Умения учителя-дефектолога


Умения учителя-дефектолога

г н о с т и ч е с к и е;

п р о е к т и р о в о ч н ы е;

к о н с т р у к т и в н ы е;

о р г а н и з а ц и о н н ы е;

к о м м у н и к а т и в н ы е.

Гностические умения –

изучение учебных возможностей дошкольников педагогическими средствами (анализ работ и устных ответов детей, определение уровней их обученности, отношения к различным видам деятельности, видам работы на занятии), выявление степени проявления эмоций, воли, рефлексии, самооценки в учебно-воспитательном процессе отдельными детьми и группой в целом);

изучение программных и учебно-методических материалов (определение ведущих идей, концепций, научных подходов, глобальных целей и задач изучения конкретного раздела, темы; умение находить критерии оценки результатов изучения раздела программы, определять основные элементы знаний (понятия, факты и др.) и предметные умения в рамках раздела, темы, определять основные формы учебной информации (тексты, иллюстрации, вопросы, задания, образцы выполнения); анализ образовательных технологий и определение их реального использования в конкретных условиях);

анализ и критическое осмысливание наблюдаемого учебно-воспитательного процесса в целях усвоения передового педагогического опыта;

изучение и оценивание собственных педагогических способностей (использование диагностических тестов, рефлексирование, определение положительных и негативных сторон своей педагогической деятельности – коммуникативных и организаторских способностей, способности к фасилитации, адекватной самооценке);

анализ занятия, проведение самоанализа и анализа занятий своих коллег, использование разных видов анализа;

обоснование своего выбора учебной информации, методов и форм обучения, коррекции;

оценка ход и результатов учебной деятельности (умение проанализировать или прокомментировать ответ дошкольника, определить ошибки и недочеты в учебных действиях и их результатах, применить критерии оценки).

Проектировочные умения –

умения определять и формулировать коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие и коррекционно-воспитательные цели и задачи предстоящей деятельности по отношению к занятию и по отношению к отдельным этапам и аспектам занятия;

умения определять логику и последовательность работы над новым учебным материалом;

умения связывать способы работы с учебным материалом и типичные затруднения дошкольников;

умения продумать возможные варианты вопросов к дошкольникам для включения их в самостоятельную учебно-познавательную деятельность на занятии;

умения продумать методическую структуру занятия, разные ее варианты;

умения предусмотреть контрольные микроэтапы в занятии.

Конструктивные умения –

умения выбрать оптимальное сочетание методов, приемов, форм и специальных средств обучения на занятиях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

умения находить наиболее рациональные и эффективные приемы коррекционного воздействия;

умения подбирать готовую учебную информацию (тексты, иллюстрации, схемы, таблицы, вопросы и задания к учебному материалу);

умения создавать свои варианты учебной информации;

умения разрабатывать, создавать наглядные и дидактические пособия;

умение разработать и оформить конспект занятия;

умения разработать разноуровневые контрольные тесты (сформулировать вопросы, задания, задачи, примеры, упражнения и т.д.);

умение составлять опорные конспекты.

Организационные умения

умения предъявлять дошкольникам дисциплинарные требования;

умения объявлять детям цели предстоящей работы, создавать целевые установки, ставить учебные задачи;

умения создавать стимулирующие дошкольников ситуации;

умения обеспечить и поддерживать внимание детей;

умения выбрать и применить приемы мнемонической деятельности детей;

умения обеспечить условия для успешной учебно-познавательной деятельности дошкольников: Инструментарий, разнообразная по содержанию, форме и объему помощь, чистота и порядок в кабинете, групповой комнате;

умения организовать групповую работу на занятии;

умения оценить ответы детей (дать качественную словесную оценку, прокомментировать ответ и т.д.);

умения стимулировать дошкольников к постановке ими вопросов, дополнениям, исправлениям, замечаниям;

умения организовать взаимопомощь среди детей, взаимоконтроль выполненной работы;

умения объединить детей в группы для выполнения заданий;

умения своевременно внести коррективы в намеченный план занятия в зависимости от сложившейся ситуации;

умения организовать и провести учебную экскурсию;

умения привлечь родителей для оказания помощи своим детям в выполнении учебных заданий.

Коммуникативные умения –

умения сообщить информацию;

умения выслушать ответ ребенка;

владение приемами аттракции;

предупреждение конфликтов;

умения разрешить конфликтную ситуацию;

умения определить настроение ребенка, изменить (улучшить) его;

умения обеспечить фасилитацию (выразить собственную позицию, уверенность в возможностях ребенка);

умения позитивно взаимодействовать с родителями;

умения устанавливать деловые контакты с коллегами.






See also:
Яндекс.Метрика