• систематизировать имеющиеся у детей представлений об окружающем мире;

• формировать элементарные представления о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;

• познакомить с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);

• способствовать социализации ребенка;

• развивать познавательные процессы (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

• воспитывать внимательность, наблюдательность, любознательность;

• формировать самостоятельную познавательную деятельность;

• воспитывать бережное отношение к природе и продуктам труда людей.

Место предмета в учебном плане.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и учебным планом школы предмет «Окружающий мир» изучается в 3 классе по 2 часа в неделю (68 ч. в год). Результатами изучения предмета должны стать получение нового образовательного результата как совокупность предметных умений, универсальных действий и личностных результатов.

Основное содержание программы.

№ п/п

Раздел

Количество часов

1.

Радость познания.

11 часов

2.

Мир как дом.

24 часа

3.

Дом как мир.

23 часа

4.

В поисках Всемирного наследия.

часов

 

Одной из наиболее важных составляющих духовно-нравственного развития детей в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» (включён в определённые разделы) является семейное и патриотическое воспитание. В наше время, когда воспитательная роль семьи снижена до предела, когда семья как социальный институт стоит на грани выживания, особенно актуально осознанное обращение детей к жизни родителей, а родителей к жизни детей. Поэтому в блоке внеклассной, внешкольной работы особое место уделено возрождению культуры и духовного уровня семьи, а также воспитанию любви к родному дому, городу, краю.

Требования к уровню подготовки обучающихся 3 класса

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения конкретного учебного предмета.

Освоение учебного предмета «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение учебного предмета «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаковосимволических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении учебного премета «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

развитие навыков устанавливать и выявлять причинноследственные связи в окружающем мире.

Учащиеся узнают

 компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные ископаемые. Их основные свойства;

 компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микроорганизмы;

 группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, некоторые их отличительные признаки;

 группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, некоторые их отличительные признаки;

 некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

 взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы; правила поведения в природе;

 строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены.

основные свойства воздуха, воды;

условия, необходимые для жизни живого существа;

правила охраны и укрепления здоровья;

Учащиеся научатся:

определять свойства различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры).

различать объекты природы и предметы труда; объекты неживой и живой природы;

различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);

приводить примеры представителей разных групп растений и животных (не менее 3 представителей из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

Понимать условный язык карт и планов, пользоваться масштабом;

показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названия); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города), места отдельных исторических событий (2-3);

описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, жизни, быта и культуры России;

использовать термометр для измерения температуры воздуха;

устанавливать связи между жизнью живых существ и сезонными изменениями в природе;

применять приемы ухода за растениями в соответствии с условиями их жизни;

выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

устанавливать зависимость между поведением людей в природе и его последствиями; оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), выполнять правила поведения в природе;

рассказывать о родном крае, родной стране, столице.

Учащиеся смогут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Перечень учебно-методического обеспечения.

Программа курса «Окружающий мир» под редакцией авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая, «Просвещение», 2011 год;

А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» в двух частях, Москва, «Просвещение», 2013 год.

А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Учебник в двух частях «Окружающий мир», Москва, «Просвещение», 2013 год.

Уроки по окружающему миру. 3 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова, Е.В. Мартинкова, Ю.В. Саркисян, М.: Просвещение, 2013г.

Календарно – тематическое планирование по курсу «Окружающий мир» (34ч).

сроки

Тема урока

Решаемые проблемы

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

Радость познания (11ч.)

1

Свет знания.

Что движет людьми в познании мира? Что познаёт и использует человек? Какие средства общения были в древние времена?

Любознательность, изобретения, открытия, выбор, знания.

Сформировать представление о том, что стремление к творческому познанию окружающего мира есть отличительная черта человека; показать сферы познания, которыми являются природа и культура. Выявить особенности познания.

Знать несколько народных пословиц о силе человеческого ума и знаний. Уметь привести примеры того, как изобретения на основе познания природы и общества изменяют жизнь современного человека.

Ответственность перед природой и другими людьми.

2

Как изучают окружающий мир?

С какой целью маленький ребёнок может ломать игрушки?

Наблюдение, опыт, измерение, моделирование, инструменты, приборы, лабораторное оборудование.

Сформировать понятие о методах исследования окружающего мира, об этапах исследования, измерительных приборах, инструментах, о лабораторном оборудовании.

Научиться характеризовать методы исследования, знать основные приборы, инструменты и оборудование, необходимые для исследования окружающего мира.

Интерес к изучению окружающего мира.

3

Книга – источник знаний.

Какие книги входят в раздел справочной литературы? Как помогают справочники?

Словарь, энциклопедия, путеводитель, атлас.

Познакомить с разными типами словарей, справочников, путеводителей; научить пользоваться справочной литературой.

Знать важнейшие особенности расположения сведений в изданиях справочного характера. Уметь разыскать необходимые сведения в словаре, справочнике, путеводителе. Представить научно – популярную книгу, кратко раскрыв её содержание.

Интерес к научно – популярной литературе.

4

Отправимся на экскурсию.

Что обозначает слово экскурсия?

Экскурсия, экскурсовод.

Сформировать представление об особенностях различных учреждений научно – просветительского характера. Научить детей задавать вопросы экскурсоводам по теме и содержанию экскурсии?

Уметь задавать вопросы для удовлетворения потребности в расширении знаний, определяемой личными интересами; кратко раскрыть содержание экскурсии.

Любовь к родному краю. Интерес к культурному многообразию.

5

О чём расскажет план.

Что вы будете делать, если местность вам незнакома?

План местности, условные знаки, масштаб. План города.

Сформировать понятие о плане местности и его видах, о масштабе, об ориентировке относительно сторон света, условных обозначениях на плане.

Уметь различать условные обозначения на плане, изучить и уметь читать план своего города. Характеризовать планы, уметь начертить простейший план и указать на плане своего населённого пункта путь от дома до школы.

Интерес к чтению планов и их практическому использованию.

6-7

Планета на листе бумаги.

Назовите отличие плана от карты.

Карта мира, континент (материк), часть света, Евразия, Африка, Австралия, Северная и Южная Америка, Антарктида.

Сформировать понятие о карте, научить читать карту мира. Дать понятие о континенте (материке)

Уметь сопоставлять изображения на глобусе и карте мира. Читать карту по условным обозначениям на ней. Показывать на глобусе и карте материки и океаны.

Интерес к путешествиям по карте.

8

Страны и народы на политической карте мира.

Что такое политическая карта мира? Как изображаются разные страны на политической карте?

Политическая карта мира, страны, народы.

Научиться находить местоположение страны, её границы, столицу. Познакомить с многообразием внешнего облика представителей разных народов.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика